Рабочая программа литературное чтение 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа литературное чтение 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literaturnoe_chtenie_4_klass_2023.docx | 87.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Омской области
Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района Бюджетное образовательное учреждение Калачинского муниципального района Омской области «Воскресенская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДЕНО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 51073)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 4 класса
Составитель: Исакова О.В.
учитель начальных классов
с Воскресенка
2023-2024 год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, УЧЕБНОГО КУРСА (В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например, произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне»,
«Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И. Хемницер
«Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка», С.А. Есенин
«Лебёдушка» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» (1-2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Головкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
- читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста;
- анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;
- характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
- сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии);
- составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
- исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
- использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
- характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
- выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
- Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
- соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
- пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
- рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях;
- оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
- использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;
- сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
- понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга;
- определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
- оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;
- осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
- участвовать в театрализованной деятельности: инсценирование и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
- соблюдать правила взаимодействия;
- ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
- В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский язык», которое реализуется средствами предмета
«Литературное чтение», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Русский язык».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, УЧЕБНОГО КУРСА (В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
- освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
- выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
- проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
- понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
- овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
- потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
- сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
- объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
- находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить не большие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
- осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
- демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
- читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
- различать художественные произведения и познавательные тексты;
- различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
- понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
- различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
- соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
- характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
- осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
- составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
- читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
- составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
- составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
- сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
- использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
- выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
- использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, УЧЕБНОГО КУРСА(В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УЧЕБНОГО МОДУЛЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
№ п/п | Тема урока | Реализация рабочей программы воспитания | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практическа я часть | ||||
1 | Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация) | - приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; -осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f67cc | ||
2 | Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной культуры. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6952 | |||
3 | Фольклор, как народная духовная культура. На примере былины «Ильины три поездочки» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6d1c | |||
4 | Герой былины - защитник страны. На примере былины "Ильины три поездочки" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f783e | |||
5 | Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола, устаревшие слова. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6e34 | |||
6 | Народные былинно- сказочные темы в творчестве художника В. Васнецова | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6f38https:// m.edsoo.ru/f29f70aa | |||
7 | Знакомство с новым жанром- эпическое произведение. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5afc | |||
8 | Средства художественной выразительности в стихотворном произведении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей; - овладение смысловым | 1 | |||
9 | Виды сказок: волшебные сказки. Народная сказка "Волшебное кольцо" | 1 | ||||
10 | Сказки народов России. Характеристика героев волшебной сказки. На примере русской | 1 | ||||
народной сказки "Волшебное кольцо" | чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; | |||||
11 | Страницы истории России, великие люди и события. Образ Александра Невского в произведении С.Т.Романовского «Ледовое побоище». На примере Житие Сергия Радонежского | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f62e0 | |||
12 | Виды сказок: сказки о животных, бытовые, волшебные. Представление в сказке народного быта и культуры. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f76cc | |||
13 | Сходство фольклорных произведений разных народов: тема, герои, сюжет. Представление в сказке нравственных ценностей, быта и культуры народов мира | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6ace | |||
14 | Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей на примере фольклорных | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6c04 | |||
сказок народов России и мира | ||||||
15 | Проверочная работа по теме «Фольклор – народная мудрость» | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7956 | ||
16 | Собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6ace | |||
17 | Творчество А.С. Пушкина. Составление устного рассказа «Моё любимое произведение А.С. Пушкина» | -понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; - потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0bdc0 | ||
18 | Творчество А.С. Пушкина Написание аннотации к книгам. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0aa06 | |||
19 | Лирические произведения А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a36c | |||
20 | Картины осенней природы в лирических произведениях А.С. Пушкина: сравнения, эпитет, олицетворения | в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества поэтов и писателей; | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7a78 | ||
21 | Средства художественной выразительности в стихотворном произведении «Зимняя дорога» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7ba4 | |||
22 | Картины природы в стихотворении А. С. Пушкина "Туча" и в репродукции картины И. И. Левитана «Вечерний звон» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a7f4 | |||
23 | Литературные сказки А.С.Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7cbc | |||
24 | Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8284https:// m.edsoo.ru/f29f85c2 |
25 | А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7e42 | |||
26 | Фольклорная основа авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7e42 | |||
27 | Сходство фольклорных и литературных произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского по тематике, художественным образам («бродячие» сюжеты) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f86d0 | |||
28 | Проверочная работа по теме «Творчество А.С. Пушкина» | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f890a | ||
29 | Творчество М. Ю. Лермонтова. Строфа как элемент композиции стихотворения «Парус» | -приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально эстетической оценки произведений художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9418 | ||
30 | Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утёс»: | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9558 | |||
31 | Лирические произведения М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9710 | |||
32 | Метафора как «свёрнутое» сравнение. Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f983c | |||
33 | Творчество Л.Н. Толстого – великого русского писателя | -понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; -ориентация в деятельности на первоначальные | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa66a | ||
34 | Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с отрывками из повести Л.Н.Толстого «Детство» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa7a0 | |||
35 | Научно-познавательные рассказы Л.Н.Толстого. Примеры текста- | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa8ae |
рассуждения в рассказе «Черепаха» и в повести Л.Н. Толстого "Детство" | представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; -понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. | |||||
36 | Анализ художественных рассказов Л.Н.Толстого. Особенности художественного текста- описания на примере рассказа «Русаки отрывков из повести Л. Толстого "Детство". Составление цитатного плана | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29faa20 | |||
37 | Особенности художественного текста- описания: роль портрета, интерьера в создании образа героя повести «Детство» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fab56 | |||
38 | Басни Л.Н.Толстого: выделение жанровых особенностей | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fac6e | |||
39 | Проверочная работа по теме «Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого» | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fad7c | ||
40 | Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a5e2 | |||
41 | Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd662 | |||
42 | Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова «Мальчики» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fdb80 | |||
43 | Авторский способ выражения главной мысли рассказа А.П. Чехова «Мальчики» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fdcc0 | |||
44 | Польза чтения и книги: книга- друг и учитель | -экологическое воспитание: бережное | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a6f0 |
45 | Картины природы в лирических произведениях. Поэты о красоте родной природы: анализ авторских приёмов создания художественного образа | отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; -потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9b34 | ||
46 | Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa21e | |||
47 | Описание явления природы в стихотворении В.А. Жуковский «Загадка»: приёмы создания художественного образа | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa002 | |||
48 | Сравнение образа радуги в стихотворениях В.А. Жуковского «Загадка» и Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9ee0 | |||
49 | Восприятие картин природы в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» и других его стихотворений | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa11a | |||
50 | Авторские приёмы создания художественного образа в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист»..» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9c42 | |||
51 | Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29faec6 | |||
52 | Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями. А.А. Прокофьев "Люблю берёзу | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb682 |
русскую..." | ||||||
53 | Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb420 | |||
54 | Средства создания речевой выразительности в стихотворения К.Д. Бальмонта "Камыши" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb556 | |||
55 | Особенности художественного текста. Составление текста- рассуждения на тему «Зачем нужна поэзия современному человеку» | -потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей; -приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально- эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb7e0 | ||
56 | Лирические произведения. А.А. Блок «Рождество» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb8f8 | |||
57 | Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0afd8 | |||
58 | Авторский способ выражения главной мысли в произведении В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b1c2 | |||
59 | Словесный портрет героя как его характеристика в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 1 | ||||
60 | Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь как особенность авторского сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце» | 1 | ||||
61 | Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» | 1 | ||||
62 | Назначение и | 1 |
Особенности иллюстрации в сюжетах сказов П.П.Бажова | создающих художественный образ; | |||||
63 | Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк- Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки | 1 | ||||
64 | Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные эпитеты) сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» | 1 | ||||
65 | Литературная сказка С.Т. Аксакова "Аленький цветочек" (сюжет, композиция, герои) | 1 | ||||
66 | Связь литературной сказки с фольклорной. С.Т. Аксаков "Аленький цветочек". | 1 | ||||
67 | Проверочная работа по теме «Литературная сказка» | 1 | 1 | |||
68 | Знакомство с авторами юмористических произведений. В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | -освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fef08 | ||
69 | Средства создания комического в произведении Н.Н.Носова «Замазка» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff336 | |||
70 | Знакомство с экранизацией произведений юмористических произведений. На примере экранизации «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца (1964 г.) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff44e | |||
71 | Герои юмористических произведений В. Ю. Драгунского «Денискины | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe36e |
рассказы» | художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; -первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; | |||||
72 | Средства выразительности текста Юмористического содержани я: В. Ю. Драгунского «Денискины рассказы». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08300 | |||
73 | Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe256 | |||
74 | Авторские ремарки: назначение и содержание на основе анализа характера героев произведения. В.Ю. Драгунского «Главные реки» | 1 | ||||
75 | Знакомство с новым жанром- пьесой- сказкой: «Теремок» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fecba | |||
76 | Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения, их структурные и жанровые особенности С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29feb52 | |||
77 | Пьеса- произведение литературы и театрального искусства. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe9ea | |||
78 | Пьеса как жанр драматического произведения. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe7c4 | |||
79 | Характеристика героев юмористических произведений. Л. Д. Каминский «Автопортрет» | -освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fede6 | ||
80 | Произведения о детях, их | 1 | Библиотека ЦОК |
жизни, играх и занятиях. Б. С. Житков "Как я ловил человечков" | сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; -бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - становление ценностного отношения к своей Родине, | |||||
81 | Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. Б. С. Житков "Как я ловил человечков" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff214 | |||
82 | Основные события сюжета, отношение к ним героев К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fba1a | |||
83 | Особенности художественного текста- описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fbb28 | |||
84 | Отличие автора от героя и рассказчика. М.М. Зощенко "Ёлка" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd43c | |||
85 | Отражение нравственно- этических понятий в рассказе М.М. Зощенко "Ёлка" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe6ac | |||
86 | Творчество Н.Г. Гарин- Михайловского. «Детство Тёмы» (отдельные главы): основные события сюжета | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd216 | |||
87 | Словесный портрет героя повести Н.Г. Гарин- Михайловского. «Детство Тёмы» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd31a | |||
88 | Осмысление поступков и поведения главного героя повести Н.Г. Гарин- Михайловского «Детство Тёмы». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd554 | |||
89 | Лирические произведения М.И. Цветаева "Наши | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a4b6 |
царства", "Бежит тропинка с бугорка…" | малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; | |||||
90 | Выразительность поэтических картин родной природы. И.А. Бунин «Детство» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc1b8 | |||
91 | Любовь к природе и родному краю – тема произведений поэтов. С.А. Есенина «Лебёдушка» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09dd6 | |||
92 | Проверочная работа по теме «Произведения о детях и для детей» | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe12a | ||
93 | Составление устного рассказа «Герой, который мне больше всего запомнился» | -ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c34c | ||
94 | Польза чтения и книги: книга- друг учитель. Виды информации в книге: научная, художественная, её справочно- иллюстративный материал. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c234 | |||
95 | Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы- тема произведений литературы. Д.С. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fbf6a | |||
96 | Основные события сюжета, отношение к ним героев. Д.С. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc0aa | |||
97 | Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни животных. А.И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc5f0 | |||
98 | Раскрытие темы о бережном | 1 | Библиотека ЦОК |
отношении человека к природе родного края в произведениях Т. Белозёрова | инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей; -бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; -осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; | |||||
99 | Особенности художественного описания родной природы в стихотворении С.Есенина «Лебёдушка» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fcd02 | |||
100 | Отражение темы «Материнская любовь» в рассказе В.П. Астафьева «Капалуха» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fce92 | |||
101 | Образ автора в рассказе В.П. Астафьев «Капалуха» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd0f4 | |||
102 | Особенности художественного текста. М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc30c | |||
103 | Авторское мастерство создания образов героев- животных. М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc4c4 | |||
104 | Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | ||||
105 | Основные события сюжета. Составление плана и пересказ рассказа В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | ||||
106 | Проверочная работа по теме «Произведения о животных и родной природе» | 1 | 1 | |||
107 | Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0bee2 |
Книги о Родине и её истории | ||||||
108 | Типы книг (изданий): книга- произведение, книга- сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c45a | |||
109 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX и XX веков. К.Д. Ушинский "Четыре желания" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5282 | |||
110 | Образ родной земли в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f539a | |||
111 | Авторский способ выражения главной мысли. А.Т. Твардовского «О Родине большой и малой» (отрывок): чувство любви к своей стране и малой родине | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f54c6 | |||
112 | Характеристика народной исторической песни о Ермаке Тимофеевиче: темы, образы, герои. | -осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f55de | ||
113 | Осознание понятий поступок, подвиг на примере произведений о Великой Отечественной войне. Песня защитников Брестской крепости. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f56ec | |||
114 | Наблюдение за художественными особенностями текста авторской песни. Знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны. В.П. Соловьёв- Седой "Эх, дороги!" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5c50 |
115 | Тема героического прошлого России в произведениях литературы. Ф. Н. Глинка "Солдатская песня" | первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f60a6 | ||
116 | Страницы истории России, великие люди и события. Выдающийся защитник Отечества Михаил Кутузов. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f61c8 | |||
117 | Проверочная работа по теме «О Родине, героические страницы истории» | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5e94 | ||
118 | Патриотическое звучание произведений о Родине, о славных и героических страницах истории России. Л. Кассиль "Главное войско" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5d7c | |||
119 | Приключенческая литература. Булычёв к. "Путешествие Алисы" | -понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fded2 | ||
120 | Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Е. Велтистов "Приключение Электроника" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a087e2 | |||
121 | Особенности басни как лиро-эпического жанра. С.В. Михалков. Басни стихотворные и прозаические. | -осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; -неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8eb4 | ||
122 | Сравнение басен: темы и герои, особенности языка. Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницера «Стрекоза», Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8ff4 | |||
123 | Аллегория и ирония как характеристика героев | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 |
басен. И.А. Крылов басня «Мартышка и очки» | ||||||
124 | Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Инсценирование басни И.А. Крылова. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9300 | |||
125 | Язык басен И.А. Крылова: пословицы, поговорки, крылатые выражения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9300 | |||
126 | Приключенческая литература. Особенности сюжета произведения «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы) | -приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально- эстетической оценки произведений художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; - овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08986 | ||
127 | Характеристика главного героя «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08b2a | |||
128 | Тестирование | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c8ec | ||
129 | Особенности построения (композиция) литературной сказки: составление плана. Х. К. Андерсен "Русалочка" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08cb0 | |||
130 | Средства художественной выразительности в литературной сказке. Х. К. Андерсен "Дикие лебеди" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09372 | |||
131 | Особенности художественного текста: портрет героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09502 | |||
132 | Средства создания комического. Анализ отдельных эпизодов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09674 |
произведения Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы) | инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. | |||||
133 | Книги зарубежных писателей. А. Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" (отдельные главы) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a097d2 | |||
134 | Виды информации. Поиск необходимой информации в толковом словаре. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b348 | |||
135 | Источники периодической печати. Золотой фонд детской литературы. В.Ю. Драгунский, И.П.Токмакова и другие - авторы детских журналов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c7c0 | |||
136 | Рекомендации по летнему чтению. Правила читателя и способы выбора книги. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c9fa | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 8 | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...