Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников"
статья по чтению (4 класс)
Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_produkt_chteniya.docx | 21.27 КБ |
tehnologiya_produkt_chteniya.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников»
«Ни один наставник не должен
забывать, что его главнейшая
обязанность состоит в приучении
воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»
К.Д. Ушинский
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно», « эффективно», продуктивно - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Поэтому одной из актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.
Поэтому для меня актуальным стал вопрос: как научить учащихся продуктивно работать с текстом? Ответом на мой вопрос стало использование технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской. Данная технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Цель данной технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Урок по данной технологии строится по следующей схеме:
-предтекстовый этап: знакомство с названием произведения, антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
-работа с текстом: чтение - самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками.
-послетекстовый этап: выполнение упражнений на закрепление, обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1. ориентироваться в учебнике;
2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
4. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
5. составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного)
6. подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
2. слушать и понимать речь других;
3. выразительно читать и пересказывать текст;
4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Регулятивные УУД:
1. определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2. учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
3. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные УУД:
1. оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
2. оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
3. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
4. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
5. высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Итак, уважаемые коллеги, приглашаю вас сейчас продуктивно поработать с текстом.
Алгоритм проектирования урока литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения в начальной школе
I. Подготовка учителя к работе в технологии изучающего чтения
1. Чтение текста.
2. Определение художественной задачи (мотива, который побудил автора к написанию произведения, замысла писателя), жанра литературного произведения.
3. Формулирование целей урока (для учителя и для учеников).
4. Формулирование темы урока исходя из художественной задачи текста и целей урока. Повтор названия произведения не является темой урока.
5. Определение типа урока.
II. Реализация технологии продуктивного чтения
1. Обдумывание этапа антиципации (предвосхищения) содержания литературного произведения.
2. Выбор вида первичного чтения. Читать может вслух учитель, вслух или про себя могут читать обучающиеся, можно комбинировать чтение учителя и обучающихся.
3. Организация этапа перечитывания текста. Учитель определяет количество перечитываний текста, их задачи.
4. Продумывание обобщающей беседы с постановкой главного смыслового вопроса.
5. Продумывание этапа работы с текстом после чтения.
6. Подбор домашнего задания для обучающихся.
Алгоритм проектирования урока литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения в начальной школе
I. Подготовка учителя к работе в технологии изучающего чтения
1. Чтение текста.
2. Определение художественной задачи (мотива, который побудил автора к написанию произведения, замысла писателя), жанра литературного произведения.
3. Формулирование целей урока (для учителя и для учеников).
4. Формулирование темы урока исходя из художественной задачи текста и целей урока. Повтор названия произведения не является темой урока.
5. Определение типа урока.
II. Реализация технологии продуктивного чтения
1. Обдумывание этапа антиципации (предвосхищения) содержания литературного произведения.
2. Выбор вида первичного чтения. Читать может вслух учитель, вслух или про себя могут читать обучающиеся, можно комбинировать чтение учителя и обучающихся.
3. Организация этапа перечитывания текста. Учитель определяет количество перечитываний текста, их задачи.
4. Продумывание обобщающей беседы с постановкой главного смыслового вопроса.
5. Продумывание этапа работы с текстом после чтения.
6. Подбор домашнего задания для обучающихся.
Предварительный просмотр:
Тема: «Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников»
«Ни один наставник не должен
забывать, что его главнейшая
обязанность состоит в приучении
воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»
К.Д. Ушинский
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно», « эффективно», продуктивно - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Поэтому одной из актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.
Поэтому для меня актуальным стал вопрос: как научить учащихся продуктивно работать с текстом? Ответом на мой вопрос стало использование технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской. Данная технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Цель данной технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Урок по данной технологии строится по следующей схеме:
-предтекстовый этап: знакомство с названием произведения, антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
-работа с текстом: чтение - самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками.
-послетекстовый этап: выполнение упражнений на закрепление, обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1. ориентироваться в учебнике;
2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
4. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
5. составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного)
6. подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
2. слушать и понимать речь других;
3. выразительно читать и пересказывать текст;
4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Регулятивные УУД:
1. определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2. учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
3. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные УУД:
1. оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
2. оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
3. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
4. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
5. высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Алгоритм проектирования урока литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения в начальной школе
I. Подготовка учителя к работе в технологии изучающего чтения
1. Чтение текста.
2. Определение художественной задачи (мотива, который побудил автора к написанию произведения, замысла писателя), жанра литературного произведения.
3. Формулирование целей урока (для учителя и для учеников).
4. Формулирование темы урока исходя из художественной задачи текста и целей урока. Повтор названия произведения не является темой урока.
5. Определение типа урока.
II. Реализация технологии продуктивного чтения
1. Обдумывание этапа антиципации (предвосхищения) содержания литературного произведения.
2. Выбор вида первичного чтения. Читать может вслух учитель, вслух или про себя могут читать обучающиеся, можно комбинировать чтение учителя и обучающихся.
3. Организация этапа перечитывания текста. Учитель определяет количество перечитываний текста, их задачи.
4. Продумывание обобщающей беседы с постановкой главного смыслового вопроса.
5. Продумывание этапа работы с текстом после чтения.
6. Подбор домашнего задания для обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников.
Технология продуктивного чтения-технология деятельностного типа, способствующая формированию познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников....
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются методы и приёмы работы с текстом в классах с ОВЗ...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимани...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.
Актуальность выбранной нами темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД младших школьников
. Цель и задачи технологии продуктивного чтенияЦель технологии: формирование читательской компетенции школьника.В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у ко...