Урок чтения в 1 классе "Н.Носов "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Бусыгина Татьяна Викторовна

Урок чтения в 1 классе "Н.Носов "Живая шляпа" представляет собой полностью разработанный план-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 г. Йошкар-Олы»

Республики Марий Эл

    УРОК  ЧТЕНИЯ  В  1  КЛАССЕ

                                                                           Учитель начальных классов

                                                                          Бусыгина Татьяна Викторовна

                                                 Йошкар-Ола

2021 год

ТЕМА: Носов Н. Н. «Живая шляпа»

КЛАСС: 1

ТИП УРОКА:  Урок  ознакомления с новым  материалом

ЦЕЛИ: 1)учить детей определять жанр и тему произведения;

2) расширять читательский опыт через знакомство с произведениями нового автора;

3) воспитывать интерес к чтению, используя разнообразные задания в работе с текстом;

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная доска, проектор,  портрет Носова Н. Н., таблички со словами, эпиграф на доске; у детей на партах листочки бумаги, цветные карандаши; магнитофон с записью мелодии для физкультминутки;

ПРОГРАММНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 1) программа  просмотра изображений; 2) Smart Notebook;

ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ: 1)  отсканированные иллюстрации к рассказам  В. Драгунского; 2)отсканированный портрет Н. Н. Носова; 3) кроссворд с подвижными буквами, составленный автором;

АННОТАЦИЯ К УРОКУ: Урок  посвящён знакомству с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа». На уроке представлены различные формы работы с произведением, повторяются и закрепляются знания, полученные детьми на предыдущих уроках. Учитель использует творческие приёмы, повышающие интерес к предмету и  процессу чтения в целом.

ПЛАН  УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Знакомство с новым писателем.

4. Работа над произведением.

5. Моделирование произведения.

6. Определение характеристики произведения и его автора.

7. Выразительное чтение по ролям.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы на протяжении всего урока вы были не просто слушателями, а ещё и внимательными и думающими читателями.

- Что значит быть внимательным читателем? ( читать с вниманием, размышляя, рассуждая, слушая мнения других и имея своё мнение)

2. Проверка домашнего задания.

На экране информационной доски показаны иллюстрации к прочитанным ранее произведениям В. Драгунского. ( файл  4)

- Вы узнали произведения? Назовите. ( «. . .и чего не люблю», « Заколдованная буква». « Тайное становится явным»)

- Что объединяет все эти произведения? ( это рассказы, их написал В. Драгунский)

- Правильно, в течение нескольких уроков мы с вами изучали произведения этого автора.

Давайте проверим, какими внимательными читателями вы были. Для этого разгадаем

кроссворд.

На экране информационной доски появляется кроссворд( файл «Кроссворд с буквами»). Учитель спрашивает детей и они вписывают буквы в клеточки кроссворда.

1 . Как звали девочку из рассказа Драгунского «Заколдованная буква»?

2. Куда обещала мама сводить своего сына, если он съест всю кашу?

3. Вставьте слово: ....не люблю, когда день рождения, играть в...............- я не маленький.

4. Про что сказано: «Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом.»

5. Как звали мальчика в рассказе «Тайное становится явным»?

6. Куда попала каша?

- О ком писал В. Драгунский? (О детях.)

Верно, он рассказывал интересные, смешные истории из жизни детей, ваших ровесников.

3. Знакомство с новым писателем.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним писателем, который в своих произведениях

рассказывает о детях. Догадались, кто это?

Верно, это Николай Николаевич Носов.

На инф. доске появляется портрет писателя( файл 5). Учитель рассказывает некоторые факты  из биографии Носова.

- Носов Н. Н. (1908- 1976) родился 23 ноября в Киеве в семье актёра. В юности увлекался театром, музыкой. В 1932 году окончил Московский государственный институт кинематографии и после этого работал кинорежиссёром, постановщиком мультипликационных, научно- популярных и учебных фильмов.

Носов не собирался писать рассказы для детей. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей забавные маленькие рассказы. С этого дня стал служить детской литературе. Свой первый рассказ «Затейники» он напечатал в журнале «Мурзилка» и с тех пор его рассказы стали появляться регулярно. Писатель рассказывает о жизни детей в очень увлекательной интересной форме, поэтому все его произведения вызывают живой интерес у всех читателей.

- Прочитайте название рассказа на доске: «Живая шляпа».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? (Дети отвечают)

4. Работа над произведением.

А) Первичное чтение учителем.

- Понравился ли рассказ? Чем? Хочется перечитать? Б)Чтение учащимися «цепочкой».

- Как шляпа стала «живой»?

- Что смешного в поведении мальчиков?

- Почему нам смешно, а мальчикам страшно?

- Как раскрылась тайна «Живой» шляпы?

- какой был кот?

- Как его звали?

Физкультминутка. ( Под музыку дети выполняют различные упражнения)

В) Игра «Внимательный читатель»

Проверим, как быстро вы ориентируетесь в читаемом тексте. Я начинаю предложение, вы

его находите и дочитываете до точки.

- Вдруг позади них....

- Володя подошёл.....

- что ты....

- Шляпа выползла....

- Соскочили с дивана...

Я первый раз....        Они набрали....               Владик схватил...        Он только...

Г) Обобщение.

- В чём была тайна «живой шляпы»?

- Как мальчики относились к котёнку?

- Какие слова говорят о том, что они любят Ваську?

- Останутся ли они друзьями?

5. Моделирование произведения.

На листочках - дети, а учитель на инф. доске под комментирование уч-ся.

- Назовите жанр произведения. (Рассказ, значит - прямоугольник)

- Тема - о детях, значит - жёлтый цвет.

- Кто автор произведения. (Красный цвет.)

- Как называется рассказ? (Синий цвет).

На обратной стороне условно обозначаются главные герои, рисуются стрелки,

повторяется понятие «диалог».

6. Определение характеристики произведения и его автора.

- Какой это рассказ? ( Из предложенных вариантов на доске дети выбирают подходящие)

- Как вы думаете, каким человеком был автор произведения? (Дети отвечают)

Учитель предлагает прочитать на доске высказывание В. Катаева о Носове:

«У этого талантливого человека вечно юная, по-детски чистая, чудесная душа».

7. Выразительное чтение по ролям.

Уч-ся читают отрывок по ролям.

8. Итог урока.

Учитель комментирует работу детей на уроке, отмечает яркие ответы

9. Домашнее задание.

1) Пересказать от имени котёнка.

2) По желанию нарисовать иллюстрацию к рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме: Т.Янсон. "Шляпа Волшебника" .Вступление.1-я часть.

Урок-знакомство с Муми-семействомом. С целью предупреждения затруднений восприятия текста дети до чтения знакомятся с главными героями повести, сюжетом, историей создания. В презентации используются а...

Конспект открытого урока по литературному чтению " Н. Носов "Живая шляпа"

Конспект открытого урока по литературному чтению  " Н. Носов "Живая шляпа"...

Урок чтения во 2 классе. Тема: Н .Н. Носов. "Живая шляпа"

    продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”      формировать умение определять и анализировать композицию произведения...

Урок чтения во 2-м классе. Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"

Урок чтения во 2-м классе. Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"Цели урока:      продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”      формирова...

Урок по литературному чтению. Н Носов " Живая шляпа" 2 кл УМК "Гармония"

Литературное чтение, 2 класс,  УМК «Гармония», автор учебника О.В. Кубасова.Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа».Дидактическая цель: Создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шл...