Технология продуктивного чтения. Из опыта работы.
статья по чтению (1 класс)
Основываясь на технологии продуктивного чтения, разработан урок для учащихся 1 класса по теме Л.Н.Толстой Сказка"Белка и волк" с конкретными рекомендациями по проведению каждого этапа урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения. Из опыта работы.
Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать – вот в чем главное дело.
К.Д.Ушинский
Актуальность проблемы:
- ! «Россия стремительно теряет статус самой читающей…» (В.В.Путин)
- ! «…наблюдается кризис российской культуры и литературы…» (депутаты)
- ! «…растет число россиян, не читающих книги совсем, 18% населения не имеют дома ни одной книги» (социальный опрос)
- ! «Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование – важнейшее умение» (профессор Н.Н.Светловская)
- «Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя,
- человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с уровнем высокой языковой культуры, чувств и мышления.»
Выход есть!
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, воспитывающая активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору
Задача учителя – научить ребенка читать «правильно», эффективно, продуктивно.
Цель технологии:
- формирование читательской компетенции школьника
- -понимание информации,
- -поиск конкретной информации,
- -самоконтроль,
- -восстановление широкого контекста,
- -интерпретацию,
- -комментированное чтение.
Технология формирует правильный тип читательской деятельности и основывается на трёх этапах работы с любым текстом. Рассмотрим уроки.
Традиционный урок. | Урок продуктивного чтения. |
Учитель готовит к восприятию текста, например: « Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о…»
Учитель или ученики читают текст.
|
Ученики прогнозируют содержание текста. «Предположите о чём этот текст по его названию. Подтверждают ли это иллюстрации?» Возникает мотивация к чтению.
Читаем и ведём диалог с автором, задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
|
Во время чтения. Второй этап.
- 1.Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.
- 2.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учащиеся или учитель задают уточняющие вопросы.
Например:
- Почему волк решил отпустить белку?
- Как бы вы поступили на месте волка?
- Объясните, зачем белка попросилась на дерево?
- Что ответила белка?
- Как вы поняли, отчего волки злы, а белки веселы?
- 3. Деление текста на части. Озаглавливание частей.
- 4. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
-Чему учит текст?
-Какая из пословиц подходит к содержанию текста?
III этап-работа с текстом после чтения ( диалог с автором )
1.Проблемный вопрос к тексту в целом.
- О чём этот текст?
- Что хотел сказать автор?
2.Беседа. Понимание авторского замысла.
- Как вы понимаете выражение: «Тебе злость сердце жжёт.»
3.Рассказ о писателе. (беседа о писателе углубит понимание прочитанного).
4.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
Чтобы диалог с автором был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.На третьем этапе работы с текстом, можно и нужно предлагать учащимся творческие задания, которые предполагают развитие самостоятельности ребенка.
- 1. « Составь план »
(самостоятельно, в парах, в группе)
- 2.« Проиллюстрируй…»
- 3.« Сочини…»
- 4.« Придумай…»
- 5.Составь структурную модель текста.
Достоинства технологии:
- применима самостоятельно вне урока;
- возрастносообразна и доступна;
- ориентирована на развитие личности читателя;
- развивает умение прогнозировать результаты чтения;
- способствует достижению понимания на уровне смысла.
Как подготовиться учителю к уроку с использованием технологии продуктивного чтения
- 1. Выберите текст, который вы предложите ученикам (рассказ, абзац, статья, правило, таблица, схема и т. д.)
- 2. Прочитайте, выделите 3 уровня информации
- фактуальную,
- подтекстовую,
- концептуальную
- 3. Определите роль данного текста на уроке
- 4. Определите стратегию во время работы с текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология продуктивного чтения из опыта работы
Технология продуктивного чтения из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-60942-1570640013.jpg)
Конспект урока литературного чтения «Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ (из опыта работы с текстом по технологии продуктивного чтения)»
Урок литературного чтения в 4 классе по произведениям Л.Н. Толстого.Технология продуктивного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-60942-1570640013.jpg)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493114-1412706976.jpg)
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563180-1421098864.jpg)
Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".
Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563180-1421098864.jpg)
Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".
Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/10/picture-674838-1602358698.jpg)
Технология продуктивного чтения как образовательная технология (из опыта работы)
Школьная практика подтверждает, что интерес к чтению художественной литературы у детей заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. От умения читать, з...