Класс: 2, учебный предмет: литературное чтение ,Тема: О братьях наших меньших.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Царькова Анастасия Валерьевна

Класс: 2

Учебный предмет: Литературное чтение

Образовательная система: Школа России

Тема: О братьях наших меньших.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie._o_bratyah_nashih_menshih.docx67.51 КБ
Файл kartochki.docx102.16 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Учебный предмет: Литературное чтение

Образовательная система: Школа России

Тема: О братьях наших меньших.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: знакомство с творчеством Н. Сладкова и А. Шибаева

Деятельностная: создание условий для понимания идеи произведений.

Задачи:

Дидактические:

1. Развивать умение читать вслух, бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному

2. Развивать умение вести «диалог с автором»

3. Учиться пользоваться элементарными приемами анализа текста; понимать главную мысль

4. Формировать умение делить текст на части

5. Формировать умение пересказывать текст по плану, иллюстрации

Развивающие:

1. Учиться сравнивать информацию словесную (текст), графическую/изобразительную (иллюстрация)

2. Учиться с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменение объекта, ситуации

3. Учиться выявлять недостаток информации

4. Учиться читать текст с разными интонациями, передавая свое отношение к событиям

5. Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

6. Учиться оценивать качество своего восприятия текста на слух

7. Учиться выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия

Воспитывающие:        

1. Проявлять уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности

2. Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведения фольклора и художественной литературы

3. Понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ

4. Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познание произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умеет читать вслух, бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному

2. Умеет вести «диалог с автором»

3. Умеет пользоваться элементарными приемами анализа текста; понимать главную мысль

4. Умеет делить текст на части

5. Умеет пересказывать текст по плану, иллюстрации

Личностные:

1. Проявляет уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности

2. Приобретает эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведения фольклора и художественной литературы

3. Понимает образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ

4. Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познание произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей

Метапредметные:

Познавательные:

1. Сравнивает информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация)

2. Формулирует с помощью педагогического работника цель, планирует изменение объекта, ситуации

3. Выявляет недостаток информации

Коммуникативные:

1. Читает текст с разными интонациями, передавая свое отношение к событиям, героям произведения

2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные:

1. Оценивает качество своего восприятия текста на слух

2. Выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.

Оборудование: учебник, презентация

План урока:

1. Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2.Проверка готовности

1.3.Работа со стихотворением

1.4.Речевая разминка

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

  1. Речевая разминка

2.2. Работа со шмуцтитулом

2.3 Работа с портретной галереей

2.4.Рассказ про авторов.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Работа с авторским текстом

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1 Формулировка темы урока

4.2. Формулировка цели урока

4.3. Формулировка задач урока

5. Этап реализации построенного проекта

5.1 Первичное восприятие текста произведения.

5.2. Работа со словами

5.3. Проверка первичного восприятия текста

5.4. Чтение по цепочке рассказа

5.5. Физкультминутка

6. Этап анализа произведения

Беседа по содержанию статьи

7. Этап реализации построенного проекта

7.1. Прослушивание аудиозаписи чтения стихотворения

7.2. Проверка первичного восприятия текста

7.3.Выразительное чтение  

8. Этап анализа произведения

8.1. Сравнение произведений.

8.2. Работа по карточкам

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Рефлексия учебной деятельности.

9.2. Самооценка учащихся

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые

Результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Валерьевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, присаживайтесь.

  1. Проверка готовности

- Проверьте свою готовность к уроку.

  1. Работа со стихотворением

- Давайте начнем урок со стихов, которые сочиним сами.

- Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово:

На уроках будь старательным
Будь спокойным и … (внимательным)

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все… (понятно)

Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать)

Будь прилежен на уроке,
Не болтай : ты не … (сорока)

Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать)

А помочь захочешь другу
Подними спокойно … (руку)

Знай, закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок)

- Молодцы! Хорошо я думаю, что все ребята на уроке будут соблюдать правила поведения.

Фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Речевая разминка

- Ребята, прочтите запись на слайде.

Светлячок! А где твой дом?

Я ищу тебя кругом.

Где ты прячешься? Скажи!

Я хочу с тобой дружить!

- Что это?

- Как называется стихотворение? («Светлячок»)

- Кто такой светлячок? (Насекомое. Жук.)

- Почему его так назвали?

(Он светится в темноте. Он отражает свет.)

- А где он живет? (В траве.)

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Верно. А сейчас, благодаря этому стихотворению, я предлагаю подготовить наш речевой аппарат к уроку. Давайте вместе прочитаем его. Теперь, немного быстрее прочитает 1-ый ряд, как скороговорку. 2-ой ряд попробует ещё быстрее. 3-ий ряд попробует быстро прочитать.

-…, прочитай классу.

- А как вы думаете, почему мы начинаем наш урок именно с этого стихотворения?

- Проверим ваши предположения чуть позже.

2.2. Работа со шмуцтитулом

- На 125-ой странице помещен шмуцтитул, на котором мы видим название раздела. Прочтите, как он называется?

- Как вы думаете кто такие «братья наши меньшие»? Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие?

- Что подчеркивается словами «наши братья»?

- Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода?

- Сегодня мы поговорим о животных.

- Давайте прочтем, с чем мы познакомимся?

- А читали ли вы раньше произведения этих авторов? Какие?

- Молодцы, изучая этот раздел, мы познакомимся с новыми хорошими произведениями и пополним ваш багаж знаний.

- Прочтите, чему мы научимся?

- А что же такое смысл произведения?

- Смысл произведения – это то, чему нас учит автор, это  идея произведения.

- Прочтите, чему мы будем учиться?

2.3. Работа с портретной галереей

- Наверное вы уже заметили, что на доске находятся два портрета.

 https://smb-klyashevo.ru/wp-content/uploads/2022/01/20220105_141828.jpghttps://priisk.org/wp-content/uploads/2020/09/Shibaev.jpg

- Как вы думаете, кто эти люди?

- Да, ребята, эти люди писатели. Николай Иванович Сладков и Александр Александрович Шибаев.

- Давайте рассмотрим их портреты. Посмотрите выражения лица этих людей. Они выглядят статно, их добрые глаза так и выделяются на портретах. По ним сразу можно сказать, что писали они для детей.

2.4.Рассказ про авторов.

- Сейчас я хочу вам рассказать про этих людей. Слушайте меня очень внимательно, ведь потом я буду задавать вопросы.

- Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова. Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и  наблюдения о животных.  Посмотрите на эту выставку книг. Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов.  В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о  воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в 1996 году в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей.

- Что вам запомнилось больше всего?

- Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями.  Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые,  радостные детские стихи. С одним из них мы сегодня познакомимся.

-  А как вы думаете, почему мы с вами познакомились с этими литературными деятелями?

- Чтобы это узнать, надо ещё активнее работать на уроке.

Отвечают.

- Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.

- Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.

- Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.

Н. Сладков «Они и мы»

Парная

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Работа с авторским текстом

- Ребята, откройте следующую страницу. С произведений какого писателя начинается наш раздел?

- Как вы понимаете это название - «Они и мы»?

Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «они»?

(Автор имеет в виду  животных.)

Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «мы»?

(Автор имеет в виду людей.) 

- Как вы думаете, о чём эта статья? Можем ли мы точно ответить на этот вопрос?

- А что нам нужно сделать, чтобы ответить?

- Ребята, но у нас было два автора, значит и произведения будет два. Прочитайте название на странице 127-ой.

- О чём будет стихотворение?

- Как нам точно узнать?

Отвечают.

- Не можем.

- Прочитать произведение.

Отвечают.

Фронтальная

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1 Формулирование темы урока

- Ребята, как же будет звучать наша тема урока?

4.2 Формулирование цели урока

- Какова будет цель нашего урока?

4.3 Формулирование задач урока

- Что мы должны будем сделать, чтобы достичь нашей цели?

Произведения Н. Сладкова «Они и мы» и А. Шибаева «Кто кем становится?»

Познакомиться с творчеством писателей, и понять главные мысли произведений

Прочитать произведения, активно работать, слушать и отвечать на вопросы.

Фронтальная

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1 Первичное восприятие текста произведения.

- Сейчас я предлагаю вам послушать  статью «Они и мы». Будьте внимательны, я задам вам вопросы.

5.2. Работа со словами

Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? Давайте разберём их:

Околица —  1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Уязвимый — тот, которого легко обидеть.  Слабый, плохо защищенный.

5.3. Проверка первичного восприятия текста

-Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный? (Научно-познавательный.)

-Докажите, что это научно-познавательный текст. (В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о  жизни животных.  В таком тексте много познавательного материала.) - Подумайте, какие факты сообщает нам автор? (Животные живут в лесах, полях, болотах).

- А чем отличается художественный текст от научно-познавательного? (В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.)

- Как вы думаете, для чего автор создал такой текст? (Чтобы  дать знания  об окружающем мире.)

5.4. Чтение по цепочке

- Давайте теперь самостоятельно прочитаем произведение. А читать мы будем по цепочке. Начну я, а продолжит ученик с первой парты первого ряда. Останавливать я буду сама.

Чтение

5.5. Физкультминутка

Шли по крыше три кота.

Три кота Василия. (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели кисти на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)

И сказали три кота:

- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

Слушают рассказ

Отвечают

Фронтальная

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи

 Беседа по содержанию статьи.

- Что это за существа в перьях? (Это птицы.)

- Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)

- Что за существа в шерсти? (Это звери.)

- Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)

- Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.)

- А почему автор называет животных нашими соседями и земляками? (Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)

- Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы, рыбы, звери, насекомые.

- Найдите в тексте, как автор называет животных? (Странные существа, обитатели.)

- Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков? («Не навреди!»)

- Как человек может навредить животным? (Люди    загрязняют  водоемы,  воздух.  Еще  выбрасывают  на  улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)

-  Скажите,  а  в  жизни  приходилось  ли  вам  видеть  бездомных животных,  приходилось  ли  сталкиваться  с  ситуациями,  когда люди обижали животных? (Ответы детей)

- Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?  (Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)  

- Можем ли мы как-то помочь животным? (Да. Можно  взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные.  Можно подкармливать птиц зимой.)

- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы  им не навредить? Что нужно для этого делать?  

Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

7. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

7.1. Прослушивание аудиозаписи чтения стихотворения

- Ребята, прежде чем мы начнем с вами читать самостоятельно следующее произведение, я предлагаю вам послушать аудиозапись  произведения. Обратите внимание: в нём пропущены слова. Я буду ставить запись на паузу, а вы должны предположить какое слово пропущено. Поэтому, следите внимательно по тексту.

7.2. Проверка первичного восприятия текста

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое оно? (Веселое, шуточное.)

- Что вы представили, когда его читали? Какие картинки  возникли в вашем воображении? (Учитель спрашивает каждого ученика.)

7.3.Выразительное чтение  

- Ребята, как нам стоит прочитать стихотворение?

- С какой интонацией читал актёр?

- Давайте тоже прочитаем выразительно!

Отвечают

8. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

8.1. Сравнение произведений.

- Какие произведения мы прочитали? Давайте сравним их.

- Вспомните, чем стихотворение отличается от статьи?

- О чём эти произведения?

- Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину? Что вы изобразили бы на ней?

8.2. Работа по карточкам

- У вас на столах карточки с названиями животных.  Запишите

рядом названия детенышей животных. Выполните это задание в парах.

У кошки — котенок.

У собаки — щенок.

У зайчихи — зайчонок.

У утки — утенок .

У овечки — ягненок .

У курочки — цыпленок.

У ежихи — ежонок.

У коровы — теленок.

У свиньи — поросенок.

У лисы — лисенок.

У рыбки — малек.

У лосихи — лосенок.

У волчицы — волчонок.

У скворчихи — птенец.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Поднимите руки те, кто правильно выполнил задание.

- Молодцы.

- В стихотворении есть рифма, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Отвечают.

Фронтальная

Индивидуальная

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

9.1.Рефлексия учебной деятельности.

- Какой раздел мы начали изучать сегодня? («Братья наши меньшие»)

- Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему? Чему нас учит этот раздел? (Заботится о животных, жалеть их.)

- Вспомните, как звучала тема нашего урока?

- Какую цель мы перед собой поставили?

- А удалось ли нам достичь поставленной цели? Почему?

- Что мы делали для достижения цели?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам показалось особенно интересным?

9.2. Самооценка учащихся

- Оцените свою работу. На слайде даны начало предложения, выберите одно и продолжите.

  • Своей работой я доволен\льна, потому что…
  • Своей работой я не доволен\льна, потому что….
  • Я узнал\а, что…

- Ребята, давайте оценим друг друга. Расскажите, чья работа на уроке вам понравилась и почему?

Произведения Н. Сладкова «Они и мы» и А. Шибаева «Кто кем становится?»

Познакомиться с творчеством писателей, и понять главные мысли произведений

- Да.

Прочитать произведения, активно работать, слушать и отвечать на вопросы.

Фронтальная





Предварительный просмотр:

https://smb-klyashevo.ru/wp-content/uploads/2022/01/20220105_141828.jpghttps://priisk.org/wp-content/uploads/2020/09/Shibaev.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Обобщение по теме: "О братьях наших меньших"

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Обобщение по теме: "О братьях наших меньших". УМК "Школа России"...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «О братьях наших меньших»

Урок литературного чтения  во 2 классе по теме «О братьях наших меньших»  (УМК «Школа России»)...

Итоговый тест по литературному чтению. Раздел "О братьях наших меньших".

Итоговый тест по разделу "О братьях наших меньших". 2 класс. Школа России....

Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» Тема: «В.А. Осеева «Хорошее»»

Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» Тема: «В.А. Осеева «Хорошее»»Перспективная цель: создание  условий для осознанного восприятия и...

Кроссворды по предмету Литературное чтение. Раздел "О братьях наших меньших" 2 класс УМК Школа России

Готовые кроссворды по предмету Литературное чтение. Раздел "О братьях наших меньших" 2 класс УМК  Школа России...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок по теме " О братьях наших меньших"

урок литературного чтения 2 класс по теме "Общающий урок по теме "О братьях наших меньших".Содержит проверочную работу и презентацию...