Формирование навыков чтения
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Для работы с детьми по формированию навыков чтения были разработаны и использованы различные игровые приемы. Все представленные ниже задания носят непринужденный игровой характер:
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.
Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.
Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.
Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
4. Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.
Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.
5. Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка. (Приложение 3)
Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.
6. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.
7. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.
8. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.
9. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.
В этом упражнении есть секрет - упражнение с хитринкой. Дело в том, что ребенок может заметить, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Эти два упражнения формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
1. Сильная игровая мотивация;
2. Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
3. Словесно-логическая память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)
4. Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя)
5. Расширение поля зрения.
Если взрослый заметит, что ребенок поступает именно так, то надо незаметно этому способствовать и передвигать лист медленнее.
Это упражнение одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него необходимо тратить как можно больше времени.
10. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.
Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
11. Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Это упражнение способствует:
1. Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
2. Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
3. Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.
12. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:
1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка;
2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделалиможно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.
Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.
Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
13. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой (Приложение 4).
Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию. Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.
14. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.
Это упражнение:
1. Вносит разнообразие, оживление в процесс чтения;
2. Создает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения;
3. Развивает произвольное внимание;
4. Способствует развитию глазодвигательной активности.
15. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их. (Приложение 5)
Это упражнение развивает способность узнавания букв русского алфавита, изображенных несколькими способами, что необходимо при чтении текстов художественной литературы. Кроме общеучебных умений, это упражнение развивает произвольность внимания.
16. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.
Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста.
Представленные выше упражнения направлены на формирование и коррекцию первого компонента навыка чтения - техники чтения.
Вторым компонентом навыка чтения является понимание текста. Ниже представлены упражнения, которые помогут развивать данный компонент.
17. Игра “Пять вопросов”: ребенок загадывает слово, а дети задают ему вопросы о значении этого слова. На вопросы можно отвечать только “да”, “нет” и “не знаю”. Задается только 5 вопросов. Дети должны угадать слово, которое загадал ведущий.
18. Поиск противоположных предметов: называется какой-либо предмет. Надо перечислить как можно больше предметов, противоположных заданному. Противопоставлять предметы можно, беря за основу разные свойства и признаки предмета.
19. Найди противоположные слова: в каждой строчке даются 5 слов, из которых нужно выбрать 2, имеющих противоположное значение. Например,
1) постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда;
2) любой, некоторый, какой-нибудь, этот, никакой;
3) принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, экономить;
4) жизнерадостный, незаметный, добрый, выдающийся, глубокий.
20. Нахождение внутритекстовых связей: ребенку предлагается расставить строчки стихотворения в нужном порядке. Например:
В косматой его бороде.
Трещит по замерзшей воде,
Идет, по деревьям шагает.
И яркое солнце играет. (Н.А. Некрасов)
На велосипеде.
Задом наперед.
А за ними кот
Ехали медведи (К.И.Чуковский)
По Заставе Ильича
В доме восемь дробь один
По прозванью Каланча
Жил высокий гражданин (С. Михалков)
Я пришла к выводам, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе особенных детей является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Самым главным является то, что учитель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.
Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....