Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: «И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель
| Познакомить с творчеством и биографией поэта И.С. Никитина, его стихотворением «В синем небе плывут над полями…», развивать связную монологическую и диалогическую речь, воспитывать патриотизм. |
Задачи
| Образовательные: - познакомить с творчеством и биографией поэта И.С. Никитина, его стихотворением «В синем небе плывут над полями»; - учить определять жанры текстов; - объяснить лексическое значение слов: грезит, межа, зарево; расширять словарный запас обучающихся; - учить работать с содержанием текста, его жанровыми особенностями, темой, главной мыслью; - повторить средства художественной выразительности, вырабатывать умения самостоятельно находить их в стихотворениями; Развивающие: - развивать образное мышление, диалогическую и монологическую речь; Воспитательные: - воспитывать любовь к природе и Родине, патриотизм, ответственное отношение к изучению литературы.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_sinem_nebe.docx | 39.52 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_v_sinem_nebe.pptx | 203.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в начальной школе
.
Тип урока: Изучение нового материала
Тема урока | И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»» |
Цель | Познакомить с творчеством и биографией поэта И.С. Никитина, его стихотворением «В синем небе плывут над полями…», развивать связную монологическую и диалогическую речь, воспитывать патриотизм. |
Задачи | Образовательные: - познакомить с творчеством и биографией поэта И.С. Никитина, его стихотворением «В синем небе плывут над полями»; - учить определять жанры текстов; - объяснить лексическое значение слов: грезит, межа, зарево; расширять словарный запас обучающихся; - учить работать с содержанием текста, его жанровыми особенностями, темой, главной мыслью; - повторить средства художественной выразительности, вырабатывать умения самостоятельно находить их в стихотворениями; Развивающие: - развивать образное мышление, диалогическую и монологическую речь; Воспитательные: - воспитывать любовь к природе и Родине, патриотизм, ответственное отношение к изучению литературы. |
Планируемые результаты | Предметные: Совершенствование умения анализировать стихотворение, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, умения выделять из текста средства художественной выразительности, приводить их примеры, обогащать словарный запас. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - повторить понятия о средствах художественной выразительности – олицетворение, сравнение; - объяснить лексическое значение слов грезит, межа, зарево; - совершенствовать умение классифицировать, работать с текстом, анализировать и систематизировать материал. Регулятивные УУД: - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - уметь взаимодействовать с одноклассниками, решать с помощью общения общие задачи, принимать решения. Личностные УУД: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; - способность к самооценке своих действий, поступков; - формировать патриотическое отношение к Родине. |
Основные понятия | Жанр, стихотворение, тема текста, главная мысль текста, средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир. |
Оборудование | Оборудование учителя: телевизор, компьютер, технологическая карта урока, бумажные дощечки с планом; анаграмма НИКИТИН; карточки подсказки с биографией автора; магниты Оборудование обучающихся: учебник, дидактические карточки «Установи соответствие». Материалы: презентация, видеоролик. |
Литература, интернет-ресурсы | Интернет-ресурсы: |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для обучающихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время в минутах | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Организация класса на работу | 2 | |||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | Просмотр видео с летними пейзажами. https://clck.ru/Jpk2c - Что вы увидели на данном видео? - Как вы думаете, какая страна была на экране? - Какие чувства оно у вас вызвало? - Предположите, о чем будет идти речь в произведении, с которым познакомимся? - Какие эмоции вызывает у вас природа нашей страны? Хочется ли вам получить их от нашего урока? | Обучающиеся описывают чувства, которые получили от просмотра сюжета, прогнозируют эмоции, которые получат от урока. | Знакомство с музыкальными и видеороликами, посвященными осени. Актуализирование знаний на основе собственныхвпечатлений | Коммуникативные вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в игре. | ||
II. Формулирование темы урока, постановка цели | 5 | |||||
Организовать формулирование темы и цели урока обучающимися. |
ЧИВВАС НАВИ НИТИКИН - Назовите имя, отчество и фамилию поэта, о котором пойдет речь на уроке. (Презентация Слайд 1) 2. Беседа. Предположите тему нашего урока? Правильно, мы познакомимся со стихотворением Ивана Саввича Никитина и его стихотворением: «В синем небе плывут над полями…» 3. Игра «Собери мостик» Перед вами на доске дощечки от мостика. На них записан план работы урока. Расположите его пункты в правильном порядке и, опираясь на них, сформулируйте цели урока. 1) Знакомство с биографией Ивана Никитина 2) Чтение стихотворения. 3) Определение темы стихотворения 4) Анализ его содержания. 5). Работа со средствами художественной выразительности. 6).Определение главной мысли стихотворения 7) Выразительное чтение (Дети называют пункты плана видов работ на уроке в нужном порядке. Обучающиеся опираясь на план урока формулируют его цели.) | Обучающиеся формулируют тему и цель урока. | Повторение имен известных поэтов, составление плана работы с текстом. | Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать самостоятельно цель урока | ||
III.Актуализация опорных знаний | 8 | |||||
Актуализировать знания по изучаемой теме | А). Беседа. - Что такое стихотворение? Стихотворение – произведение, в котором текст построен ритмично, с использованием рифмы. (Слайд 2) - Как определить тему произведения, его главную мысль? - Зачем авторы используют в своих произведениях средства художественной выразительности? Какие средства художественной выразительности вы знаете? | Обучающиеся называют жанры литературного творчества, называют их признаки. Объясняют, как определить тему и главную мысль произведения, приводят примеры средств художественной выразительности. | Повторение понятий: жанр, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, тема, главная мысль. | Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять их основные признаки, распределять объекты, в зависимости от и признаков. | ||
IVПервичное усвоение новых знаний. | 10 | |||||
Получение новых знаний с целью. Применения их в создании собственных проектов | А) Знакомство с биографией И.С. Никитина. Метод «Повтори по ключевым словам». (Вывесить таблички с ключевыми словами о биографии автора: Воронеж, мещанин, свечи, духовное училище, семинария, мама, постоялый двор, стихотворение «Русь».). Иван Никитин родился в Воронеже 21 сентября 1824 года в семье мещанина (мелкого городского торговца). Отец торговал свечками. В восемь лет он поступил в духовное училище, потом в семинарию. У него умерла мать, и ему пришлось бросить семинарию, и идти работать в лавку отца. Позже ее продали за долги и купили постоялый двор (гостиница). Первые стихи он написал в 1949 году. В 1851 году было написано стихотворение «Русь». Участвовал в литературном клубе. Писал произведения для детей. Ушел из жизни в Воронеже в 1861 году от чахотки. - Посмотрите на слова на карточках. Повторите цепочкой биографию автора, опираясь на данные слова. - Легкой ли была судьба автора? Почему работая в лавке, а потом и на постоялом дворе, он все-таки смог добиться мировой известности? Какие качества необходимы человеку, чтобы добиться такого успеха? 2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «В синем небе плывут над полями…». Первичная проверка понимания текста. - О чем говорится в данном стихотворении? Каким настроением оно проникнуто? Какие эмоции оно вызывает: радость, грусть, восторг, печаль, восхищение? (Слайд 3) | Обучающиеся прослушивают биографию автора, знакомятся с его портретом, повторяют основные факты его жизни. Знакомятся со стихотворением. | Знакомство с жизнью и творчеством Никитина. | Познавательные УУД: анализировать факты, озвученные учителем, воспроизводить биографию автора, литературные произведения. Коммуникативные УУД: уметь составлять связный рассказ, используя опорные слова, учиться слушать и называть то главное, что хотел сказать автор. Регулятивные УУД: уметь контролировать свои действия. Личностные УУД: проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) | ||
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний. | 3 | |||||
Закрепить полученные знания на уроке. |
а) Повторное чтение стихотворения. - Прочитайте стихотворение молча. в) Словарная работа - Есть ли в нем слова, лексическое значение, которых вам неизвестно? Грезит – мечтает межа – граница между соседними земельными участками зарево – свет в небе красного и желтого цветов на закате. (Слайд 4). г) Анализ содержания стихотворения. Беседа. - Какое время суток описано в стихотворении? Как вы это поняли? - Где происходят события? - Какие природные явления описывает автор (закат, туман, прохлада, восход месяца, сияние звезд). - С описания чего начинается стихотворение? Что делают облака? Могут ли облака плавать? Какие у них края? Почему они такого цвета? Прочитайте, какого цвета туман? Удачно ли подобрал автор слова для его описания? Что ощущал автор, находясь в поле вечером? На, что был похож месяц? Какие звуки автор слышал, находясь в поле? В каком состоянии он пребывал? Что такое покой? д) Физкультминутка для глаз «Осень». Сейчас мы на некоторое время, чтобы отдохнуть, отправимся из лета в осень. Смотрите внимательно на экран и отдыхайте. А заодно сделаем небольшую зарядку для глаз. https://www.youtube.com/watch?v=OJSi7LiKsrY е) Работа со средствами художественной выразительности. Работа в парах. Метод «Найди пару». - Перед вами карточки. На них в левом столбике таблицы записаны названия средств художественной выразительности, а в правом - их определения. Работая в паре, установите с помощью простого карандаша и стрелок соответствия между ними. Эпитет – художественное, образное определение Метафора – употребление слов в переносном значении Сравнение – уподобление одного предмета другому Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживое. - Давайте выпишем из текста по одному примеру средства художественной выразительности, из стихотворения И. Никитина «В синем небе плывут над полями…» (Обучающиеся зачитывают результаты своей работы) е) Определение главной мысли стихотворения. - О чем пишет в своем стихотворении поэт? Чем он восхищается? Какая главная мысль стихотворения? | Выполняют анализ художественного произведения, выделяют тему, главную мысль, работают с незнакомыми словами, находят в стихотворении средства художественной выразительности, повторяют их определения, выделяют тему и главную мысль. | Работа со средствами художественной выразительности, определение темы и главной мысли стихотворения, знакомство с новыми словами, с целью расширения словарного запаса обучающихся.. | Коммуникативные УУД: умение работать в паре, вести диалог, грамотно строить предложения, высказывать свои мысли. Познавательные УУД: умение анализировать и синтезировать учебный материал. Предметные УУД: формулируют и закрепляют понятия эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. | ||
V.Закрепление изученного материала | 10 | |||||
Работа над выразительным чтением | Выразительное чтение стихотворения а) Повторение основ выразительного чтения. Беседа. - Что такое пауза? Расскажите, в каких случаях при чтении стихотворения мы будем делать паузы. Когда она короткая? Длинная? Когда у нас будет повышение интонации голоса при чтении? Снижение? - С какой интонацией мы будем читать стихотворение? Прослушайте еще раз профессиональное чтение этого стихотворения. Приготовьтесь выразительно его читать. б) Самостоятельная работа над выразительным чтением. в) Выразительное чтение стихотворения. | Обучающиеся готовятся к выразительному чтению стихотворения. Выразительно читают. | Уметь выполнять поставленные задачи, работать самостоятельно над выразительным чтением. | Регулятивные УУД: учиться самоконтролю, умению самостоятельно выполнять поставленную задачу. Личностные УУД: развивать самостоятельность Коммуникативные УУД: уметь выражать эмоции с помощью собственной речи, передавать настроение другим. | ||
VI. Подведение итога урока.Рефлексия. | 3 | |||||
Умение давать оценку собственным действиям | А) Самоанализ работы обучающихся. Рефлексия. - Понравилось ли вам стихотворение Ивана Никитина «В синем небе плывут над полями…»? - Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что он работал на «отлично»? Обоснуйте. Кто поработал хорошо? Какие ошибки вы допустили во время работы? Какие задания оказались сложными? Что следует повторить? Б) Итог урока. Инструктаж по домашнему заданию. - Увидели ли вы красоту природы через стихотворение автора? Захотелось ли оказаться в поле летом? Какое бы домашнее задание вы хотели бы получить сегодня? Как вы думаете, какое будет домашнее задание? | Обучающиеся дают оценку собственным работам и творчеству других одноклассников, выделяют то, главное, о чем узнали на уроке. | Называют места пробелов в собственных знаниях, с целью их устранения. | Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими ученикам и давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.С. Никитин 21 сентября 1824 – 16 октября 1861 гг.
Стихотворение – произведение, в котором текст построен ритмично, с использованием рифмы.
В синем небе плывут над полями…
Грезит – мечтает Межа – граница между соседними земельными участками Зарево – свет в небе красного и желтого цветов на закате
Эпитет – художественное, образное определение Метафора – употребление слов в переносном значении Сравнение – уподобление одного предмета другому Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживое.
Интернет-ресурс: https://obrazovaka.ru/alpha/n/nikitin-ivan-savvich-nikitin-ivan-savvich https://clck.ru/Ham2U https://clck.ru/Ham45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4 класс. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Урок литературного чтения с презентацией 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..." На уроке прослушивается музыка П.И.Чайковского из альбома "Времена года", романс на стихи И.С.Никитина...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…». Школа России....
открытый урок по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией....
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»»
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»». Урок разработан в с...
Сценарий урока по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин " В синем небе плывут над полями..."
В сценарии показана работа над стихотворением И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями...". При работае над анализом произведения взят приём "Семь шляп критическо...
Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России " И.С. Никитин " В синем небе плывут надо мною..."
Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России " И.С. Никитин " В синем небе плывут надо мною..."...
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс по теме И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. "Школа России"
Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.Тип урока: актуализация новых знаний.Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением «Русь&r...