В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста.
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Максименко Елена Вячеславовна

Разработка открытого урока по литературному чтению в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Основная школа № 3

                   

                     

         Конспект открытого урока

          по литературному чтению

                          4 класс

                                                                             

                                                                               Учитель начальных классов

                                                                            Максименко Елена Вячеславовна

                   

                                               2022 – 2023 уч. г.

                        Конспект открытого урока по литературному чтению

Программа «Школа России»

Класс: 4

Дата проведения: 13.01.23

Тема урока:  В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста.

Тип урока:  изучение нового материала.

Цели урока:  расширить знания о творчестве В. Ю. Драгунского, познакомить детей с понятием «духовный мир человека на основе рассказа В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

Планируемые результаты

Предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Личностные: учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения  о  произведении, его героях и их поступках; продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности.

Регулятивные: прогнозировать содержание произведения; формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности; планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке.

Познавательные: анализировать произведение, выделять в нём основную мысль, добывать информацию из текста, развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные: отвечать  на вопросы на основе художественного текста учебника,

строить монологические высказывания,  работать  в парах и группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться в случае разногласий, представление результатов деятельности).

Форма организации урока: традиционная.

Формы организации работы в классе: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: Литературное чтение 4 класс, В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»,  карточки для парной и  групповой работы, тест по рассказу «Главные реки» для самостоятельной работы, фонограмма мелодии Ф. Шопена для физкультминутки.

                                                               

                                                                    Ход урока

I. Организационная часть урока.

Учитель.    Снег летает и сверкает

                   В золотом сеянье дня,

                   Словно пухом устилает

                   Все дороги и дома.

                   Сыплет, сыплет снег – снежок,

                   Начинаем наш урок.

     - Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.  

Ребята, давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи себе и товарищу.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель.   - Я хочу начать наш урок с рассказа о человеке, который, как мне кажется, прожил несколько жизней. Он был и токарем,  и режиссёром, и лодочником, и актёром, и даже работал в цирке клоуном. А когда в 40 лет у него родился сын Денис, он стал писателем. Когда читаешь его рассказы, понимаешь, что писатель просто влюблен в своих героев. Он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но эта шутка добрая, с любовью к ним.

      - Кто может сказать, о каком писателе я говорю?

Ученики.     – О Викторе Драгунском.

                       

                               (учитель показывает портрет писателя)

Учитель.    -  С каким произведением  В. Драгунского мы познакомились на прошлом уроке?

Ученики.     - Главные реки.

Учитель.      - К какому литературному жанру относится это произведение? 

Ученики.     – Рассказ.

Учитель.     – Докажите это.

Ученики.     - Есть повествование, небольшой объем, небольшое количество героев, описывается один эпизод, из серии «Денискины рассказы».

Учитель.     - Давайте посмотрим, внимательно ли вы читали  рассказ «Главные реки». Выполните тестовое задание.

1. Герою рассказа шёл:

    а) восьмой год

    б) девятый год

    в) десятый год

2.Что мальчик делал вместо уроков?

    а) играл в футбол

    б) катался на велосипеде

    в) запускал змея

3) Как долго Денис тренировался быстро одеваться?

    а) всё лето

    б) пол-лета

    в) целый месяц

4) Стихи какого поэта нужно было выучить?

    а) Некрасова

    б) Пушкина

    в) Бунина

5) Когда Дениске стало худо, то у него даже:

    а) заболела голова

    б) заболел живот

    в) заболело сердце

6) Как Кораблёв назвал реку?

    а) Миси-писи

   б) Мипи-сипи

   в) Миси-сипи

Самопроверка, самооценка

1

2

3

4

5

6

б

в

б

а

б

а

«5» - нет ошибок   «4» - 1 ошибка   «3» - 2 ошибки   «2» - более 2 ошибок

Учитель.    - А теперь проверим домашнее задание. Вы должны были подготовить пересказ текста от лица одного из героев.

   

                     (Заслушиваются пересказы, дети оценивают ответы товарищей.)

Учитель.     – Чему научило вас это произведение? Какой урок преподнёс нам автор?

                                                                  (ответы детей)

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель.     – Хотите ли вы ещё раз встретиться с героями Драгунского?  Тогда отгадайте

 название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

                                                             

                                                       ЧТ Л Б Т М Ш К  (на доске)

Ученики.      - Что любит Мишка.

Учитель.     – Это тема нашего урока. Сформулируйте задачи урока, используя глаголы    

                   ПРОДОЛЖИТЬ (знакомство с жизнью и творчеством В. Драгунского)

                   УЧИТЬСЯ (правильно и выразительно читать произведение и анализировать

                   его)

                   ВОСПИТЫВАТЬ (любовь к чтению)

                    - Откройте учебник, найдите это произведение.  Предположите, о чём будет этот рассказ.

Ученики.      – О том, что любят друзья Денис и Мишка, расскажет нам Виктор Драгунский.

IV. Изучение нового материала.

Словарная работа

Учитель.      - Во время чтения вам встретятся незнакомые слова. Прочитайте их на карточках. Постарайтесь объяснить лексическое значение этих слов (обсуждение в группах).

   

            Ответы учеников, отражающие различные точки зрения.

Кавалерист – воин на коне.

Лань – быстрое животное рода оленей.

Зельц – вид колбасы.

Боржом – минеральная вода.

Частик – рыба.

Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.

Первичное чтение рассказа (читает учитель и хорошо читающие дети).

Учитель.     – Какое впечатление произвёл на вас рассказ?  Можно ли назвать его смешным, юмористическим? Почему?  

                                          Ответы детей.

         

                      -  Назовите главных героев произведения.

Ученики.    – Мишка, Дениска, Борис Сергеевич.

Учитель.     – Что вы узнали о мальчиках?

Ученики.    – Они приятели, одноклассники, друзья.

Учитель.     – А о Борисе Сергеевиче?

Ученики.     – Это учитель пения, играет на рояле и очень любит музыку, «больше всего на свете», особенно произведения Шопена.

Музыкальная пауза.

Учитель.     – Сейчас я вам предлагаю послушать музыку великого польского композитора Фредерика Шопена. Сядьте поудобнее, расслабьтесь.

                                        (слушают отрывок из музыкального произведения)

                     - Как вы думаете, почему именно эту музыку любит Борис Сергеевич?

Ученики.     – Она красивая, завораживает, наполняет сердце радостью.

Чтение рассказа (самостоятельно). Работа с текстом.

Учитель.     – Найдите и прочитайте, что любит Дениска.    

                                                                     (читают)

                         Подберите синонимы к слову "надулся".

                         Как понимаете выражение  «Поведай тайну души своей»?

                         Подтвердите текстом и передайте голосом, что любит Мишка.

                                                                     (читают)

                         Как назвал учитель то, что любит Мишка?

Ученики.     - Целый продуктовый магазин.

Учитель.     - Чего ждал Мишка? 

Ученики.     – Похвалы.

Учитель.     – Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? Почему?

Ученики.     - Посмотрел недовольно и строго. Это кульминационный момент.

Учитель.     – В какой момент изменилось настроение Мишки?

                         На что обратил внимание учитель? Почему? 

Ученики.    - На любовь к людям и животным. Это главное – ради чего живет человек на земле.

Учитель.     – Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. 

Ученики.     - Встрепенулся, покраснел.

Учитель.     – А когда люди краснеют? 

Ученики.     - Когда им стыдно.

Учитель.     – Почему Мишке стало стыдно? 

Ученики      - Самое главное не сказал.

Учитель.      - Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.

                      Только ли смешно нам было? Почему грустно?

                                                                  (ответы детей)

Учитель.      – Как к героям относится сам автор? 

Ученики.     -  К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит.

Учитель.      – Как вы относитесь к мальчикам?

                                                         (Ученики высказывают свою точку зрения)

                          А может ли Мишка измениться?

 Ученики.    -  Человеку свойственно меняться в лучшую сторону. И автор тоже в это верит.

 

Учитель.      - Какой совет вы бы дали Мишке?

Ученики.     - Любить свою семью.

Учитель.      – А что любите вы? Поведайте тайну души своей.

                                                (высказывания детей)

V. Закрепление изученного материала.

Учитель.     - Из набора прилагательных вам нужно выбрать те, которые подходят Мишке и Дениске, объяснить почему (задание на карточках).

                                  Мишка                      Дениска

(Общительный, обидчивый, вежливый, весёлый, ленивый, добрый, честный, смелый, грустный,  беззаботный, скучающий, добродушный, любознательный).


                                  Работа в группах с последующей проверкой.

Учитель.      – Как вы считаете, какова идея произведения? 

Ученики.     - Надо любить своих близких и не забывать про них.

VI. Итого урока.

Учитель.     – Понравился ли вам рассказ? Какое настроение вызвал? 

Ученики.    – Радостное, смешное, весёлое.

 Самостоятельная работа обучающихся (работа в парах).

                     

 Учитель.     – Положите перед собой таблицы. Заполните их, работая в парах.

Название

«Что любит Мишка»

Автор

В. Драгунский

Жанр

рассказ

Главные герои произведения

Борис Сергеевич - учитель

Мишка

Дениска

Характер героев произведения

(2-3 прилагательных)

Борис Сергеевич – насмешливый

Мишка – беззаботный

Дениска – мечтатель, любознательный

Отношение автора к героям произведения

Борис Сергеевич – с уважением, как пример

Мишка – иронично, с сожалением

Дениска – по-доброму

Свое отношение к героям произведения

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа, придумать его

                                        продолжение.

VII. Оценивание работы обучающихся. Рефлексия.

Учитель.     - Ребята, наш урок подходит к концу.  Оцените свои достижения

                  на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить? За что бы вы себя

                  похвалили?

Дети.        Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…

                  Читая произведение, я испытывал…

                  Особенно меня тронуло…

                  На этом уроке я похвалил бы себя за …

                  Сегодня я сумел …

                  После урока мне захотелось …

                                           (Самооценка, комментарий учителя, выставление отметок)

Учитель.     – Я благодарю вас за работу и хочу урок завершить вот таким советом:

                                 Пусть книги друзьями заходят в дома,

                                 Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

                                 Ум и сердце в работу вложите,

                                 Каждой секундой в труде дорожите!

Урок окончен.

                     

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

В.Драгунский "Что любит Мишка"

Конспект урока с презентацией по литературному чтению в 4 классе....

Конспект и презентация к уроку литературного чтения В. Драгунский «Что любит Мишка». 4 класс

Разработка представляет собой конспект урока литературного чтения с презентацией для 4 классапо теме: В. Драгунский «Что любит Мишка» (программа «Школа 2100»). В ходе урока учащиеся вспомин...

Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка"

Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка" .Образовательная программа "Школа  2100 "...

Самоанализ урока литературного чтения В.Ф.Драгунский"Что любит Мишка" 4 кл.

Цели, задач, использование методов и приёмов на уроке....

Конспект урока литературного чтения, 4 класс, В. Драгунский "Что любит Мишка"

Урок литературного чтения для обучающихся 4 класса УМК "Начальная школа 21 века" по теме В. Драгунский "Что любит МИшка" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок снабжён презентацией....

Урок по литературному чтению В.Драгунский "Что любит Мишка" 2 класс

Открытый урок по литературному чтению УМК ПНШ 2 класс...