Технология продуктивного чтения, как основа формирования читательской компетенции младшего школьника (методические рекомендации)
учебно-методический материал по чтению
Методический материал содержит теоретическую часть (описание данной технологии), практическую часть (технологические карты разработанных уроков).
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, учителями предметниками, как на уроках литературы и русского, так и на уроках истории и окружающего мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения, как основа формирования читательской компетенции младшего школьника
(методические рекомендации)
Аннотация
Методический материал содержит теоретическую часть (описание данной технологии), практическую часть (технологические карты разработанных уроков).
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, учителями предметниками, как на уроках литературы и русского, так и на уроках истории и окружающего мира.
Пояснительная записка
В сегодняшней жизни всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируется представление ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, слышит недостойные людей слова. Если жизнь такова, то нравственные образцы надо искать в культуре человечества и своего народа, поскольку там собраны величайшие ценности и нравственные богатства, накопленные многими поколениями людей. А помочь детям освоиться в мире культуры и в конечном итоге присвоить, т. е. сделать своими, нравственные ценности и идеалы человечества должна школа.
Трудно переоценить в решении этой задачи роль школьного предмета «Литература», потому что по сути своей он является частью культуры, видом искусства. В начальной школе цель уроков литературного чтения заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия текста, освоения учащимися основных литературоведческих знаний и практики читательской деятельности.
Чтение книг, особенно для ребёнка, познающего мир, полезно всегда. Но от уровня читательской грамотности зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, степень переживания и осмысления им нравственных проблем, поставленных автором. Нравственный потенциал произведения сам по себе не переходит во внутренний мир читателя, поскольку нравственные ценности «впаяны» в художественный текст, а не прямо сформулированы, и читатель извлекает их в процессе своей читательской деятельности. Организовать и координировать данный процесс должен учитель на уроках литературного чтения.
Литературное чтение предполагает:
- Обязательную опору на литературоведение;
- Введение художественного произведения в литературно – исторический контекст;
- Установление связей с жизненным опытом ребёнка;
- Анализ литературного произведения.
Основная задача учителя – помочь ребёнку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации, а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, «медленного») чтения.
Оптимальный путь анализа для решения этой задачи – «вслед за автором».
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) универсальна. Она эффективна как на уроках литературы, русского языка, так и на уроках истории и окружающего мира.
Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:
- Предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать.
- Метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий)
а) интеллектуально – речевых умений (умения восприятия речи – гибкое чтение, освоение приёмов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание, умения порождения речи – самостоятельное создание текстов – повествований и описаний, подробное изложение текстов.
б) организационных умений (постановка целей, работа по плану, рефлексия)
в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности)
г) нравственно – оценочных умений (анализ характеров и поступков героев)
- Личностные результаты: духовно – нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.
Содержание технологии продуктивного чтения
Технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная проф. Н. Н. Светловской, включает в себя 3 этапа:
- Работа с текстом до чтения.
- Работа с текстом во время чтения.
- Работа с текстом после чтения.
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, ключевым словам, иллюстрации.
- Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрации, которые предшествуют тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов: какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему? И т. п.
- Первый этап технологии завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
- Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
- Чтение в слух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет учитель с учётом темы, цели урока, художественной задачи текста и читательской компетентности детей.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
- Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы).
С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
Как учить детей вести диалог с автором?
Можно соблюдать такую последовательность действий:
- Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы: прямые и скрытые. Эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания ответов и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
- Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свёрнутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться эпизод.
- Научить задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Эти вопросы, ответы на которые содержаться в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Возникающие вопросы предполагают возникновение ответов и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
- Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Г. Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте сигналы: В – вопрос, О – ответ, П – проверка, З – зеркало (включи воображение)
Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
- Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
- Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их необходимо «вплетать» в общий разговор, даже если они расходятся с вашей (субъективной) точкой зрения.
- Комментарий должен быть кратким и динамичным.
- Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу.
- Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитан до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребёнка.
- Прерывание чтения ребёнка должно происходить естественно, для чего рекомендуется использовать следующие способы:
а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребёнком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме.
б) включение воображение детей
в) сам вопрос, который формулируется максимально кратко, сжато.
Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно, лучше предлагать определять значение из контекста, анне торопиться обращаться к словарю, т. к. пауза может нарушить целостное восприятие текста и эмоциональную реакцию.
Не нужно забывать, что далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объёму и глубине могут требовать разные фрагменты одного текста.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
- Учитель ставит смысловой вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
- Рассказ о писателе и беседа о его личности рекомендуется после чтения произведения, т. к. эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того рассказ о писателе может углубить понимание прочитанного произведения.
- Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т. д.
- Выполнение творческого задания.
Как выбрать творческие задания?
В читательскую деятельность ребёнка включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.
Осмысление содержания:
- Рассказ о герое, событии;
- Выборочный и краткий пересказ;
- Составление плана, структурной модели текста;
- Постановка контрольных вопросов к тексту, ответына контрольные вопросы учителя.
Реакция на художественную форму:
- Подробный художественный пересказ;
- Наблюдение над языком, художественными особенностями текста;
- Сопоставление литературного произведения с его художественной основой.
Эмоциональная сфера:
- Выразительное чтение;
- Сопоставление литературного произведения с другими видами искусства;
- Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом.
Сфера воображения:
- Составление диафильма, киносценария, комикса;
- Творческий пересказ;
- Иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов;
- Чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
При выборе творческого задания необходимо учитывать:
- Художественные задачи текста;
- Особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка;
- Учебные задачи.
Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Опыт разнообразных читательских переживаний развивает эмоциональную культуру, даёт ориентиры нравственного выбора. Кроме того, компетентного читателя развивается функциональная грамотность. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты, делать умозаключения. Технология продуктивного чтения, максимально приближенная к естественному процессу чтения, позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребёнку стать думающим читателем.
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА).
Технология формирования правильного типа читательской деятельности
этап урока | содержание | деятельность педагога | деятельность детей |
организационный момент 1-3 мин. | 1. Общая готовность детей к уроку. 2. Концентрация внимания детей. 3. Общий план действий. | 1. Проверка готовности. 2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. 3. Наличие общей установки на урок. | 1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция на учителя, внимание. 3. Самоопределение: - знаю, что буду делать; - понимаю, хочу делать или нет; - думаю, что могу сделать или нет. |
I этап до чтения 5-10 мин. | 1. Проверка домашнего задания. 2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. 3. Антиципация чтения. 4. Появление целей урока. | 1. Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля). 2. Точность подобранных заданий (в том числе, и по учебной тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока. 3. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. 4. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. | 1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария. 2.Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока. 3. (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. 4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. |
II этап во время чтения 15-20 мин. | 1.Первичное чтение текста. 2. Перечитывание текста.
3. Беседа по содержанию в целом. | 1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, учителем; вслух или про себя) с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив. 2. Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация медленного "вдумчивого" чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста. Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности, соотнесение объёма фактуальных и подтекстовых вопросов с художественными особенностями текста и возможностями учащихся. Краткий и ёмкий комментарий текста. Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части. Организация в случае необходимости попутного составления плана, пересказа (в том числе, и с опорой на учебную тетрадь). Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и комментирования текста. 3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отработки его выразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих вопросов. | 1. Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д. 2. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте. 3. Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста. |
III этап после чтения 10-15 мин. | 1. Концептуальная беседа по тексту. 2. Знакомство с писателем. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. 4. (Творческие) задания. | 1. Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно, как проблемного). Организация коллективной дискуссии (в том числе, и проблемной). Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов). 2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. 4. Выбор (творческого) задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся. Выбор организационной формы выполнения задания. | 1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения. (Самостоятельное) выделение основной идеи текста, его концептуального уровня. 2. Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного (какой он? что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? в чём особенность его взгляда на мир? и т.д.). Корректировка своих первоначальных представлений о писателе. Умение разводить понятия "писатель" (создатель), автор (герой произведения), рассказчик (повествователь). Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.) 3. Определение "характера" заглавия: что оно отражает – тему или идею. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника. 4. Выполнение (творческого) задания (в том числе, и в учебной тетради) самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах. |
подведение итогов урока 3-5 мин. | Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. Повторение выведенных законов, определений (того нового, что узнали учащиеся). Организация подведения итогов урока учащимися. | Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я научилась …", "Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …") Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора) " … (название произведения)" и т.д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр. | |
домашнее задание 1-2 мин. | Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора). Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся). Самостоятельное чтение текста. Задание в учебной тетради. Заучивание наизусть. Работа по развитию речи. | Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Презентация к родительскому собранию . Схемы. Таблицы. Динамика достижений....
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников.
Технология продуктивного чтения-технология деятельностного типа, способствующая формированию познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников....
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения
Методическая статья из опыта работы...
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников"
Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных...
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...
Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников (родительское собрание)
Родительское собрание.В помощь родителям по осознанию ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников и вовлечению родителей в решение проблемы....