Внеклассное занятие по литературе в 1 классе "В стране народных сказок"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Задания подобраны для повторения народных сказок. Дети выполняют 5 видов заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие в 1 классе

"В стране  народных  сказок"

                                                     

                                                                   Учитель начальных классов

                                                                                             Иванова А.В

Тема: "В стране  народных  сказок"

Форма проведения занятия: внеурочное занятие

Направление: Общекультурное

Вид деятельности: научно-познавательное

Цель – формирование у обучающихся интереса к  народным сказкам. 

Задачи:

  • образовательная: повторить и закрепить знания о сказках в игровой форме, проверить уровень знаний учащимися сказок;
  • развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русским народным  сказкам, расширять кругозор школьников;
  • воспитывающая: воспитывать уважение к культурному наследию страны.

Метапредметные результаты (УУД):

  1. Познавательные УУД:
  • Способствовать формированию:
  • Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
  • Умения строить речевое высказывание в устной форме;
  • Умения делать выводы;
  1. Регулятивные УУД:

Способствовать формированию:

Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;

Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;

Умения оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Действовать по плану и планировать свои действия;

  1. Коммуникативные УУД:

Способствовать формированию:

Умения слушать и понимать других;

Умения формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Выражать свои мысли в устной форме;

Умения договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;

  1. Личностные УУД:

Способствовать формированию:

Положительное отношение к учению;

Готовность преодолеть школьные трудности;

Место проведения: учебный кабинет

                                                         Ход занятия  

  Ребята к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и расскажем о себе.

- Мы любознательные! Умные!   Весёлые! И очень активные!

- Ребята, вы любите сказки?

- Почему вы любите сказки?

- Как вы думаете, почему сказки называются народными?  

- Да, сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

- Некоторые сказки сочинил русский народ. Это русские народные сказки. Я принесла вам сегодня новую книгу русских народных сказок. Посмотрите, какая она красивая!

(Педагог  открывает книгу, дети видят, что страниц в книге нет).

- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? – дети высказывают свои предположения.

- Посмотрите, вместо одной из страниц – портрет Бабы Яги и  письмо

  «Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки!

Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, устроила переполох по Стране сказок!

Ищите, может, найдете!

Но от меня помощи не ждите!

Пока, пока!

Баба Яга».

 - Не может Баба Яга прожить, чтобы не навредить. У нас с вами сложное задание: найти страницы книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится страна сказок – мы не знаем. И как туда идти? Кто нам путь укажет? – высказывания детей.

 - Во многих русских народных сказках есть волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? – волшебный клубок. Он приведет нас в страну сказок.

( Клубок катится и ведет к заданиям)

Задание 1« Сказочное домино»

     Иван- Царевич и Серый Волк

Послушался дурень старичка – обтесал сосну  так, как он показал. Обтёсывает  он, диву дается: топор  так сам и ходит, так и  ходит

По щучьему веленью

 Жил –был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали  Иваном

Гуси-лебеди

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет

     Снегурочка

   Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сыночек.

- Доченька, - говорит мать, - мы поедем на базар, а ты брата береги. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек

    Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внуков. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снега комочки катают, в снежки играют.

    Морозко

 А были у её хозяйки  три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка

 Летучий корабль

Вези, вези её, старик, - говорит мужу, куда хочешь, чтобы мои  глаза её не видели! Вези её в лес, на  трескучий  мороз

Хаврошечка

Она  покормила их и, уходя  в лес, строго-настрого наказала никому, кроме не, дверь не открывать

Волк и семеро козлят

Задание 2. « Сундук  с волшебными предметами»

   В нашей сказочной стране  есть сундук с волшебными предметами. Но и тут побывала Баба Яга. Она превратила   их  в  предметы  современного мира. Нам надо узнать  и вернуть их в сундук

Назовите, где мы можем встретить «волшебные» предметы в наше время?

Перо жар- птицы. (Лампа, прожектор)

Сани, что везут сами. Печь Емели. (Автомобиль, аэросани)

Помните, у Емели вёдра сами воду несли. (Водопровод)

Гусли – самогуды. (Магнитофон)

Ступа. Ковёр – самолёт. Сапоги – скороходы. Метла и ступа. Волшебный зонтик.(Ракета, самолёт и другие средства передвижения)

Чудо – зеркало. Тарелка с яблоком .(Телевизор, компьютер)

Клубок ниток, указывающий дорогу.Стрела. (Компас)

Котелок Горшок с колокольчиками.(Мультиварка)

Посох и тросточка, открывающие места кладов (Металоискатель

3адание 3."Сказки в сказке".

В сказочной стране Баба- Яга устроила переполох. Сказки  перемешались. Прослушайте сказку и по эпизодам  узнайте  названия сказок.

Идет как-то Лиса лесом. Видит - знакомые поросята Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф дома себе строят. Два брата построили избушки лубяные, а самый ленивый Ниф-Ниф -ледяную.

Остановилась Лиса у этой избушки и запела:

-Ниф-Ниф! Ниф-Ниф! Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

А из избушки:

- Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!

Испугалась Лиса и побежала к следующему домику. Заглянула в окошко и говорит:

-Нуф-Нуф! Я тебя съем!

А Нуф-Нуф отвечает:

- Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою.

Да как закричит:

-Хорошо живу на свете я , Нуф-Нуф!

Оттого пою я эти песни вслух!

Лиса заткнула уши и побежала к третьей избушке. Постучала в дверь и спрашивает:

-Кто-кто в теремочке живет?

- Я - Наф-Наф, а ты кто?

- Отопри скорей! Отвори скорей! Это Лиса пришла, молочка принесла.

-Дерни, Лиса, за веревочку, дверь и откроется.

Открыла Лиса дверь, а на пороге Серый Волк:

- Ну, Лисавета, здравствуй!

Испугалась Лиса и: проснулась!

Приснится же такое!

 Задание 4.« Волшебный стул»

Задание определять героев произведения, ориентироваться в содержании художественного текста.

   

Правил а игры:

Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске.

Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого -нибудь литературного героя.  Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее  «нагревается» стул. Отвечающий должен отгадать задуманного героя.

 Пример:

 Загадывается  «Снегурочка ».

Ты героиня сказки?

 Тебя слепили  и т д…

 Задание 5.Юный сказочник

            Выдаётся листок с неполным текстом. Нужно сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной, чуть-чуть волшебной. Время выполнения задания – 4-5 минут. Пока команды работают над заданием, играет музыка. По истечении времени,  дети  читают составленную сказку.  

Сказка про ________________ .

    Шёл _______________ . По дороге он нашёл __________________ , взял и понёс царю. Пришёл _________________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ________________ , хотел было _________________ , как вдруг _______________ из-за ________________ выскочил __________________ и давай _________________ . Глянул на ________________ и _________________ . Поблагодарил царь умного ___________________ , и он отправился домой.

После  каждого задания дети получают по одной букве. В конце нужно собрать слово ДОБРО. Почему у нас получилось такое слово?

 

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах…

Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окна, как в речки, глядятся…

Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!

- Мы нашли настоящее сокровище – книгу русских народных сказок. Никто и ничто не смогли помешать нам найти столь дорогое сокровище. Теперь вы сможете продолжить путешествие по сказкам сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!  

 

-Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам?  А, что вам больше понравилось? (Ответ детей) А как вы думаете чему учат сказки? (Сказки учат, как победить зло, ложь, лень. Учат быть умными, честными, трудолюбивыми, дружными; любить свою Родину; уважать людей, помогать слабым)

Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. До свидания! До новых встреч!

 Самоанализ   занятия

Тема: «  В стране  народных сказок

Цель:  формирование у обучающихся интереса к  народным  сказкам. 

Внеклассное мероприятие проводилось  с учащимися 1 класса.

Данный классный коллектив имеет хороший образовательный потенциал и навыки учебно-познавательной деятельности, а также хорошую образовательную культуру и дисциплину. Большинство учащихся характеризуется надлежащим прилежанием, ответственностью по отношению к учёбе, систематической домашней подготовкой. Учащиеся читают, имеют незначительные пробелы в знаниях и начальный кругозор.

Внеклассное мероприятие проводилось в форме игры, носило не только образовательный, но и развлекательный характер, что способствует максимальному вовлечению учащихся в работу и пробуждению интереса к чтению.

Исходя из вышеуказанных определений (тема урока, цель урока, тип урока, представление классного коллектива) определены следующие стандартные этапы: организационная часть, конкурсная часть, итоговая часть.

Организационная часть включала в себя начальную рефлексию и психологический настрой, конкурсная часть включала 5 конкурсных заданий, в итоговой части традиционно представлена завершающая рефлексия, а также результаты работы,  

Начальная рефлексия помогла настроиться учащимся на рабочий лад, на максимально высокий результат работы, а психологический настрой избавиться от эмоционального напряжения и сориентироваться на успешную командную работу.

Конкурсные задания были составлены с учётом изученного ранее материала , а также возрастных и образовательных возможностей учащихся.

Самой оптимальной формой работы для такого типа урока была избрана групповая форма. Она представляется наиболее целесообразной для мероприятий, проводимых в форме состязательной игры, позволяет охватить большой объём материала за небольшой промежуток времени, даёт возможность дискутировать и свободно обмениваться мнениями.

Также использовались коллективные и индивидуальные формы работы.

Конкурсные задания были представлены в форме практических упражнений , имитационной игры   творческого состязания.

Учащиеся проявили большую активность в выполнении конкурсных заданий, с интересом отнеслись ко всем видам работ, были захвачены здоровым   азартом, стремились к достижению высоких результатов. Внутри группы все учащиеся без исключения проявляли желание работать, смело высказывали свое мнение. Учащиеся прониклись духом работы в группе и старались  (в данном случае это были буквы, которые  доставались  при выполнении заданий.

Все  задания были пройдены с успехом. Многие учащиеся совершенно по- другому открылись в ходе работы, даже слабые чувствовали себя раскрепощённо и не остались в стороне.

Всё вышеперечисленное - результат правильного выбора формы проведения мероприятия и конкурсных заданий, правильного подбора их содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие в игровой форме "В мире много сказок"

Внеклассное занятие ориентировано на учащихся начальной школы. Содержание конкурсов: " Начнём с зачина", Викторина "Сказки водят хоровод", "Восстанови текст", "Аукцион волшебные слова и заклинания", "...

Конспект открытого внеклассного занятия по ПДД "Путешествие в страну дорожных знаков" 1 - 4 класс

Конспект открытого внеклассного занятия по ПДД "путешествие в страну дорожных знаков" 1 - 4 класс....

Внеклассное занятие по чтению "Путешествие в устное народное творчество"

Это занятие прошло в форме посиделок, способствует воспитанию патриотических качеств: любви к истории, культуре своего народа, его обрядам, быту; способствовует реализации талантов каждого ребёнка на ...

Олимпиада-гордость страны. Внеклассное занятие для 4-5 класса

Внеклассное занятие для 4-5 класса, посвященное Зимним олимпийским играм 2014 года в Сочи....

Внеклассное занятие по математике 1 класс Тема: «Путешествие в волшебную страну»

Тема: Путешествие в волшебную странуЦель: Прививать  интерес к математике.Задачи: Закрепить умение решать задачи....

Внеклассное занятие в 3-м классе по теме: "По дорогам сказок. Творчество Шарля Перро"

Внеклассное занятие с презентацией для учеников 3 класса...

Внеклассное занятие по литературному чтению «Путешествие в мир сказок»

Внеклассное занятие по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"...