Обучение литературному чтению в начальной школе
статья по чтению
В статье говорится о теоретических моментах в обучении литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obuchenie_literaturnomu_chteniyu_v_nachalnoy_shkole.docx | 14.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение литературному чтению в начальной школе всегда ставило перед собой цель соотношения задач техники чтения – беглого, правильного, сознательного, выразительного – и литературного образования, формирования личности читателя, проблемы сочетания эстетического и литературоведческого подходов. Развития речи опирается на психологию речи, на систему «говорящий – слушающий», на механизмы говорения и аудирования, структуру текста, на критерии культуры речи в действии. Исторический принцип помогает проследить тенденции развития предмета.
Необходимо изучать закономерности речевого развития детей на разных этапах, закономерности формирования языковых понятий у школьников, осознания практически усвоенного языка.
При обучении детей первоначальному чтению надо учитывать ту его особенность, что глаза при чтении, как это было установлено психологией еще в прошлом веке, двигаются не равномерно по строке, а скачками, короткими «пробежками». После каждой из них возникает короткая остановка – фиксация. Именно в это время и происходит опознание одной или нескольких букв, слов и даже группы слов. Фиксируя даже одну букву при чтении, глаза в своем движении по строчке замечают и несколько соседних с ней букв. В этом сказывается присущее нашему зрению так называемое боковое поле видения. В отношении процесса чтения его чаше называют полем чтения.
У человека, хорошо владеющего навыком чтения, как правило, оказывается сравнительно широким и поле чтения. Оно охватывает сразу несколько букв, слогов и даже слов, а то и предложений. Существенно важным является с самых первых, так сказать, изначальных шагов по овладению ребенком умениями чтения методически обеспечить занятия таким образом, чтобы поле чтения у ребенка не замыкалось на одной букве, а охватывало по меньшей мере две буквы, образующие слияние. Практика подтверждает, что при такой постановке занятий поле чтения расширяется значительно более быстрым темпом. Хорошо использовать при работе таблицы Шульте.
Чтение и разбор букварных текстов составляют центральное занятие на уроках обучения грамоте. Из множества видов работ, хорошо известных в практике преподавания и освоенных многими учителями, хочется отметить прежде всего первичное чтение текста. Часто букварный текст первоначально читает сам учитель. После завершения чтения могут следовать несколько стандартных вопросов типа: понравился ли рассказ, стихи? Что и кому было не совсем понятно – слова, предложения? О чем же этот рассказ (стихи)? Соответствует ли название произведения его содержанию (если есть название)? Если название отсутствует в учебнике, то какое можно дать свое? Затем можно предложить детям проверить, в каких словах ученики определили слоги, помещенные в столбиках.
Практически это может выглядеть так: как ты понял значение такого-то слова, словосочетания? Какая мысль заключена в данном предложении? Согласен ли ты с нею или нет? О чем этот рассказ (стихотворение)? Что, на твой взгляд (по твоему мнению), хотел сказать автор своим произведением читателю? Какие мысли и рассуждения возникли у тебя во время чтения (слушания) этого текста? Согласен ли ты с автором и теми выводами, которые родились при чтении и после него, после некоторых рассуждений? Запомнились ли тебе какая-либо фраза, предложение из текста? Почему? Чем именно? Какая картина возникла в твоем воображении при чтении части произведения? К каким другим частям рассказа можно отнести иллюстрацию, помещенную в учебнике? Нравится ли тебе она? Чем именно? К каким другим эпизодам текста смог ты устно нарисовать свою иллюстрацию? Объясни свой выбор... и т. д.
В число заданий по разбору содержания букварных текстов желательно включать такие, которые направляют внимание учеников на обнаружение слов, написание которых расходится с их произнесением. Другими словами, целесообразно в период обучения детей грамоте ввести наряду с, условно говоря, орфоэпическим так называемое орфографическое чтение, т. е. прочтение слов так, как они записываются согласно правилам орфографии. Например : «Прочитай, это слово так, как его надо записать, а теперь прочитай так, как его надо правильно произнести». Эти, условно говоря, два типа чтения – орфографическое и орфоэпическое – желательно практиковать не только во время обучения грамоте, но и, более того, на всем протяжении изучения русского языка (составной частью которого является чтение) в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...
«Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы....
Современные педагогические технологии обучения литературному чтению в начальной школе
Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. “Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.В программе по литературному чтению для 1-...
Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...
( Надомное обучение) Календарно – тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»УМК «Начальная школа XXI века» 2015-2016г.
УМК «Начальная школа XXI века» на 2015-2016 уч.г.Календарно – тематическое планирование по предмету«Литературное чтение», адаптированное для индивидуального учебного плана А___________ ...
Современные педагогические технологии обучения литературному чтению в начальной школе
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. В наш современный информационный век проблема чтения становится государственной. Наша страна теряет статус читающей страны. Главной причиной тако...
Современные педагогические технологии обучения литературному чтению в начальной школе
Современные педагогические технологии обучения литературному чтению в начальной школеАвтор: Тебиева Зарема Хазбиевнайцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыва Мун...