Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа 21 века 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_4_kl_chtenie_23-24.docx | 788.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 16 с. Гыршелун
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МС | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ ООШ №16 |
Протокол №1 | ___________ И.С.Пятых | ______Л.И.Коршунова |
от « 28 »августа 2023 г. | « 28 »августа 2023г. | Приказ №89ОД от 28. 0 8 .2023 г. |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Литературное чтение
Класс: 4
Уровень общего образования: базовый
Учитель: Домникова Надежда Максимовна
Срок реализации программы, учебный год 2023– 2024 уч.год.
Количество часов по учебному плану: 102 часов в год; 3 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основе :
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (редакция стандарта от 31 декабря 2015 №1576 (с изменениями и дополнениями),
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Примерной программы начального общего образования по литературному чтению: авторской программы Л.А.Ефросинина. М.:Вентана –Граф ,2016) УМК «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой от 08.04.2015 г
- Устава МБОУ ООШ №16 с Гыршелун;
- Учебного плана МБОУ ООШ №16 сГыршелун,
- Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО от 05.09.2016г.
Программа ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям, составляющим концентрический курс:
1. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: . Ч. 1 Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века).
2.Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2016. - (Начальная школа XX! века).
4..Литературное чтение; 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: уроки слушания. 1 ч. Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2013 (Начальная школа XXI века). в 2 ч 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф,2013.(Начальная школа XXI века
Программу составила : Домникова Н.М
Нормативно- правовые документы:
Федеральный уровень
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2022г. № 569 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 286; 4. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 г.№372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
5. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 № 70799)
6. Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69822)
7. Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования")
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 16 января 2023 г. № 03-68 "О направлении информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. № АЗ-113/03 «Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»
10 .Письмо Министерства просвещения РФ от 13 января 2023 г. № 03-49 "О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"
11 .Концепция преподавания учебного предмета
12.Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2; 13 .Примерная рабочая программа начального общего образования по литературному чтению: авторская программа Л .А. Ефросинина..М.Вентана –Граф .2016г УМК «Начальная школа 21 века под редакцией Н.Ф.Виноградовой от 08.04.2015 г.
Региональный уровень
1. Государственная программа Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 – 2025 годы" / утв. Постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 г. № 225.
2. Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края № 70 от 1 января 2022 «Об утверждении плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего и основного общего образования на территории Забайкальского края в 2022 – 2026 годы» 3..Устава МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун от 16.02.2015 г. 4 .Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО и ФООП НОО и ООО.
5.Учебный план МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун на 2023-2024 учебный год.
1. Пояснительная записка
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
- развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Качество по технике чтения по итогам года в 3 классе составило: 100% Все учащиеся класса выполняют установленные нормы чтения50-60 слов в минуту.
Процент учащихся, выполняющих норму по сравнению со стартовым замером в начале 2 класса ,остался на том же уровне. Многие учащиеся улучшили свой результат, но норма слов увеличивается в течении года.
В основном учащиеся допускают 1-2 ошибки.
Выразительность чтения
В результате проверки было выявлено следующие ошибки:
• чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух -2 уч.
• монотонность чтения, отсутствие средств выразительности -3 уч;
Лучшие результаты показали учащиеся 4 –Быкова К(94 слова), Шмонов А.(113сл), Колесников К, Бурдинский Э..( более 75слов). Шмонов А выполняет норму 4 класса (113 слов)
Выводы:
Результаты проверки навыков техники чтения учащихся показали, что 82% (9 школьников )овладели основными навыками чтения .Данные учащиеся читают выразительно, не только соблюдая логические паузы, но и придавая содержанию текста эмоциональную окраску. 2 учащихся (18 %)читают норму- 60 слов.
Рекомендации:
- Учителю продолжить отслеживание уровня техники чтения учащихся в 4 классе.
- Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения.
- Особое внимание уделять формированию навыка правильного и выразительного чтения у всех учащихся . 4.На работу по формированию навыков чтения обращать внимание не только на уроках чтения , но и по всем предметам..
3. Цели обучения - помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными понятиями.
Основные задачи:
• обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;
• научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
• постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
• включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
• формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
• расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных).
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно программе на изучение программного материала во 3 классе отводится 3 часа в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Литературное чтение» отведено 4 часа в неделю (136 часов).
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012. Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2012. Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2020 Рабочая тетрадь для контрольных работ 2021г
В результате обучения детей литературного чтения предполагается достижение следующих результатов:
4.Планируемые результаты обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 70–80 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
- понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
- постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
- различать пословицы и загадки по темам;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
- осознавать нравственные и этические ценности произведения;
- выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
- делать иллюстрации к изученным произведениям;
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией» Ученик научится:
- находить информацию о героях произведений;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге в ее аппарате;
- сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2).формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации»
Пояснительная записка.
В классе 9 учеников справились с техникой чтения 4 ребят читают выше нормы –до 100 слов. 70 -80 слов прочитали 5 уч-ся. Выделять главную мысль могут все.
Рабочая программа учителя по литературному чтению для учащихся 4-го класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ЦО «Школа –Сад №7»;
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Л.А ЕфросинойСборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2013
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
• Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности
(слушания, говорения, чтения и письма);
• В результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также
универсальные учебные действия;
• Дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой.
При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес
к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного
чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения,
решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для
ребёнка –и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Принципы построения курса.
Использование системно-деятельностного подхода предполагает:
- учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа 21 века» были положены следующие
принципы:
• Системности - обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а также создания
литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки,
факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой);
• Эстетический – обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение
младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и
читательских предпочтений;
• Эмоциональности – учитывает воздействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего
читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание
чувствам героев);
• Преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками
русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требования к его
содержанию:
• Содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому
принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей
учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других
народов;
• Развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной
линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
• Введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит
литературному развитию и формированию читательской компетентности;
• Системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе каждого класса и
усложняется от класса к классу;
• Система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяете учитывать уровень обученности и
индивидуальные возможности учащихся;
• Умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных
Интернет-ресурсах) формируется последовательно во всех классах начальной школы.
Специфическими особенностямилитературного чтения в начальной школе являются следующие:
1.Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
2.Работа стекстом как речеведческой единицей и над литературными произведениями как искусством слова с учётом их специфической
структуры и жанровых особенностей.
3.Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
4.Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
5.Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
6.Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведений, ориентировка в мире книг.
7.Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы,
обогащением духовного мира ученика.
Основная цель урока литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира
отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова обогатить читательский опыт. Развитие читательских
уменийпредполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст
произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла
(иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно
героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах –подробно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса«Литературное чтение»:
• Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной
формы;
• Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
• Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения
(ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
• Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
• Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
• Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню
подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать) художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах –подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской
деятельности.
•с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного;
•с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы.
В соответствии с Образовательной программой школы на 2023-2024 учебный год рабочая программа рассчитана на 102 часа в год
при 3 часах в неделю.
.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Результаты освоения 4 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
•принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Обучающиеся получат возможность научиться:
•познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
•рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
•находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;создавать свои собственные проекты о Родине, писатьсобственные произведения о Родине.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини -группе или паре;
• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
• осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
•принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
•выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
• определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
•фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений». Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
•свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
•самостоятельно интерпретировать полученную информацию впроцессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
• владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
• пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся;
• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов
учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
•сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
•сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
•находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
• сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений;
•понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
•проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; ия нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
• определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
• определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
• создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
•высказывать свою точку зрения (9-10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; формулировать цель своего высказывания вслух, используяречевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
•участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
• создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
•демонстрировать образец правильного ведения диалога(полилога);
•предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
•определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
• использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;-отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта,выполнении исследовательских и творческих заданий;
•определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
• оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
• обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
• находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
• находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
• самостоятельно готовить презентацию из 9-10 слайдов,обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
•использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
• договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
• интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся: | Обучающиеся получат возможность научиться: | |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» | ||
|
| |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» | ||
|
| |
Раздел «Творческая деятельность» | ||
|
| |
Раздел «Чтение: работа с информацией» | ||
|
|
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии. Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX — начала XX века, детских писателей второй половины XX века, раскрывающие многообразие их творчества, жанров, особенности национального колорита и специфику произведения. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга.
Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях и др. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания, письма. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга (автобиографическая, из жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве человека). Научно- познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, истории, психологии, археологии и др. Книги о путешествиях и приключениях. Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека и т.д. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических. Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (на родной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам: манера письма, особенности композиции текста, языка, характер изображения персонажей. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов {«жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты {«добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения {«день и ночь — су тки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты {«сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре). Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Манера письма автора. Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности. Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения. Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство я действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов | |
4 класс | |||
1 | Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. | 7 часов | |
2 | Басни | 7 часов | |
3 | Произведения В.А. Жуковского | 5 часов | |
4 | Произведения А.С. Пушкина | 4 часа | |
5 | Произведения М.Ю. Лермонтова | 4 часа | |
6 | Произведения П.П. Ершова | 4 часа | |
7 | Произведения В.М. Гаршина | 3 часа | |
8 | Произведения русских писателей о детях | 3 часа | |
9 | Произведения зарубежных писателей | 8 часов | |
10 | В мире книг | 4 часа | |
11 | Произведения Л.Н. Толстого | 6 часов | |
12 | Стихи А.А. Блока | 2 часа | |
13 | Стихи К.Д. Бальмонта | 5 часов | |
14 | Произведения А.И. Куприна | 4 часа | |
15 | Стихи И.А. Бунина | 3 часа | |
16 | Произведения С.Я. Маршака | 8 часов | |
17 | Стихи Н.А. Заболоцкого | 3 часа | |
18 | Произведения о детях войны | 4 часа | |
19 | Стихи Н.М. Рубцова | 4 часа | |
20 | Произведения С.В. Михалкова | 2 часа | |
21 | Юмористические произведения | 2 часа | |
22 | Очерки | 3 часа | |
23 | Путешествия. Приключения. Фантастика | 7 часов | |
Итого: | 102 часа |
№ п\п | Дата проведения урока | Темы уроков | Примечания | |
План | Факт | |||
Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни –9 часов | ||||
1 | Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение. Дополнительное чтение. Крупицы народной мудрости. | |||
2 | Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» Контрольное чтение наизусть №1.Малые жанры фольклора. | |||
3 | «Былины». Былина «Волхв Всеславович». | |||
4 | Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна». | |||
5 | «Народные легенды». «Легенда о граде Китеже». | |||
6 | «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Книги с народными легендами. | |||
7 | «Народные песни». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». | |||
8 | Слушание и работа с книгами. «Народные песни». Дополнительное чтение. Песня-слава «Русская Земля».Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». | |||
9 | Обобщение. «Книги с фольклорными произведениями». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя».Книги с былинами и легендами. | |||
Басни. Русские баснописцы - 5 часов | ||||
10 | «Произведения русских баснописцев». И. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи». Проверка навыка чтения вслух на начало года | |||
11 | Слушание и работа с книгами. «Произведения русских баснописцев».И. Хемницер. «Друзья». Дополнительное чтение. И. Крылов.«Крестьянин в беде». Контрольное чтениенаизусть №2.И. Крылов «Стрекоза и Муравей». | |||
12 | «Произведения русских баснописцев». А. Измайлов. «Кукушка». Дополнительное чтение. А. Измайлов. «Лестница». | |||
13 | «Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Дополнительное чтение. И. Крылов «Осёл и Соловей». С. Михалков. «Слово о Крылове». | |||
14 | Контрольное чтениенаизусть №3. И. Крылов «Мартышка и очки».Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя». | |||
Произведения В. А.Жуковского - 4 часа | ||||
15 | «Стихотворения Жуковского». В. Жуковский «Песня», «Ночь». | |||
16 | «Волшебные сказки в стихах». В. Жуковский«Спящая царевна». | |||
17 | Слушание и работа с книгами. «Книги В.А. Жуковского». Дополнительное чтение. В.Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери». | |||
18 | Обобщение. «Произведения Жуковского». Рубрика «Проверьте себя» (в тетради). | |||
Произведения А.С. Пушкина – 3 часа | ||||
19 | «Повторение изученных произведений А.С. Пушкина». Стихотворение «Осень» (отрывки). Дополнительное чтение.Г. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении). Проверка навыка чтения вслух на конец 1 четверти | |||
20 | «Стихи А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Контрольное чтениенаизусть №4.А.С. Пушкин«Осень». | |||
21 | «Сказки А.С. Пушкина». Дополнительное чтение.А.С. Пушкин.«Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И. Даля. | |||
Произведения М.Ю. Лермонтова - 3 часа | ||||
22 | «Стихи М.Ю. Лермонтова». М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...» | |||
23 | «Стихи о природе М.Ю. Лермонтова». М. Лермонтов «Горные вершины».Контрольное чтениенаизусть №5.М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...» | |||
24 | Слушание и работа с книгами. «Книги М.Ю. Лермонтова». Дополнительное чтение.М. Лермонтов «Казачья колыбельная песня». | |||
Произведения П.П. Ершова - 3 часа | ||||
25 | «Литературные (авторские) сказки». П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывки). | |||
26 | «Литературные (авторские) сказки». П. Ершов«Конёк-Горбунок» (отрывки). | |||
27 | Обобщение«Русские поэты». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя». | |||
Произведения В.М. Гаршина - 4 часа | ||||
28 | «Сказки В.М. Гаршина». В. Гаршин«Лягушка-путешественница». | |||
29 | «Сказки В.М. Гаршина». В. Гаршин«Лягушка-путешественница». | |||
30 | Слушание и работа с детскими книгами. «Авторские сказки». Дополнительное чтение.В. Гаршин«Сказка о жабе и розе». | |||
31 | «Повторение литературных сказок». Рубрика «Проверьте себя».Контрольное чтение наизусть №6.В. Гаршин.«Сказка о жабе и розе» (фрагмент). | |||
Произведения русских писателей о детях - 5 часов | ||||
32 | «Произведения о детях».Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). | |||
33 | «Произведения о детях».Н. Гарин-Михайловский«Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). | |||
34 | Слушание и работа с книгами. «Произведения о детях».Дополнительное чтение. К. Станюкович. «Максимка».Контрольное чтение наизусть № 7.Н. Гарин-Михайловский.«Старый колодезь» (фрагмент). | |||
35 | «Произведения русских писателей о детях». Дополнительное чтение.Д. Мамин-Сибиряк«Вертел». Рубрика «Книжная полка». | |||
36 | Обобщение по разделу.«Произведения русских писателей о детях». Рубрика «Проверьте себя». | |||
Произведения зарубежных писателей о детях. 7 часов | ||||
37 | «Произведения о детях».В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). | |||
38 | «Произведения о детях».В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). | |||
39 | «Произведения зарубежных писателей о детях».Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Контрольное чтение наизусть № 8.Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | |||
40 | «Сказки зарубежных писателей». Х.-К. Андерсен.«Дикие лебеди». | |||
41 | Дополнительное чтение.Х.-К. Андерсен«Самое невероятное». | |||
42 | «Произведения Х.-К. Андерсена».Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года». Книги Х.-К. Андерсена. | |||
43 | Обобщение изученного в первом полугодии.«Книги зарубежных писателей». Рубрика «Книжная полка». | |||
В мире книг - 6 часов | ||||
44 | «Книга книг — Библия». Детская Библия. Библейские предания.Дополнительное чтение. Библейское предание «Суд Соломона». Проверка навыка чтения вслух на конец 2 четверти | |||
45 | «Мифы Древней Греции». Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар». | |||
46 | «Мифы народов мира». Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение». Дополнительное чтение.Древнеиндийский миф «Создание ночи». | |||
47 | Слушание и работа с детскими книгами.«Мифы народов мира». Дополнительное чтение. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». | |||
48 | «Книги Древней Руси».«Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» (отрывок из жития). | |||
49 | «Первая славянская азбука».Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке». | |||
Произведения Л.Н. Толстого - 7 часов. | ||||
50 | Слушание и работа с детскими книгами. «Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого». Дополнительное чтение. Воспоминания Л.Н. Толстого». | |||
51 | «Художественные рассказы». Л.Н. Толстой«Акула». | |||
52 | «Басни Л.Н. Толстого».Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной». | |||
53 | «Научно-популярные рассказы».Л.Н. Толстой. «Черепаха». | |||
54 | «Познавательные рассказы». Л.Н. Толстой.«Русак». | |||
55 | Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого».Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь». | |||
56 | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». | |||
Стихи А.А. Блока - 2 часа. | ||||
57 | «Стихи о Родине». А. Блок «Россия». | |||
58 | «Стихи А.А. Блока для детей». А. Блок «Рождество». Контрольное чтение наизусть № 9.А. Блок «Россия». | |||
Стихи К.Д. Бальмонта - 4 часа. | ||||
59 | «Стихи о Родине и о природе». К. Бальмонт «Россия» Контрольное чтение наизусть №10. | |||
60 | «Стихи о Родине и о природе». К. Бальмонт «К зиме». | |||
61 | «Стихи о природе».К. Бальмонт «Снежинка». | |||
62 | «Сказочные стихи».К. Бальмонт «У чудищ». | |||
Произведения А.И.Куприна. 4 часа | ||||
63 | «Рассказы о животных». А. Куприн «Скворцы». | |||
64 | Слушание и работа с детскими книгами.«Сказки и легенды русских писателей». Дополнительное чтение. А. Куприн«Четверо нищих». | |||
65 | Слушание и работа с детскими книгами. «Произведения о животных». Рубрика «Книжная полка».Дополнительное чтение. Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегскийволк».Песков «В гостях у Сетон-Томпсона». | |||
66 | Обобщение.Рубрика «Проверьте себя» в тетради. | |||
67 | 2 | «Стихи о природе».И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство». | ||
68 | Слушание и работа с детскими книгами.«Стихи русских поэтов». Дополнительное чтение.К. Чуковский«Н. Некрасов».Контрольное чтение наизусть №11.И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...» | |||
69 | Обобщение.«Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя». | |||
70 | «Стихотворения С.Я. Маршака».С. Маршак«Словарь». | |||
71 | Дополнительное чтение. С. Маршак.«Загадки», «Зелёная застава». | |||
72 | «Пьесы-сказки С.Я. Маршака».«Двенадцать месяцев» (избранные картины). | |||
73 | «Пьесы-сказки С.Я. Маршака».«Двенадцать месяцев» (избранные картины). | |||
74 | Слушание и работа с книгами. «Пьесы-сказки С.Я. Маршака». Дополнительное чтение. С. Маршак «Сказка про козла». Проверка навыка чтения вслух на конец 3 четверти | |||
75 | «С. Маршак — переводчик». Р. Бернс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака). | |||
76 | Обобщение по разделу«Произведения С.Я.Маршака». Рубрика «Проверьте себя». | |||
77 | Библиотечный урок«Маршак — сказочник, поэт, драматург, переводчик». | |||
Стихи Н.А.Заболоцкого - 3 часа | ||||
78 | «Стихи для детей».Н. Заболоцкий «Детство». | |||
79 | «Стихи Н.А. Заболоцкого».Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». | |||
80 | Библиотечный урок.«Стихи русских поэтов». Книги со стихотворениями русских поэтов.Контрольное чтение наизусть №12.Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». | |||
Произведения о детях войны - 4 часа | ||||
81 | «Произведения о детях войны».Дополнительное чтение.В.П. Катаев. «Сын полка» (отдельные главы). | |||
82 | В.П. Катаев«Сын полка» (отдельные главы).Р/к Нанайская сказка «Отважный сын» | |||
83 | Слушание и работа с детскими книгами.«Книги о детях войны».Детские журналы и книги. | |||
84 | Дополнительное чтение.К. Симонов «Сын артиллериста».Р\к Корякская сказка «Чайка и ворон» | |||
Стихи Н.М. Рубцова - 3 часа. | ||||
85 | «Стихи о родной природе». Н. Рубцов «Берёзы». | |||
86 | «Стихи о Родине». Н. Рубцов «Тихая моя родина». Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Ласточка». Контрольное чтение наизусть №13.Н. Рубцов «Берёзы».Р/к Хантыйская сказка «Мышка и лось» | |||
87 | Обобщение.Рубрика «Проверьте себя».Р/к Ненецкая сказка «Кукушка» | |||
Произведения С.В.Михалкова - 1 час | ||||
88 | «Произведения С.В. Михалкова».С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».Дополнительное чтение. С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». | |||
Юмористические произведения - 2 часа | ||||
89 | «Юмористические рассказы о детях и для детей». Н. Носов «Федина задача». Р/к Мансийская сказка «Гордый олень» | |||
90 | «Юмористические стихи» И. Гамазкова. «Страдания». Дополнительное чтение. В. Драгунский «Тайное становится явным». | |||
Очерки - 5 часов | ||||
91 | «Очерки о Родине». И. Соколов-Микитов «Родина».Дополнительное чтение. М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна».Р/к Хантыйская сказка «Мальчик Идэ» | |||
92 | «Очерки о людях». А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки». | |||
93 | Дополнительное чтение. М. Горький «О сказках». Р/к Хантыйская сказка «Нарты с золотом» | |||
94 | Слушание и работа с книгами. «Темы очерков».Дополнительное чтение .Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди».Детские газеты и журналы. | |||
95 | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя».Дополнительное чтение. М. Горький. «О книгах». Ю. Яковлев «Право на жизнь». | |||
Путешествия. Приключения. Фантастика. 7 часов | ||||
96 | «В мире фантастики». Н. Вагнер «Фея Фантаста». Комплексная разноуровневая контрольная работа. | |||
97 | Н. Вагнер «Берёза».Р/к Нанайская сказка «Березовый сынок» | |||
98 | Слушание и работа с детскими книгами. «Книги Н.П. Вагнера». Проверка навыка чтения вслух на конец 4 четверти | |||
99 | Дополнительное чтение. Н. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина». Р/к Ненецкая сказка «Два брата» | |||
100 | «Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы). | |||
101 | «Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).Р/к Корякская сказка «Ворон и кит» | |||
102 | Обобщение.Рубрика «Проверьте себя» |
Модуль «Воспитательный компонент урока»
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, это способствует привлечению внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
- групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- вовлечение и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- через организацию и проведение тематических встреч с приглашением ученых, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов;
- открытые уроки к юбилеям значимых научных, исторических дат, а также писателей и поэтов, конкурсы чтецов к юбилеям писателей и поэтов, размещение созданных детьми научных, исследовательских работ, стихотворений, рассказов и т.д.
Лист корректировки рабочей программы
№ урока по тематическому планированию | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки | |||
Тема урока | Количество часов | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению ("Начальная школа 21 века, 3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ФГОС "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа ХХI век", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс "Начальная школа ХХI век"...
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа ХХI век", 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа ХХI век", 3 класс, 4 часа в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО Приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....
Рабочая программа по литературному чтению(Начальная школа 21 века 3 класс)
Рабочая программа + КТП по литературному чтению 3 класс (Начальная школа 21 века)...