В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста.
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Разработка открытого урока по литературному чтению в 4 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная школа № 3
Конспект открытого урока
по литературному чтению
4 класс
Учитель начальных классов
Максименко Елена Вячеславовна
2022 – 2023 уч. г.
Конспект открытого урока по литературному чтению
Программа «Школа России»
Класс: 4
Дата проведения: 13.01.23
Тема урока: В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: расширить знания о творчестве В. Ю. Драгунского, познакомить детей с понятием «духовный мир человека на основе рассказа В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».
Планируемые результаты
Предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
Личностные: учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения о произведении, его героях и их поступках; продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности.
Регулятивные: прогнозировать содержание произведения; формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности; планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке.
Познавательные: анализировать произведение, выделять в нём основную мысль, добывать информацию из текста, развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы.
Коммуникативные: отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника,
строить монологические высказывания, работать в парах и группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться в случае разногласий, представление результатов деятельности).
Форма организации урока: традиционная.
Формы организации работы в классе: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: Литературное чтение 4 класс, В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка», карточки для парной и групповой работы, тест по рассказу «Главные реки» для самостоятельной работы, фонограмма мелодии Ф. Шопена для физкультминутки.
Ход урока
I. Организационная часть урока.
Учитель. Снег летает и сверкает
В золотом сеянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
Ребята, давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи себе и товарищу.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. - Я хочу начать наш урок с рассказа о человеке, который, как мне кажется, прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссёром, и лодочником, и актёром, и даже работал в цирке клоуном. А когда в 40 лет у него родился сын Денис, он стал писателем. Когда читаешь его рассказы, понимаешь, что писатель просто влюблен в своих героев. Он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но эта шутка добрая, с любовью к ним.
- Кто может сказать, о каком писателе я говорю?
Ученики. – О Викторе Драгунском.
(учитель показывает портрет писателя)
Учитель. - С каким произведением В. Драгунского мы познакомились на прошлом уроке?
Ученики. - Главные реки.
Учитель. - К какому литературному жанру относится это произведение?
Ученики. – Рассказ.
Учитель. – Докажите это.
Ученики. - Есть повествование, небольшой объем, небольшое количество героев, описывается один эпизод, из серии «Денискины рассказы».
Учитель. - Давайте посмотрим, внимательно ли вы читали рассказ «Главные реки». Выполните тестовое задание.
1. Герою рассказа шёл:
а) восьмой год
б) девятый год
в) десятый год
2.Что мальчик делал вместо уроков?
а) играл в футбол
б) катался на велосипеде
в) запускал змея
3) Как долго Денис тренировался быстро одеваться?
а) всё лето
б) пол-лета
в) целый месяц
4) Стихи какого поэта нужно было выучить?
а) Некрасова
б) Пушкина
в) Бунина
5) Когда Дениске стало худо, то у него даже:
а) заболела голова
б) заболел живот
в) заболело сердце
6) Как Кораблёв назвал реку?
а) Миси-писи
б) Мипи-сипи
в) Миси-сипи
Самопроверка, самооценка
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
б | в | б | а | б | а |
«5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - более 2 ошибок
Учитель. - А теперь проверим домашнее задание. Вы должны были подготовить пересказ текста от лица одного из героев.
(Заслушиваются пересказы, дети оценивают ответы товарищей.)
Учитель. – Чему научило вас это произведение? Какой урок преподнёс нам автор?
(ответы детей)
III. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. – Хотите ли вы ещё раз встретиться с героями Драгунского? Тогда отгадайте
название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
ЧТ Л Б Т М Ш К (на доске)
Ученики. - Что любит Мишка.
Учитель. – Это тема нашего урока. Сформулируйте задачи урока, используя глаголы
ПРОДОЛЖИТЬ (знакомство с жизнью и творчеством В. Драгунского)
УЧИТЬСЯ (правильно и выразительно читать произведение и анализировать
его)
ВОСПИТЫВАТЬ (любовь к чтению)
- Откройте учебник, найдите это произведение. Предположите, о чём будет этот рассказ.
Ученики. – О том, что любят друзья Денис и Мишка, расскажет нам Виктор Драгунский.
IV. Изучение нового материала.
Словарная работа
Учитель. - Во время чтения вам встретятся незнакомые слова. Прочитайте их на карточках. Постарайтесь объяснить лексическое значение этих слов (обсуждение в группах).
Ответы учеников, отражающие различные точки зрения.
Кавалерист – воин на коне.
Лань – быстрое животное рода оленей.
Зельц – вид колбасы.
Боржом – минеральная вода.
Частик – рыба.
Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.
Первичное чтение рассказа (читает учитель и хорошо читающие дети).
Учитель. – Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Можно ли назвать его смешным, юмористическим? Почему?
Ответы детей.
- Назовите главных героев произведения.
Ученики. – Мишка, Дениска, Борис Сергеевич.
Учитель. – Что вы узнали о мальчиках?
Ученики. – Они приятели, одноклассники, друзья.
Учитель. – А о Борисе Сергеевиче?
Ученики. – Это учитель пения, играет на рояле и очень любит музыку, «больше всего на свете», особенно произведения Шопена.
Музыкальная пауза.
Учитель. – Сейчас я вам предлагаю послушать музыку великого польского композитора Фредерика Шопена. Сядьте поудобнее, расслабьтесь.
(слушают отрывок из музыкального произведения)
- Как вы думаете, почему именно эту музыку любит Борис Сергеевич?
Ученики. – Она красивая, завораживает, наполняет сердце радостью.
Чтение рассказа (самостоятельно). Работа с текстом.
Учитель. – Найдите и прочитайте, что любит Дениска.
(читают)
Подберите синонимы к слову "надулся".
Как понимаете выражение «Поведай тайну души своей»?
Подтвердите текстом и передайте голосом, что любит Мишка.
(читают)
Как назвал учитель то, что любит Мишка?
Ученики. - Целый продуктовый магазин.
Учитель. - Чего ждал Мишка?
Ученики. – Похвалы.
Учитель. – Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? Почему?
Ученики. - Посмотрел недовольно и строго. Это кульминационный момент.
Учитель. – В какой момент изменилось настроение Мишки?
На что обратил внимание учитель? Почему?
Ученики. - На любовь к людям и животным. Это главное – ради чего живет человек на земле.
Учитель. – Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя.
Ученики. - Встрепенулся, покраснел.
Учитель. – А когда люди краснеют?
Ученики. - Когда им стыдно.
Учитель. – Почему Мишке стало стыдно?
Ученики - Самое главное не сказал.
Учитель. - Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.
Только ли смешно нам было? Почему грустно?
(ответы детей)
Учитель. – Как к героям относится сам автор?
Ученики. - К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит.
Учитель. – Как вы относитесь к мальчикам?
(Ученики высказывают свою точку зрения)
А может ли Мишка измениться?
Ученики. - Человеку свойственно меняться в лучшую сторону. И автор тоже в это верит.
Учитель. - Какой совет вы бы дали Мишке?
Ученики. - Любить свою семью.
Учитель. – А что любите вы? Поведайте тайну души своей.
(высказывания детей)
V. Закрепление изученного материала.
Учитель. - Из набора прилагательных вам нужно выбрать те, которые подходят Мишке и Дениске, объяснить почему (задание на карточках).
Мишка Дениска
(Общительный, обидчивый, вежливый, весёлый, ленивый, добрый, честный, смелый, грустный, беззаботный, скучающий, добродушный, любознательный).
Работа в группах с последующей проверкой.
Учитель. – Как вы считаете, какова идея произведения?
Ученики. - Надо любить своих близких и не забывать про них.
VI. Итого урока.
Учитель. – Понравился ли вам рассказ? Какое настроение вызвал?
Ученики. – Радостное, смешное, весёлое.
Самостоятельная работа обучающихся (работа в парах).
Учитель. – Положите перед собой таблицы. Заполните их, работая в парах.
Название | «Что любит Мишка» |
Автор | В. Драгунский |
Жанр | рассказ |
Главные герои произведения | Борис Сергеевич - учитель Мишка Дениска |
Характер героев произведения (2-3 прилагательных) | Борис Сергеевич – насмешливый Мишка – беззаботный Дениска – мечтатель, любознательный |
Отношение автора к героям произведения | Борис Сергеевич – с уважением, как пример Мишка – иронично, с сожалением Дениска – по-доброму |
Свое отношение к героям произведения |
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа, придумать его
продолжение.
VII. Оценивание работы обучающихся. Рефлексия.
Учитель. - Ребята, наш урок подходит к концу. Оцените свои достижения
на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить? За что бы вы себя
похвалили?
Дети. Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…
Читая произведение, я испытывал…
Особенно меня тронуло…
На этом уроке я похвалил бы себя за …
Сегодня я сумел …
После урока мне захотелось …
(Самооценка, комментарий учителя, выставление отметок)
Учитель. – Я благодарю вас за работу и хочу урок завершить вот таким советом:
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Ум и сердце в работу вложите,
Каждой секундой в труде дорожите!
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"
Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...
В.Драгунский "Что любит Мишка"
Конспект урока с презентацией по литературному чтению в 4 классе....
Конспект и презентация к уроку литературного чтения В. Драгунский «Что любит Мишка». 4 класс
Разработка представляет собой конспект урока литературного чтения с презентацией для 4 классапо теме: В. Драгунский «Что любит Мишка» (программа «Школа 2100»). В ходе урока учащиеся вспомин...
Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка"
Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка" .Образовательная программа "Школа 2100 "...
Самоанализ урока литературного чтения В.Ф.Драгунский"Что любит Мишка" 4 кл.
Цели, задач, использование методов и приёмов на уроке....
Конспект урока литературного чтения, 4 класс, В. Драгунский "Что любит Мишка"
Урок литературного чтения для обучающихся 4 класса УМК "Начальная школа 21 века" по теме В. Драгунский "Что любит МИшка" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок снабжён презентацией....
Урок по литературному чтению В.Драгунский "Что любит Мишка" 2 класс
Открытый урок по литературному чтению УМК ПНШ 2 класс...