Смысловое чтение.
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Жанна Леонидовна Иванова

Смысловое чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_kursy.pptx136.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое читательская грамотность? «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

Слайд 2

Почему важно измерять читательскую грамотность? «Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования — умения учиться. Между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению, начинается чтение для обучения — использование письменных текстов как основного ресурса самообразования».

Слайд 3

Пример задания базового уровня, проверяющего умение решать текстовую задачу Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали велосипедист и мотоциклист. Скорость велосипедиста 15 км/ч. Он едет в два раза медленнее мотоциклиста. Через час велосипедист и мотоциклист встретились. Каково расстояние между городами? Запиши решение и ответ.

Слайд 4

задание повышенного уровня Мама хочет связать дочкам перчатки. На одну перчатку нужно 55 г шерсти. Хватит ли ей 310 г шерсти, чтобы связать перчатки трём дочкам?

Слайд 5

Пример задания по математике Накануне Женского дня 8 марта Гена хочет сделать уборку в квартире. Он составил список основных дел и указал время на их выполнение. Ему нужно: вытереть пыль – 25 минут, привести в порядок ящики своего стола – 2 ящика по 15 минут на каждый, вымыть пол – 25 минут, полить цветы – 10 минут, вынести мусор – 5 минут. Сможет ли Гена сделать уборку за 1 ч 30 мин?

Слайд 6

Пример задания по русскому языку Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано. килька, зелень, пение, решишь, весёлый, овощ, чаща, метели В слове все согласные звуки мягкие В слове два слога В слове три слога В слове НЕ все согласные звуки мягкие килька

Слайд 7

Пример задания: Окружающий мир Сережа проводил опыт с поваренной солью и водой. Он бросал в стакан с водой по 1 чайной ложке соли и следил за временем до ее полного растворения. В таблице представлены результаты его опыта. Масса воды Температура воды Количество чайных ложек соли Время, за которое вся соль растворилась в воде 200 г 10° 1 370 сек 200 г 40° 1 305 сек 200 г 50° 1 230 сек 200 г 70° 1 170 сек

Слайд 8

Какое предположение проверял Сережа в своем опыте? 1) Сколько соли растворяется в воде при разной температуре 2) Чем выше температура воды, тем больше соли в ней растворяется 3) Как зависит время растворения соли от температуры воды 4) Как зависит масса растворенной соли от температуры воды

Слайд 9

Почему автор называет очки Петра Ивановича «пылающими»? Ответы учеников: Может быть, просто они запылились. От них отображается лунный свет. Они переливались в ночном небе при свете луны. Потому что он становится злым. Он был очень удивлён. Потому что они сидели у костра и огонь отражался в стёклах .

Слайд 10

повышенного уровня (неумение удерживать несколько условий). Для проведения на празднике розыгрыша призов напечатали 99 билетов. Все номера билетов состоят из 2 цифр, начинаются номером 01, заканчиваются номером 99. Особый приз – телефон – выигрывают билеты с номерами, в записи которых сумма цифр равна 4. Номера всех выигравших билетов: _______________________________

Слайд 11

Пример задания по русскому языку Как ты считаешь, о чём этот рассказ? В чём его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 2 - 3 предложения, и это обязательно должен быть связный текст. _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ __________________________________________

Слайд 12

Выводы Ученики с низким уровнем самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы) не могут. со средним уровнем самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе текстов учебника могут только в том случае, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны. с повышенным уровнем способны учиться на основе чтения текстов самостоятельно. С высоким уровнем способны использовать извлеченную из текстов (как учебных, так и неучебных ) информацию для собственного развития.

Слайд 13

Дефициты учащихся Не умеют внимательно читать текст Не умеют работать с разрозненной информацией Не умеют работать со справочным материалом Не привыкли перечитывать текст с целью поиска необходимой информации При ответе на вопрос выбирают информацию «случайно» Не умеют предъявлять ответ в заданной форме Не умеют давать полный ответ Не умеют читать текст задания Подменяют объяснение пересказом Не умеют отбирать самую существенную информацию для аргументации Не обращаются к тексту, подменяя аргументацию фоновыми знаниями

Слайд 14

Педагогическая коррекция может проводиться в двух направлениях: корректировка методов обучения, существующей технологии обучения, либо выбор иной технологии, ориентированной на развитие учебной самостоятельности и в целом мышления На уроках и в домашней работе необходимо:

Слайд 15

предлагать задания, которые требуют анализа ситуации, нестандартного подхода, исследования – задания, которые невозможно выполнить по формальному образцу; постараться создать условия для самостоятельного осмысления новых понятий, обсуждения разных мнений, доказательства своей точки зрения, давать возможность учащимся высказывать свои соображения по поводу выполнения задания, а не сообщать им сразу способы работы; обсуждать с детьми, что им помогает в выполнении того или иного задания; обучать учеников самоконтролю, самопроверке, выделению трудных мест, работе с текстом задания, учебными, информационными текстами; организовать школьное образовательное пространство так, чтобы в нем были места, где ученики могли бы выполнять задания, отличающиеся от тех, которые изучаются на уроках. Эти пробы помогут формированию осознанного владения учебными действиями и индивидуализации образовательного процесса в целом; чаще вводить в обучение практико-ориентированные задания; задания проектного типа, использовать разные формулировки и формы заданий; чаще использовать групповые формы работы, обязательно обучая детей работе в группе. На уроках математики чаще работать с натуральными объектами ( измерение длины , массы, площади и периметра реальных предметов; моделирование математических отношений на полосках, с помощью предметов и т.д.).

Слайд 16

На уроках русского языка усилить коммуникативную составляющую: практику говорения, аудирования , смыслового чтения, больше внимания уделять не классификации чужих текстов (например, по типам и стилям речи) и освоению некоторого количества шаблонов, никак не связанных с личным речевым опытом и замыслами ребенка, а порождению (восстановлению) текстов, подчиненных авторскому замыслу, замыслу самого ребенка. Перенести акцент с контроля на формирование устной и письменной речи: увеличение доли работы со словами без пропусков букв, подкрепление интуитивных стратегий обучения грамотному письму, специально организованная работа по введению в речевой опыт новых слов, которые должны встроиться в самые различные связи – синонимические, антонимические, ассоциативные, отношения родства, производности и т.п.

Слайд 17

На уроках математики Использовать задачи с данными, представленными не только в числовом, но и в буквенном виде. Применять задания с лишними данными, недостающими условиями, что с необходимостью приведет к анализу математической задачи. Использовать в решении заданий моделирование (чертежи, схемы, таблицы, рисунки, которые отражают существенные математические отношения). На уроках русского языка Связывать работу по изучению системы языка и освоению норм правописания с постоянным обращением к смыслу слова и текста. Определять в совместном обсуждении с учениками критерии оценки того или иного текста и учить оценивать текст по этим критериям. Поддерживать языковую игру, языковое экспериментирование

Слайд 18

На уроках чтения постараться организовать коммуникативные ситуации, в которых чтение вслух будет адресованным, и адресованным не учителю, а одноклассникам; больше работать с информационными текстами.

Слайд 19

«Читательский кризис 4-го класса» «Те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3–5*м классе, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы. Сегодня мировое образовательное сообщество нацелено на поиск педагогических средств для того, чтобы надежно обеспечить переход от обучения чтению к чтению для обучения. Сре ди этих искомых средств почетное место занимает батарея надежных измерителей, позволяющих оценить, на какой стадии читательской грамотности находятся отдельный ученик, класс, школа,все школы определенного региона или страны. Образцом такого измерителя является тест PIRLS»

Слайд 20

Группа учеников со средним уровнем чтения и работы с информацией Для того чтобы ребенок разобрался в достаточно сложной логике информационного текста, уяснил причинно-следственные связи, верно интерпретировал образный язык текста художественного, понял авторскую позицию, продвинулся в предмете за счет чтения дополнительной литературы (речь идет о чем-то большем, чем просто запоминание интересных фактов), – для всего этого ему нужна помощь учителя. Необходима регулярная практика работы с такими вопросами к тексту, ответ на которые нельзя найти и просто зачитать или выписать.

Слайд 21

4 группы читательских умений 1) поиск информации, заданной в явном виде; 2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте; 3) интерпретация и обобщение информации; 4) оценка содержания, языка и структуры текста.

Слайд 22

Первая группа заданий направлены на проверку: 1) общего понимания содержания прочитанного текста; 2) умения находить информацию, заданную в явном виде; 3) определения времени и места действия; 4) значения слова или фразы.

Слайд 23

Вторая группа заданий Эта группа заданий направлена на проверку следующих умений: 1) извлечь из текста информацию, данную в неявном виде; 2) сформулировать на основе прочитанного несложные выводы; 3) установить взаимосвязь между событиями .

Слайд 24

Третья группа заданий направлена на проверку: 1) понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности; 2) осознания последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста; 3) понимания жанровых особенностей текста.

Слайд 25

Четвёртая группа заданий (высокий уровень сложности) направлена на проверку: 1) умения понимать общий смысл текста; 2) определять авторский замысел и основные черты характера главного героя; 3) приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя; 4) определять главную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.

Слайд 26

Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры: 1 . Проверка умения извлечь фактическую информацию , т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте. 2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы. Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в тексте. 3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста (авторской идеи) и способов её выражения

Слайд 27

Задания, в которых информация представлена в таблице Это могут быть такие вопросы: как называется таблица; почему; какую информацию из нее можно извлечь; зачем нам таблица в задании; какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках; назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов; что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки); какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Слайд 28

Формы работы с литературными произведениями проблемно-поисковые ситуации; Беседы-дискуссии (учащиеся сами задают вопросы по содержанию прочитанного); прием устного словесного рисования; словарная работа; чтение с элементами драматизации; создание рисованных «диафильмов».

Слайд 29

Работа с текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения) Если работать также необходимы вопросы на понимание: о чем текст, выдели основную мысль; назови или найди заголовок, объясни; выдели основные понятия; найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче); спроси, что непонятно и др.

Слайд 30

Работа с таблицами. Подход к «чтению информации» Позволяет: 1)отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах), 2)прочитать информацию, 3) выделить основное, 4) понять, 5) спросить (или выяснить), что непонятно .

Слайд 31

активно-продуктивная техника чтения Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. учебный текст средство для осуществления различных мыслительных операций Результат ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

Слайд 32

технологические приёмы техники активно-продуктивного чтения Отсроченная отгадка В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом (Анатолий Гин «Приёмы педагогической техники»)

Слайд 33

Задай вопрос «Спросить – значит понять» Вопросы, направленные на репродукцию знаний , требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов. Начинаются со слов «Кто…?» , «Что…?» , «Когда…?» , «Сколько…?» и т.д. Вопросы, направленные на репродукцию процесса (так называемые «процессуальные знания» ). Начинаются со слов «Как…?» , «Каким образом…?» и т.п. Вопросы на выяснение причинно-следственных связей . Начинаются со слов «Почему…?» , «В чем причины…?» и т.п. Вопросы, требующие анализа , синтеза новых знаний , начинаются со слов «Что общего…?» , «В чём особенности…?» , «Сравните…» , «Докажите…» .

Слайд 34

Составь задание Найди в череде букв 4 названия древнерусских городов. ВАУОВГВУРОСТОВПГРДЖУОКИЕВГОЛОКНОКУ ВПСКОВПРАГОНОВГОРОДПРУВГОЧЕРНИГОВАРТУ

Слайд 35

Кубик Блума На гранях кубика написаны начала вопросов: Почему? Объясни Назови Предложи Придумай Поделись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....