Семантический и этимологический анализ на уроках чтения в начальной школе.
методическая разработка по чтению (3 класс)
Каждый учитель мечтает о том, чтобы уроки чтения находили живой отклик в детях, нравились им. Как сделать так, чтобы урок был интересным? Где найти изюминку, чтобы заставить гореть глаза детей? Следует признать, что большинству учителей проще провести урок математики, чем урок чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации к уроку чтения | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семантический и этимологический анализ на уроках чтения
в начальной школе.
Учитель начальных классов
Арапова Л.Н.
МБОУ г. Пушкино «СОШ № 9»
Каждый учитель мечтает о том, чтобы уроки чтения находили живой отклик в детях, нравились им. Как сделать так, чтобы урок был интересным? Где найти изюминку, чтобы заставить гореть глаза детей? Следует признать, что большинству учителей проще провести урок математики, чем урок чтения.
Почему же уроки чтения проходят иногда скучно: учитель смотрит на часы, а дети в окно? Ответ на этот вопрос можно найти у замечательных педагогов прошлого, таких как К.Д. Ушинский, который считал, что проведения уроков языка и чтения вызваны тем, что «дитя обыкновенно садят за книгу, ещё не выучив внимательно читать, начинают учить грамматике, когда оно ещё говорит нескладно, требуют орфографии, когда оно ещё путается в словах и не может правильно связать двух мыслей. Изучению языка должно предшествовать упражнение в языке».
Простор для упражнений в языке даёт работа над структурой, морфемикой, словообразованием слов, называющих лицо по профессии и роду занятий. Эта группа слов является самой большой по объёму из всех тематических групп, а по происхождению - наиболее древней, постоянно пополняющий пласт лексики.
К изучению наименований лиц младшие школьники приступают с первых дней обучения. Уже букварь знакомит ребят с существительными «лётчик», «доктор», «повар» и т. д. Работа с этими словами позволяет расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность.
На уроках русского языка и чтения учитель уделяет достаточно внимания грамматическому и орфографическому анализу слова, и значительно меньше над семантикой (т.е. значением) и этимологией (происхождением) слов. Однако использование элементов семантического и этимологического анализов просто необходимо при знакомстве детей с произведениями 18 – 19 века.
Семантический и этимологический анализ слов можно показать на примере такого программного произведения, как «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Например, такие слова, как «бояре», «государь», «князь», «царь», «царица», вышли из употребления, являются архаичными, поэтому следует давать им толкование, используя элементы этимологического анализа.
«Делать нечего бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой».
Слово «боярин» имело в русском языке два значения:
- представитель высшего служилого сословия из крупных владельцев – феодалов в допетровской Руси;
- вельможа, родовитый дворянин.
В тексте слово употреблено во втором значении. При царском дворе в России были ближние бояре, особенно приближённые к царю и думные бояре – члены боярской думы (вошло в язык с 15 века). По происхождению слово боярин, вероятно, общеславянское, образовано от утраченного теперь «боярь» (т.е. бой, битва). Боярин – боец, воин.
Неоднократно употребляется в тексте слово князь. Например:
«В тот же день стал княжить он
И нарёкся князь Гвидон.»
В русском языке слово князь, имели также два значения:
1. правитель области, государства, удела в древней Руси.
2. почётный титул, наследственный или жалованный.
Князь Гвидон стал правителем удела, значит слово использовано в первом значении. Это подтверждают строчки:
«…А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел».
Слово князь, государь и царь употреблялись в русском языке, как и в тексте сказки, для именования главы государства. Какова же история этих наименований?
Словом «князь» Русская земля называла каждое лицо, принадлежащее к роду Рюриков. Исходное значение – глава рода.
Рядом с именем князь существовало слово «государь». Вначале оно служило типом хозяина- собственника, а также отца семейства, главы дома. С 15 века великий князь начинает именоваться государем, а все объединённые земли – государством. Слово царь образовано от древне – русского «цесарь», в качестве обозначения византийских императоров.
Очень часто в сказке встречалось слово «гости»:
«Он их кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведёте?
И куда теперь плывёте?»
Почему князь Гвидон обратился с таким вопросом? Дело в том, что это слово «гость» тоже было многозначным:
1. тот, кто пришёл в гости;
2. богатый купец, торговец в древней Руси.
У Пушкина «гости» синоним слову «купцы».
Требуют анализ слова «витязь» и «дьяк». В тексте читаем:
«Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные».
Слово витязь имело одно значение – «храбрый, доблестный воин». Происходит это слово, скорее всего от германского «викинг».
Слово «дьяк» в тексте встречается дважды для обозначения одного и того же лица:
«Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счёт орехам весть…».
Этим словом в Московской Руси называли лицо, ведущее дела в боярской думе, в приказе. Происходит от древнегреческого слова «слуга».
Это только некоторые варианты работы над семантикой и этимологией отдельных слов, способствующие развитию познавательного интереса учащихся, знакомящие их с историей языка и народа. Такие данные оживят урок, сделают его интереснее, раскроют историческое прошлое нашей страны и народа.
Ну и в заключении всего вышесказанного приведу пример из практики. Он и смешной, и одновременно грустный. На этом примере наглядно можно увидеть, насколько искажены представления о значении слов у современных детей. На одном из уроков я прочитала детям о юном партизане Вале Котике. Потом спросила у детей, кто такие партизаны. Вариантов ответов было несколько. Кто-то сказал, что партизаны – это цыгане, партизаны – это предатели, и, наконец, партизаны – это крестьяне. А мне даже в голову не пришло, что дети в четвёртом классе могут не знать значение этого слова!
ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат №1 СОСП «Солнышко».
Доклад.
Тема: «Использование элементов семантического и этимологического
анализов на уроках чтения».
Методическое объединение 2007 год.
Докладчик: Арапова Л.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.
Статья для учителей начальных классов...
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Самообразование...
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Самообразование...
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках чтения в начальной школе
Данная работа имеет сугубо практическую направленность. Представлен опыт использования аудиовизуальных средств обучения на уроках литературного чтения обучающихся 3-го класса по УМК ...
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках чтения в начальной школе
Данная работа имеет сугубо практическую направленность. Представлен опыт использования аудиовизуальных средств обучения на уроках литературного чтения обучающихся 3-го класса по УМК ...
Алгоритм уроков чтения в начальной школе.
Разработанный алгоритм проведения уроков чтения включает в себя новые технологии обучения: модульное, разноуровневое и технологию обучения навыкам оптимального чтения....
Развитие речевого аппарата на уроках чтения в начальной школе
В статье отображен опыт работы со скороговорками на уроках чтения в начальной школе. Прилагаются скороговорки....