Конспект урока с использованием технологии Продуктивного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс)

Яушева Ирина Николаевна

Технологическая карта урока по чтению "Стальное колечко" К. Г. Паустовский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_chteniyu._3_klass.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока: произведение К.Г.Паустовского  «Стальное колечко»

Цели урока:

1) создать условия для формирования умений создавать образ героев на основе анализа художественного произведения;

2) развивать навык выразительного чтения;

3) способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу и положительного отношения к учению (к чтению)

Планируемые  результаты:

Личностные:

-уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,

-уважительно относиться к собеседнику.

Регулятивные:

-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-уметь работать с  учебником, с таблицей.

Коммуникативные:

-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме

-слушать и понимать речь других,

-формулировать собственное мнение и позицию,

-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

№п/п

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

 

- Вы пришли сегодня с определенными мыслями, желаниями. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

-Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются, а вы в свою очередь также постараетесь, чтобы они осуществились.  Только вместе и сообща мы достигнем большого  результата.

Приветствую

учащихся, проверяю готовность к уроку.

Предлагаю  сделать прогноз на предстоящий урок.

 Приветствуют друг друга и  гостей урока.

Высказывают свои ожидания по поводу предстоящего урока.

2.

Актуализация знаний учащихся

-Ребята, как вы думаете, что для человека дороже всего на свете?

- Такое обычное и привычное для нас слово «счастье». А что оно обозначает?  Что для вас является счастьем? Составим Кластер к этому слову.

- у каждого человека свое понимание счастья.

-вспомните произведение и автора произведения, с которым вы вчера познакомились.

Как вы думаете, о чьем счастье мы сегодня будем говорить? (о счастье Варюши из произведения Паустовского «Стальное колечко»)

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого ученого Платона «Стараясь о счастье других,  мы находим своё собственноё счастье»

-Как вы понимаете это высказывание? Что значит «стараться о счастье других»?

Сегодня на уроке нам предстоит продолжить работу над этим произведением. А чтобы работать, что для этого нужно? (знать текст произведения, думать, быть внимательным)

-Проверим, внимательно ли вы дома читали. Ответьте на мои вопросы.

- Дед Федор и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет- Кузьма)

- в понедельник  Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (нет-воскресенье)

- девочка встретила на платформе двух бойцов (да)

- боец попросил подарить ему махорки (нет-купить)

-зимой Варюша нашла потерянное колечко (нет – весной)

- боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки (да)

- боец подарил  Варюше  маленькое серебряное колечко (нет-стальное)

 Использую прием «Кластер»  к слову счастье.

Предлагаю  объяснить смысл эпиграфа.

Предлагаю «тонкие» вопросы к тексту, требующие однозначного ответа.

Называют слова ассоциации к слову счастье

Отвечают на поставленные вопросы

Отвечают письменно на вопросы

3

  1. Работа по теме урока.

- Почему К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Стальное колечко»? Как думаете?

-Каких героев собрало колечко? (деда, Варюшу, бойцов,Сидора)

- Как вы считаете, кого можно назвать главным героем этого произведения? Почему?

-сегодня мы остановимся на образе Варюши, дадим характеристику ее образа.

Работать будем с таблицей.

  1. А внутренний образ какой? Она какая? (дети перечисляют)

заботливая

Жадная

Жалостливая

Сообразительна

 любящая

Равнодушная

Добрая

-выберите из данных характеристик слова, которые подходят к образу Варюши и подтвердите словами из текста.

(возможные ответы:

  • ЗАБОТЛИВАЯ – пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.)
  • Жалостливая – жалела деда, потеряла колечко-плачет, бранит себя, что не сможет помочь деду)

   - А как дед относится к своей внучке? (по-доброму, с любовью, с лаской)

  • Сообразительная – воткнула в снег ветку, где потеряла колечко.
  • Любящая – любит деда, свой родной край
  • Добрая – отсыпала махорки бойцам, а могла продать)

                   

  Как относятся бойцы к Варюше? (по-доброму, с лаской)

-Почему так считаешь? ( называют ее ласково: цветок-лепесток, анютины глазки с косичками). Почему боец так назвал Варюшу? Какой прием использовал автор? (сравнение)

  1. ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ отрывка :разговор с бойцами.

- найдите в тексте сцену встречи Варюши с бородатым бойцом. (с 77: от слов «Это что у тебя…..» до «…Разве вот этим?» )

- эту часть прочитаем по ролям, выпуская слова автора. Сколько действующих лиц будет? (Варя и бородатый боец)

- работать будем в парах. Вам нужно будет договориться, кто каким героем будет.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ правила работы в парах.

- читать нужно выразительно. А что значит выразительно? (соблюдая паузы, ударения)

- а голосом надо показать?

- обратите внимание, с какой интонацией, с каким чувством говорит свои слова каждый герой. Почувствуйте героев. Используйте при чтении и жесты, мимику, позу. Для этого нам нужно встать.  Постарайтесь  показать при чтении своих героев.

Какая  задача стоит перед нами? (прочитать выразительно)

ПРОВЕРКА. (спросить одну пару)

- вам понравилось чтение этих актеров?

- чем понравилось?

- какую работу мы с вами сейчас выполняли? (читали по ролям отрывок)

Молодцы. Вы постарались показать своих героев, и я увидела ваши чувства к ним.

Так что же мы узнали о большущей радости, которую ждала Варюша?

- В чем она состоит? С чем была связана?

(Варюша наслаждается тем, что наблюдает приход весны: она умеет смотреть и видеть, не просто слушать, но и слышать, умеет ощущать невидимые прикосновения воздуха, умеет получать от этого огромное удовольствие. Именно красота пробуждающейся к жизни природы, захватывает Варюшу и окутывает её чувством счастья).

Зрительный образ весны  

- Как Варюша увидела приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это.

Слуховой образ весны

- Как Варюша услышала приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это.

Тактильные ощущения весны

- Как Варюша ощутила на себе приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это

Ваше чтение подтверждает то, что боец относился к Варюше по-доброму?

Организую  работу в парах и по рядам.

Организую чтение по ролям.

Задаю  вопросы по прочитанному. 

Организую выборочное чтение.

1 ряд- выбрать  из данных характеристик слова, которые подходят к образу Варюши и подтвердить словами из текста.

2 ряд-  читают по ролям отрывок, когда Варюша разговаривает с бойцами.

3 ряд- читают отрывок  из рассказа и характеризуют  Варюшу.

Отвечают на вопросы, требующие предварительного анализа материала

Отвечая на вопрос, зачитывают текст.

Аргументируют свои выводы.

4

Итог урока

  1. - Мы рассмотрели отношение деда и бойца к Варюше. Как вы думаете, а К.Г.Паустовский как относится к своей героине? (ласково, называет ее Варюшей, уважает, гордится ею.

- Я согласна с вами. Паустовский гордится своей героиней, любит ее. Она такая маленькая девочка, а совершает такие поступки.

  1. Мы дали полный образ Варюши, узнали отношение героев рассказа Паустовского к девочке. А у вас какие чувства возникли к Варюше?

(ответы детей)

-Чему можно поучиться у Варюши?

(Варюша маленькая девочка, но с широкой душой, любящая своего деда Кузьму, свой родной  край,

-А колечко какую роль сыграло? (Варюша  верила в волшебство и очень  старалась, чтоб исполнились желания. Колечко помогло увидеть чудесное в обычном: в красоте природы, в красоте родного края)

- А  чего девочка хотела больше всего?

(Она старалась сделать здоровым и счастливым дедушку ,очень заботилась, беспокоилась  о нем)

- А теперь  предлагаю обратиться к нашему эпиграфу: «СТАРАЯСЬ О СЧАСТЬЕ ДРУГИХ, МЫ НАХОДИМ СОБСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ»

-Можем ли мы сказать, что Варя нашла свое счастье? В чем? ( Варюша нашла своё счастье на Родине. Ей нравится жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нём. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю)

- а теперь давайте составим Синквейн на тему «Варюша».

Организую  учебную дискуссию.

Обращаю  внимание на эпиграф и указываю  на ситуацию соответствия выводов учеников и смысла эпиграфа.

 

.

 

Отвечают на вопросы. Аргументируют свои выводы

Отвечают на вопросы. Аргументируют свои выводы.

Попадают в ситуацию соответствия собственного вывода и смысла эпиграфа урока.

составляют синквейн на тему «Варюша».

8

Общая рефлексия  учебной деятельности.

-  Кто считает, что сегодня заработал оценку и какую?

- Сбылись ли ваши ожидания от урока?

- Кто ожидал чего-то другого?

- Какой урок получили вы лично для себя?

Организую  этап рефлексии

Оценивают свою работу и работу одноклассников. Аргументируют свои выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельн...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» с использованием технологии продуктивного чтения. Тема: М. Пляцковский «Помощник»

Цель: обеспечить условия для включения учащихся в активную читательскую деятельность.Задачи:•     учить читать осознанно, отвечать на вопросы, работая с текстом;&bull...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...