Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель: формирование представления о творчестве Ганса Христиана Андерсена
Задачи:
Дидактические: расширить знания о биографии Ганса Христиана Андерсена; познакомить с произведением «Гадкий утёнок»;
Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части;
Воспитательные: прививать интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения; воспитывать сострадание, доброту, чуткость, отзывчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gadkiy_utenok_1.docx | 98.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Павленко Полина Александровна
Предмет: литературное чтение
Тема: Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок»
Класс: 3
Цель: формирование представления о творчестве Ганса Христиана Андерсена
Задачи:
Дидактические: расширить знания о биографии Ганса Христиана Андерсена; познакомить с произведением «Гадкий утёнок»;
Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части;
Воспитательные: прививать интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения; воспитывать сострадание, доброту, чуткость, отзывчивость.
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные | ||||||||
I. Мотивационно-целевой | Мотивировать обучающихся к получению знаний темы Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок» | Проблемный метод (приём постановки проблемной ситуации; столкновение различных мнений) | Организационный момент: Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Проверка домашнего задания. На доску вывешиваются рисунки детей, выполненные ими к мифу «Храбрый Персей». – Глядя на ваши работы, ребята, невольно переносишься в далёкие времена. Мы видим и прекрасную Андромеду, и сильного доброго Персея, и коварную Медузу Горгону, и злое ненасытное чудовище, пожиравшее людей, и трусливого царя. Они как живые проходят перед нами. Это говорит о том, что произведение тронуло вас, не оставило равнодушными. – Какие эпизоды вас особенно взволновали? Прочитайте их. Учащиеся читают выбранные ими эпизоды. – Чем прочитанный вами отрывок взволновал вас? Постановка проблемной ситуации. – Сегодня мы вновь встретимся с произведением одного сказочника. Но чтобы понять какого я зачитаю вам строки, а вы будете называть произведение. Необыкновенная история о маленькой прекрасной девочке, появившейся из бутона чудесного цветка, девочке, ростом всего с дюйм, которая чуть было не стала женой старого крота, но благодаря спасённой ею ласточке повстречала прекрасного эльфа («Дюймовочка») Он рассказал о том, как одна принцесса почувствовала маленькую горошину через двенадцать тюфяков и двенадцать перинок и тем самым доказала, что она – настоящая принцесса. («Принцесса на горошине») Пожалуй, нет такого человека, которому не была бы знакома мужественная девочка Герда, спасшая своего названного брата Кая от чар Снежной Королевы («Снежная Королева») – Кто же этот сказочник? – Какие сказки Г.-Х. Андерсена вы знаете? – Есть ли у вас любимые сказки Андерсена? – Чем они вам нравятся? -Ведь, если мы сегодня снова будем работать над творчеством этого сказочника, значит мы не все еще знаем. 2. Формулировка темы и цели урока. Совместно с детьми формулирует цель урока (узнать о творчестве Ганса Христиана Андерсена) -Чтобы узнать с каким произведением мы будем знакомиться, разгадайте ребус: -Чтобы проверить правильно ли вы разгадали ребус, откройте учебники на стр. 200. «Прочитайте тему урока. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Рассматривают рисунки одноклассников. Отвечают на вопросы Знакомятся с проблемной ситуацией. Выполняют задание. . Участвуют в формулировке цели. Знакомятся с темой урока. | Ф Ф Ф Ф Ф | Речь учителя Доска речь учителя; Интерактивная доска, презентация, речь учителя; Интерактивная доска, учебник. | Контроль Контроль Контроль Контроль Кон-троль | Р: организуют себя на уроке; К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других; | Положительно относятся к процессу познания; определяют и формулируют цель на уроке; | |
II. Проектировочный | Развивать умения обучающихся планировать свои действия для достижения цели | Проблемный метод (изложение различных точек зрения) | Обозначает совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования знания по теме: «Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок». 1) продолжить знакомство со сказочником Г.Х. Андерсеном 2) познакомить с произведением «Гадкий утёнок»; | Планируют совместную деятельность на уроке | Ф | Интерактивная доска, презентация. | Контроль | Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Проявляют интерес к учебной деятельности | |
III. Процессуальный | Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся | Проблемный метод (Поиск решения проблем; Изложение разных точек зрения) | -Какой пункт плана мы должны выполнить сначала? -Посмотрим видеоролик, который расскажет о жизни и творчестве сказочника. https://www.youtube.com/watch?v=YDRI8vAWM8A -В каком году родился Ганс Христиан Андерсен? 1805 -В какой стране? Дании - Кем был отец будущего писателя? башмачником -Детское увлечение Андерсена? Больше всего на свете мальчик любил театр. Он придумывал необыкновенные, волшебные истории, которые потом оживали в многочисленных домашних спектаклях. Ещё у него был свой кукольный театр, который смастерил ему отец. -Кем мечтал стать Андерсен? -Назовите 6 известных вам сказок, написанных Гансом Христианом Андерсеном? Промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников). Физминутка Для реализации 2 задачи предлагает прочитать произведение и провести словарную работу: – Сказка, которую мы прочитаем сегодня, расскажет нам о нелёгкой жизни гадкого утёнка, который был вознаграждён за своё мужество и терпение. Теперь, прежде чем перейти к сказке, давайте посмотрим, какие трудные слова нам могут повстречаться при чтении: Рожь (фото) – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба. Стог (фото) – куча плотно уложенного сена под открытым небом. Лопух (фото) – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист. Выкарабкались (фото) – после больших усилий вылезть из скорлупы. Озираться (фото) – оглядываться назад. Гадкий (фото-рисунок Гадкого утенка) – некрасивый, вызывающий отвращение. Канава (фото-рисунок) – длинный, неширокий ров. Бултыхнуться (фото-рисунок) – падать в воду. Ров (фото-рисунок) – длинное углубление, вырытое в земле. -Сегодня ребята, мы отправимся в сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Как вы думаете, почему у сказки такое название? (Потому что утёнок был некрасивым). -Ребята, как вы считаете, что такое красота? Давайте посмотрим, что об этом написано словаре: Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. -Значит, мы говорим о красоте внешней и внутренней. -О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? (По делам и поступкам). -Как вы считаете хорошо быть красивым? А некрасивым? Почему? – Кому в жизни легче? – А если внешне некрасив, то, как сделать так, чтобы люди полюбили тебя? – Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей в сказке. -С гадким утёнком мы попробуем пройти все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни. Учитель и несколько учащихся читают сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». – Утёнок родился, что про него говорят? Какой он? (Утёнок гадкий, ужасный урод!) -Кто про него так сказал? (Мама-утка). -Должна ли была мама утка так говорить? Как можно назвать этот этап жизни утёнка? Он внешне не такой как все. -Мама-утка отправилась со утятами к канаве, чтобы утята учились плавать, а как плавал серый утенок? (Серый утенок хорошо плавал). -Что можно еще добавить к характеристике утенка? (Он хорошо плавает). -А сейчас мама-утка повела свое семейство на птичий двор и сказа0ла: «Сейчас я введу вас в общество, представлю вас на птичьем дворе. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!» -Что говорят про утенка жители птичьего двора? Зачитайте эти строки -Почему они так себя ведут? Разве так можно делать? (Нет, нельзя, они унижают утенка, делают его жизнь невыносимой на птичьем дворе). -Ребята, что ответила мама-утка старой утке про своего утенка? Прочитайте. -Как можно кратко охарактеризовать маму-утку, что она сказала? (он некрасив, но у него доброе сердце). - Что потом произошло с мамой-уткой, почему она так изменилась? Что она сказала про утенка потом? Почему она так сказала, как вы думаете? (Дело было не в утке-маме, а в обитателях птичьего двора. Они не могли принять утенка, который имел такую необычную внешность). -Что сделал бедный утенок? Куда он убежал с птичьего двора? Изменилась ли его жизнь? Что сказали про него дикие утки? Он почувствовал себя очень одиноким, никому не нужным, даже семья отвергла его. -Но вскоре пришли охотники и дикие утки погибли. и утенок остался совсем один-одинешенек. -Ребята, как можно назвать этот этап в жизни утенка? Одиночество. Утенок был так напуган, что бежал не разбирая дороги. Прочитаем, куда убежал утенок? -Ребята, несмотря на то, что утенок нашел для себя временный приют, он все же не остался жить у старушки, почему? (Ему пришлось уйти из избушки, так как кот и курица ограничивали его свободу, они его не понимали. Они считали, что он должен подчиняться правилам, принятым в избушке, жить так, как ему указывают). На этом закончилась первая часть сказки. -Кто герои этой сказки? -Какие чувства у вас вызвала сказка «Гадкий утенок»? Какие выводы мы можем сделать? Сказки Ганса Христиана Андерсена учат нас чуткости и доброжелательности в обращении с людьми. Предлагает поработать в группах и выполнить задание. Осуществляет проверку выполненного задания на слайде. Организует деятельность учащихся по взаимооценке. Осуществляет промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников). | Знакомятся с биографией. Отвечают на вопросы. Рассматривают книги. Участвуют в промежуточной рефлексии, отвечают на вопросы. Выполняют физминутку. Знакомятся с новыми словами. Читают по абзацам. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Проверяют задание. Отвечают на вопросы. Участвуют в промежуточной рефлексии. | Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Г Ф Ф | Интерактивная доска, презентация, речь учителя; Речь учителя; Речь учителя; Интерактивная доска, презентация, речь учителя, учебник; Учебник, речь учителя; Учебник, интерактивная доска, презентация; Учебник, речь учителя; Интерактивная доска, раздаточный материал; Сигнальные карточки. Речь учителя. | Контроль Контроль Контроль Контроль; Контроль;
Контроль; Контроль; Контроль; Взаимоконтроль Контроль Контроль; |
умеют видеть за некрасивой внешностью благородство души
| П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения; К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; | Проявляют внимательное и ответственное отношение |
IV. Рефлексивно-оценочный | Соотносить результаты с поставленной целью | Проблемный (обобщение и анализ изученного материала) | – Чему научил вас сегодняшний урок? – О чём заставил задуматься? – Какие чувства в вас пробудил? -Какую цель мы ставили на урок? -Достигли ли мы её? (Да) Выставление отметок Домашнее задание: чтение и пересказ 1 части сказки. | Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях. Участвуют в предложенной рефлексии | Ф | Интерактивная доска, сигнальные карточки, речь учителя. | Контроль | Сопоставляют результаты с поставленными задачами | Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию | Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник Сказки, посвященный Гансу Христиану Андерсену
Сценарий спектакля по произведениям Ганса Христиана Андерсена для учеников начальной школы. Спектакль - совместный проект учителя, учащихся и родителей. По замыслу автора праздник заканчивается виктор...
Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Гадкий утенок»"
Развернутый материал к уроку литературного чтения в 3 классе по произведению Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок"...
Конспект урока по литературному чтению, тема: «Ганс-Христиан Андерсен и его сказка «Соловей». 4 класс
Представлен подробный конспект урока....
Презентация на тему: "Ганс Христиан Андерсен."
Хотите больше узнать о Г.Х. Андерсене?...
Праздник детской книги начальные классы «Великий сказочник – Ганс Христиан Андерсен» в коррекционной школе VIII вида
Праздник детской книги начальные классы «Великий сказочник – Ганс Христиан Андерсен» в коррекционной школе VIII вида...
презентация " Ганс Христиан Андерсен «Гадкий Утенок»"
Ганс Христиан Андерсен «Гадкий Утенок»...
Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок»
Цель: научиться анализировать литературное произведение на материале второй части сказки Г.X. Андерсена «Гадкий утёнок».Задачи: Дидактические: учить определять тему и главную мысль сказки,...