Конспект по литературному чтению 1 класс К.И. Чуковский "Путаница"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Класс: 1Б
Студентка: Романцова Николь Евгеньевна
Учебный предмет: Литературное чтение
Образовательная система: Школа России
Тема: К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Содержательная: знакомство с творчеством К.И. Чуковского
Деятельностная: создание условий для понимания идеи произведения
Задачи:
Дидактические:
1. Развивать умение читать вслух, бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному
2. Развивать умение вести «диалог с автором»
3. Учиться пользоваться элементарными приемами анализа текста; понимать главную мысль
4. Формировать умение делить текст на части
5. Формировать умение пересказывать текст по плану, иллюстрации
Развивающие:
1. Учиться сравнивать информацию словесную (текст), графическую/изобразительную (иллюстрация)
2. Учиться с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменение объекта, ситуации
3. Учиться выявлять недостаток информации
4. Учиться читать текст с разными интонациями, передавая свое отношение к событиям
5. Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
6. Учиться оценивать качество своего восприятия текста на слух
7. Учиться выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия
Воспитывающие:
1. Проявлять уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности
2. Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведения фольклора и художественной литературы
3. Понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ
4. Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познание произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умеет читать вслух, бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному
2. Умеет вести «диалог с автором»
3. Умеет пользоваться элементарными приемами анализа текста; понимать главную мысль
4. Умеет делить текст на части
5. Умеет пересказывать текст по плану, иллюстрации
Личностные:
1. Проявляет уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности
2. Приобретает эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведения фольклора и художественной литературы
3. Понимает образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ
4. Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познание произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей
Метапредметные:
Познавательные:
1. Сравнивает информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация)
2. Формулирует с помощью педагогического работника цель, планирует изменение объекта, ситуации
3. Выявляет недостаток информации
Коммуникативные:
1. Читает текст с разными интонациями, передавая свое отношение к событиям, героям произведения
2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
Регулятивные:
1. Оценивает качество своего восприятия текста на слух
2. Выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.
Оборудование: учебник, презентация
План урока:
1. Этап мотивации
1.1. Приветствие
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1. Беседа об авторе
3.2. Антиципация по названию произведения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1 Формулировка темы урока
4.2. Формулировка цели урока
4.3. Формулировка задач урока
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Первичное восприятие текста произведения. Аудио-сказка
5.2. Чтение по ролям
5.3. Чтение сказки «Путаница» по цепочке
6. Этап анализа произведения
6.1. Самостоятельное чтение
6.1. Беседа по сказке
7. Этап обобщения и интерпретации
8. Этап рефлексии учебной деятельности
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые Результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения УД | 1.1 Приветствие - Здравствуйте, ребята! - Солнце доброе встает, Светит к нам в окошко. Значит с вами мы должны Стать добрей немножко. Лучик солнышка поймайте, Его друг другу передайте. - Я надеюсь, что мы будем весь урок работать с лучиком добра в наших сердцах, т.к. сегодня на уроке литературного чтения мы отправляемся в гости к сказке. Сказки бывают разными - А как мы можем назвать сказку, которую написал народ? - А сказку, которую написал автор? | Приветствуют учителя Народные Авторская | Фронтальная | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - А сейчас мы с вами поиграем и вспомним, какие сказки вам известны - Что случилось? Вот беда! Разлетелись все слова. Вы названья соберите И героев назовите. - Ребята, меня один из сегодняшних сказочных героев попросил передать для вас карточки с заданием, на которых надо понять кто есть кто из героев сказок и соединить их линиями. - Вы будете работать в парах, приступайте к заданию, после выполнения поставьте ручки домиком. Айболит Разбойник Бармалей Доктор Муха Федора Бабушка Цокотуха Мойдодыр Тараканище Таракан Рукомойник - Теперь давайте проверим правильность, обратите внимание на слайд СЛ1 - Ребята, как вы думаете, почему вы справились с заданием быстро и правильно? - У всех этих персонажей один автор | Потому что мы знаем эти сказки и этих героев | Парная | |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Беседа об авторе - Ребята, чей это портрет? СЛ2 - А хотите узнать? -это Корней Иванович Чуковский СЛ3 Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Корней Иванович Чуковский – это его литературный псевдоним, т.е. ненастоящее имя, а настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков. Детским поэтом он стал случайно. Однажды ему пришлось ехать со своим маленьким сыном, который заболел, и у которого была высокая температура, в вагоне поезда. Чтобы мальчик не хныкал, отец стал рассказывать … «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть этот рассказ. Так появилась первая сказка «Крокодил». СЛ4 А его маленькая дочка не хотела умываться, и отец часто ей говорил: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…» Так и появилась сказка «Мойдодыр». СЛ5 Чуковский любил и животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц и насекомых. - Ребята, откройте учебник на странице 96-97, рассмотрите иллюстрации. Что на них изображено? 3.2. Антиципация по названию произведения - Сегодня мы познакомимся еще с другими сказками Корней Ивановича Чуковского, а как называется одна из них вы узнаете, когда отгадаете загадку Слышу в трубке голос брата. Говорю: - Алло, привет! И тотчас привет обратно По нему летит ответ СЛ6 - Правильно, телефон. А вторая сказка называется «Путаница», но о ней мы поговорим чуть позже | Не знаем Телефон | Фронтальная | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1 Формулирование темы урока - Ребята, как же будет звучать наша тема урока? СЛ7 4.2 Формулирование цели урока - Какова будет цель нашего урока? СЛ8 4.3 Формулирование задач урока Для того, чтобы мы поняли идею сказки, что должны сделать? | Сказки К.И. Чуковского «Телефон» и «Путаница» Познакомиться с творчеством писателя, и понять идею произведения Прочитать его | Фронтальная | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1 Первичное восприятие текста произведения. Аудио-сказка - Сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент аудио-сказки «телефон». Обратите внимание с какой интонацией читает автор. - Ребята, как читал автор? - Теперь прочитайте ее самостоятельно 5.2. Чтение по ролям - А знаете, эту сказку можно читать по ролям - Представим, что в руках у нас телефоны. (держим руку около уха). Поработайте в парах, один из вас будет автором, а другой – слоном. - Ребята, кто уже готов прочитать сказку по ролям? Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Мальчики потопали, Девочки похлопали. Вместе дружно повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 5.3 Чтение сказки «Путаница» по цепочке - Давайте прочитаем по цепочке еще одну сказку К.И. Чуковского, которая называется «Путаница». - Ребята, как вы думаете, почему автор назвал сказку путаница? Что там будет? - Хорошо, давайте проверим ваши предположения - Читаем по строчке | Слушают сказку Да Читают по ролям Потому что автор наверное все перепутал | Фронтальная | |
6. Этап анализа произведения Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи | 6.1 Самостоятельное прочтение «Путаница» - Ребята, сейчас прочитайте самостоятельно эту сказку 6.2. Беседа по содержанию «Путаница» - Ребята, о чем это произведение? - Зачем писатель все перепутал? - Какие животные встречались в сказке? | Чтобы было весело читать эту сказку | Индивидуальная Фрональная | |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | - Итак, наше путешествие в гости к сказкам К.И. Чуковского подходит к концу. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Вспомни сказку». К.И. Чуковский вырастил своё сказочное «Чудо-дерево». - А у наших у ворот Чудо-дерево растёт. Чудо – чудо – чудо – чудо Расчудесное. Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А весёлые книжечки, Да со сказками. - И мы сейчас «вырастим» своё чудо– дерево из обложек сказок Корнея Чуковского, которые растерялись на ваших партах. Вспоминаем сказки, находим нужную обложку и прикрепляем к дереву. Веселится народ - У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда «Телефон»
Лечит маленьких детей, Свинки замяукали – мяу – мяу, Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой (Мойдодыр) | Отгадывают загадки Создают «чудо-дерево» | Фронтальная Индивидуальная | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Извините, мне понадобилось позвонить. - Алло, это …? Скажи пожалуйста, как зовут автора сегодняшних произведений? - Алло, это …? Скажи пожалуйста, с какими сказками Чуковского мы сегодня познакомились? - Алло, это …? Скажи пожалуйста, а что ещё мы делали на уроке? - Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба со сказками и книгами К.И.Чуковского, которые согреты добром и юмором. Все их можно найти в библиотеке - На этом урок окончен! | К.И. Чуковский «Телефон» Читали по ролям, отгадывали сказки Создавали чудо-дерево | Фронтальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...