Технологическая карта по литературному чтению В.Ю Драгунский "Друг детства"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Заикина Арина Вячеславовна

Технологическая карта по литературному чтению В.Ю Драгунский "Друг детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_po_literaturnomu_chteniyu.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение Ж.

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Заикина Арина Вячеславовна

2. Класс: 2 Д Дата: Предмет: Литературное чтение

3. Тема урока: В. Ю. Драгунский «Друг детства»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: новая

5. Цель урока: познакомить с отрывком рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства»

  • обучающая - создать условия для развития умений устанавливать связь между названием и содержанием произведения, определять, от какого лица идет повествование, формирования устной речи учащихся, познакомить с верной дружбой на примере рассказа «Друг детства» В. Ю. Драгунского;
  • развивающая - развивать речь, эмоциональную сферу, воображение, умение работать сообща;
  • воспитательная - вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания; развивать навыки самооценки

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомятся с произведением «Друг детства» В. Ю. Драгунского; воспринимать на слух художественный текст (рассказ) в исполнении

учителя, учащихся; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; составлять устный рассказ по картинке.

Познавательные УУД: совершенствовать навык чтения; формировать умение отбирать нужную информацию, умения анализировать художественный текст, ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные УУД: осваивать способы работы с книгой; определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком, иллюстрацией учебника;

Коммуникативные УУД: формировать умения слышать и слушать; уметь оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе;

Формировать умение общаться, как умение говорить и слушать, читать; формировать позитивное отношение к чтению, к книге, умение работать в паре, группе, отстаивать свою позицию; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Методы обучения:

– метод проблемного изложения,

– частично-поисковый.

7. Оборудование: экран, компьютер, презентация, меловая доска, учебник, кораблики из бумаги.

Характеристика этапов урока

Этапы урока,

задача этапа

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

ФОУД

Деятельность ученика

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

1. Организационный момент.

Задача: мотивация учения.

1 мин.

- Добрый день, ребята! Давайте отправимся в путешествие по увлекательной стране под названием «Литература».

Ф.

Приветствовать

учителя, друг друга, проверяют

свою готовность к уроку.

Регулятивные:

уметь организовать свое рабочее место.

адекватная

мотивация к учебной

деятельности.

2. Актуализация знаний.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

3 мин.

Проверка - выразительное чтение.

Ф.

Участвуют в фронтальном опросе, вспоминают автора, произведения, с которыми уже знакомы.

Проверка д.з.

Знают основную биографию Л.Н. Толстого, произведения «Лев и собачка», «Лебеди».

Позн-ные:

ориентироваться в своей системе знаний

Рег-ные:

саморегуляция.

Комм-ные:

уметь

высказывать свою точку

зрения.

3. Постановка и решение учебной задачи

Задача: подведение к теме урока: произведение - «Друг детства».

3 мин.

- Ребята, как называются отношения людей, которые помогают друг другу,

выручают в беде, радуются успехам друг друга? Чаще всего такие отношения

называют крепкой, верной и долгой…

- Какое прекрасное слово-дружба! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего

друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о

своих тайнах. Произносишь слово «дружба» - сразу вспоминаешь веселых героев

мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит

нам прекрасное общение с друзьями.

Обсудите в парах, кто может быть другом. (работа в парах)

Выписывает на доску: ДРУГ

- Дружба-это светлое чувство. Оно может возникать только между людьми?

Объявляет тему урока.

Судя по названию, о чем или о ком пойдет речь? Что мы должны выяснить к концу

урока?

Ф.

Выдвигают предположения, ставят задачи. (Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы).

Позн-ные:

умение поставить учебную задачу. Рег-ные: целеполагание, планирование.

Комм-ные:

при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать.

4. Открытие новых знаний.

Задача: познакомится с произведением Драгунского- «Друг детства»

13 мин.

Биография автора.

Прослушивание аудиозаписи.

- Какое отношение вызвал у вас поступок Дениски? Какие чувства вы испытывали во время прослушивания?

Почему автор дал такое название своему произведению?

Ф., И.

Слушают.

Читают произведение по цепочке.

Знакомство с произведением «Друг детства».

Поз-ные:

уметь работать с информацией, умение анализировать и синтезировать новые знания.

Комм-ные:

умение вступать в диалог.

пробуждение интереса к чтению.

5. Физкультминутка

Задача: снятие

утомляемости детей.

2 мин.

- Ребята, вы устали? Давайте выполним физминутку.

«Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Руки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять».

Ф.

Выполняют упражнения.

установка на здоровый образ жизни.

6. Первичное закрепление нового материала

Задача: работа с изученным материалом, анализ содержания текста.

7 мин.

- Кто написал этот рассказ? Автор говорит от своего лица или от лица Дениски?

Почему плюшевого медвежонка называют в тексте Мишка, а не «мишка»?

(Медвежонок- любимый, а значит, воспринимается как живой.)

Можно ли по внешнему виду мишки догадаться, что он был любимой игрушкой

Дениски? Зачитайте доказательства из текста.

- Найдите ту часть текста, где говорится о дружбе Дениски с Мишкой. Трудно читать? Почему? («И я вот так посмотрел на него…» …до слов «Я за него

тогда жизнь бы отдал», это одно длинное предложение).

- А почему автор не разбил это длиннющее предложение на 5-6-7-предложений?

Почему важно было вот так, практически без пауз сообщить всё, что вспомнилось Дениске? Дениска разволновался, когда на него нахлынули эти воспоминания? Ему вспомнилось сразу всё?

- Какое серьёзное решение принял Дениска? (Их два: он решил не использовать Мишку как боксерскую грушу и сам передумал становиться боксером).

- Вы узнаёте в нем героя рассказа «Что я люблю»? Подтвердите своё мнение.

(в обоих рассказах видна доброта мальчика, его любовь к животным. У этих

рассказов один АВТОР).

Обратите внимание: АВТОР и ГЕРОЙ – разные люди! Автор говорит от лица Дениски.

Ф., Г.

Отвечают на вопросы, находят информацию по тексту.

Знают содержание рассказа, почему так назвали, умеют разводить понятия АВТОР и ГЕРОЙ.

Поз-ные:

уметь работать с информацией, умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения.

Комм-ные:

умение вступать в диалог и вести его.

воспитание чувства сопереживания, доброты.

7. Запись домашнего задания.

Задача: обеспечение

понимания учащимися

цели, содержания и

способов выполнения

домашнего задания.

1 мин.

1. Прочитать выразительно рассказ В. Ю. Драгунского «Друг детства».

2. Нарисуйте мишку, каким вы его представляете по описанию В. Ю. Драгунского

И.

Знакомятся с домашней работой, записывают в дневник.

Рег-ные:

саморегуляция.

8. Контроль

Задача: закрепление знаний.

5 мин.

- Восстановите последовательность событий (парная работа):

Мама достала старого плюшевого мишку. (2)

Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу. (1)

Дениска вспомнил своё детство. (3)

Мальчик никогда не будет боксёром. (4)

- Молодцы! Вы отлично разобрались с особенностями рассказа и его построением.

П.

Выполняют парами задание на карточках.

Взаимопроверка с учителем.

уметь читать выразительно, находить ответы в тексте.

Поз-ные:

структурировать полученные знания.

Комм-ные:

взаимодействие с одноклассниками при групповой работе.

понимание глубины произведения

9. Подведение итогов.

Задача: соотнесение

поставленных задач с достигнутым

результатом.

3 мин.

- Давайте обобщим все наши выводы: почему так назван рассказ? Не просто

«Мишка», а «Друг детства»? (в названии «Мишка» нет никакой оценки, это только

тема, а в названии «Друг детства» содержится оценка, отношение к медвежонку,

т.е. он назван так в соответствии с его основным ПЕРЕЖИВАНИЕМ.)

Обратимся к тексту произведения ещё раз.

Как вы думаете, чем является история Дениски? Сказкой? Стихотворением? А

может, мы эти произведения будем называть иначе?

К какому виду относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)

Почему рассказ? Из скольких частей состоит рассказ? Назовите героев этого рассказа.

Ф.

Рег-ные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

10. Рефлексия.

Задача: сформировать личную ответственность за результаты своего труда.

2 мин.

- Закончите мои предложения:

На уроке я думал о…

На уроке я научился…

На уроке мне понравились…

Самым интересным на уроке для меня было…

Дома я…

Ф., И.

Оценивают свою работу.

Регулятивные: анализировать проделанную

работу.

умеют адекватно оценить свою работу.

Анализ урока:

8. Работа обучающихся на уроке: дети активно работали. Каждый младший школьник участвовал в диалоге, чтении текста. Младшие школьники умеют работать с поиском информации, поэтому ответы на вопросы, поставленные педагогом, находили быстро.

9. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

10. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный. При работе на этапе «контроль» младшие школьники продемонстрировали быстроту работы и усвоение новой темы, умение быстро анализировать.

11. Оценка достижения целей урока: цель и задачи урока были достигнуты, обучающиеся получили положительные эмоции от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по литературному чтению "Друг детства"

Конспект урока для 2 класса по УМК "Планета знаний" литературное чтение "Друг детства" Драгунский...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.З.Суриков Детство» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Сурикова «Детство», понимания текста и специфики его литературной формы. За...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...