Конспект урока с использованием технологии Продуктивного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока по чтению "Стальное колечко" К. Г. Паустовский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_chteniyu._3_klass.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема урока: произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»
Цели урока:
1) создать условия для формирования умений создавать образ героев на основе анализа художественного произведения;
2) развивать навык выразительного чтения;
3) способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу и положительного отношения к учению (к чтению)
Планируемые результаты:
Личностные:
-уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,
-уважительно относиться к собеседнику.
Регулятивные:
-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний,
-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
-уметь работать с учебником, с таблицей.
Коммуникативные:
-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме
-слушать и понимать речь других,
-формулировать собственное мнение и позицию,
-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
№п/п | Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. |
- Вы пришли сегодня с определенными мыслями, желаниями. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? -Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются, а вы в свою очередь также постараетесь, чтобы они осуществились. Только вместе и сообща мы достигнем большого результата. | Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку. Предлагаю сделать прогноз на предстоящий урок. | Приветствуют друг друга и гостей урока. Высказывают свои ожидания по поводу предстоящего урока. |
2. | Актуализация знаний учащихся | -Ребята, как вы думаете, что для человека дороже всего на свете? - Такое обычное и привычное для нас слово «счастье». А что оно обозначает? Что для вас является счастьем? Составим Кластер к этому слову. - у каждого человека свое понимание счастья. -вспомните произведение и автора произведения, с которым вы вчера познакомились. Как вы думаете, о чьем счастье мы сегодня будем говорить? (о счастье Варюши из произведения Паустовского «Стальное колечко») - Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого ученого Платона «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственноё счастье» -Как вы понимаете это высказывание? Что значит «стараться о счастье других»? Сегодня на уроке нам предстоит продолжить работу над этим произведением. А чтобы работать, что для этого нужно? (знать текст произведения, думать, быть внимательным) -Проверим, внимательно ли вы дома читали. Ответьте на мои вопросы. - Дед Федор и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет- Кузьма) - в понедельник Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (нет-воскресенье) - девочка встретила на платформе двух бойцов (да) - боец попросил подарить ему махорки (нет-купить) -зимой Варюша нашла потерянное колечко (нет – весной) - боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки (да) - боец подарил Варюше маленькое серебряное колечко (нет-стальное) | Использую прием «Кластер» к слову счастье. Предлагаю объяснить смысл эпиграфа. Предлагаю «тонкие» вопросы к тексту, требующие однозначного ответа. | Называют слова ассоциации к слову счастье Отвечают на поставленные вопросы Отвечают письменно на вопросы |
3 |
| - Почему К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Стальное колечко»? Как думаете? -Каких героев собрало колечко? (деда, Варюшу, бойцов,Сидора) - Как вы считаете, кого можно назвать главным героем этого произведения? Почему? -сегодня мы остановимся на образе Варюши, дадим характеристику ее образа. Работать будем с таблицей.
заботливая Жадная Жалостливая Сообразительна любящая Равнодушная Добрая -выберите из данных характеристик слова, которые подходят к образу Варюши и подтвердите словами из текста. (возможные ответы:
- А как дед относится к своей внучке? (по-доброму, с любовью, с лаской)
Как относятся бойцы к Варюше? (по-доброму, с лаской) -Почему так считаешь? ( называют ее ласково: цветок-лепесток, анютины глазки с косичками). Почему боец так назвал Варюшу? Какой прием использовал автор? (сравнение)
- найдите в тексте сцену встречи Варюши с бородатым бойцом. (с 77: от слов «Это что у тебя…..» до «…Разве вот этим?» ) - эту часть прочитаем по ролям, выпуская слова автора. Сколько действующих лиц будет? (Варя и бородатый боец) - работать будем в парах. Вам нужно будет договориться, кто каким героем будет. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ правила работы в парах. - читать нужно выразительно. А что значит выразительно? (соблюдая паузы, ударения) - а голосом надо показать? - обратите внимание, с какой интонацией, с каким чувством говорит свои слова каждый герой. Почувствуйте героев. Используйте при чтении и жесты, мимику, позу. Для этого нам нужно встать. Постарайтесь показать при чтении своих героев. Какая задача стоит перед нами? (прочитать выразительно) ПРОВЕРКА. (спросить одну пару) - вам понравилось чтение этих актеров? - чем понравилось? - какую работу мы с вами сейчас выполняли? (читали по ролям отрывок) Молодцы. Вы постарались показать своих героев, и я увидела ваши чувства к ним. Так что же мы узнали о большущей радости, которую ждала Варюша? - В чем она состоит? С чем была связана? (Варюша наслаждается тем, что наблюдает приход весны: она умеет смотреть и видеть, не просто слушать, но и слышать, умеет ощущать невидимые прикосновения воздуха, умеет получать от этого огромное удовольствие. Именно красота пробуждающейся к жизни природы, захватывает Варюшу и окутывает её чувством счастья). Зрительный образ весны - Как Варюша увидела приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это. Слуховой образ весны - Как Варюша услышала приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это. Тактильные ощущения весны - Как Варюша ощутила на себе приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это Ваше чтение подтверждает то, что боец относился к Варюше по-доброму? | Организую работу в парах и по рядам. Организую чтение по ролям. Задаю вопросы по прочитанному. Организую выборочное чтение. | 1 ряд- выбрать из данных характеристик слова, которые подходят к образу Варюши и подтвердить словами из текста. 2 ряд- читают по ролям отрывок, когда Варюша разговаривает с бойцами. 3 ряд- читают отрывок из рассказа и характеризуют Варюшу. Отвечают на вопросы, требующие предварительного анализа материала Отвечая на вопрос, зачитывают текст. Аргументируют свои выводы. |
4 | Итог урока |
- Я согласна с вами. Паустовский гордится своей героиней, любит ее. Она такая маленькая девочка, а совершает такие поступки.
(ответы детей) -Чему можно поучиться у Варюши? (Варюша маленькая девочка, но с широкой душой, любящая своего деда Кузьму, свой родной край, -А колечко какую роль сыграло? (Варюша верила в волшебство и очень старалась, чтоб исполнились желания. Колечко помогло увидеть чудесное в обычном: в красоте природы, в красоте родного края) - А чего девочка хотела больше всего? (Она старалась сделать здоровым и счастливым дедушку ,очень заботилась, беспокоилась о нем) - А теперь предлагаю обратиться к нашему эпиграфу: «СТАРАЯСЬ О СЧАСТЬЕ ДРУГИХ, МЫ НАХОДИМ СОБСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ» -Можем ли мы сказать, что Варя нашла свое счастье? В чем? ( Варюша нашла своё счастье на Родине. Ей нравится жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нём. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю) - а теперь давайте составим Синквейн на тему «Варюша». | Организую учебную дискуссию. Обращаю внимание на эпиграф и указываю на ситуацию соответствия выводов учеников и смысла эпиграфа.
. |
Отвечают на вопросы. Аргументируют свои выводы Отвечают на вопросы. Аргументируют свои выводы. Попадают в ситуацию соответствия собственного вывода и смысла эпиграфа урока. составляют синквейн на тему «Варюша». |
8 | Общая рефлексия учебной деятельности. | - Кто считает, что сегодня заработал оценку и какую? - Сбылись ли ваши ожидания от урока? - Кто ожидал чего-то другого? - Какой урок получили вы лично для себя? | Организую этап рефлексии | Оценивают свою работу и работу одноклассников. Аргументируют свои выводы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира
Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...
Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»
Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельн...
Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
Цель: распространение опыта работы с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтени...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» с использованием технологии продуктивного чтения. Тема: М. Пляцковский «Помощник»
Цель: обеспечить условия для включения учащихся в активную читательскую деятельность.Задачи:• учить читать осознанно, отвечать на вопросы, работая с текстом;&bull...
Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения
Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...