Разработка уроков по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Киселева Раиса Васильевна

Конспекты уроков по литературному чтению для 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Конспект урока литературного чтения по теме: К. Паустовский

«Растрёпанный воробей». Характеристика героев.

                             

Класс: 3

 Тема: К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев (воробья и вороны)

Литературоведческий анализ «Растрёпанный воробей»:

Автор: Константин Георгиевич Паустовский

Жанр: Рассказ-сказка

Тема: Храбрость и доброта

Идея: Произведение направлено на то, что хорошее, доброе никогда не забудется и не останется без внимания. Добро возвращается добром, нужно дарить добро людям и братьям нашим меньшим, птицам и животным.

Сюжет: Маша – девочка, у которой мама работает балериной. Девочка оставалась дома с няней.  Недалеко от дома, где жила Маша стоял киоск. Там летом продавали мороженное, зимой он пустовал. Ларек приглянулся вороне и стал ее жилищем. Птица стало хитрой и проворной. Однажды меленький воробышек проник в ее обитель и поплатился. Ворона ударила клювом Пашке в голову и столкнула вниз. Милиционер нашел птичку, положил в рукавичку и отдал Маше. Девочка была рада новому питомцу и приютила воробушка. Форточка всегда для него была открыта. И в знак благодарности Пашка приносил девочке в клюве забавные сувениры. Когда отец Маши находился дома, он подарил своей жене великолепную брошь в форме букета. Мама перед выступлением достала брошь и показала Маше, попросила не трогать. Девочке стало любопытно, как вороне удается воровать вещи через окно. Она затаилась, когда ворона пробралась внутрь, стала смотреть за ней. Ворона не растерялась и утащила ту самую брошь. Когда мама танцевала на сцене, вдруг влетел воробушек и в клюве у него блеснула брошь. Он выронил ее прямо в руки героини. Так маленький воробей отблагодарил девочку за доброту.

Главные герои: Воробей Пашка, девочка Маша, ворона, мама

Композиция: линейная (естественная последовательность событий)

Нравственная ценность: Воспитывает у ребенка доброту, послушание, заботу о своих близких. Тип урока: урок знакомства с новым произведением

Цели урока: познакомить с рассказом К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа.

Планируемые результаты: 

Предметные: уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, прогнозировать содержание произведения; обучения определению темы и главной мысли произведения; понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа.

Метапредметные: 

Познавательные: умение самостоятельно формулировать и выделять познавательной темы и целей урока, умение находить и выделять необходимую информацию

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение осуществлять взаимоконтроль совместной деятельности, умение контролировать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Личностные: формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки через организацию рефлексии

Оборудование: портрет писателя, толковый словарь, выставка книг К.Г.Паустовского, компьютерная презентация.

Ход урока

I.  Мотивационный этап (организационный)

Организовать детей на работу

У: Ребята, подравняйтесь, уберите все лишнее с парт. Я желаю вам хорошего настроения.

Включайте лампочки-улыбки,

Дарите искорку добра,

Ведь очень часто не хватает

Кому-то лучика тепла!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Итак, начинаем наш урок

II  Проверка домашнего задания

 Проверить качество выполненной самостоятельно работы

Составление продолжение сказки «Случай с Евсейкой»

Для начала давайте проверим ваше домашнее задание

 Для этого вы должны прочитать свои рассказы

 Вы не выкрикиваете, поднимаете руки, и я вас спрошу. Один отвечает, другие внимательно слушают

 Если вы не согласны с одноклассником, поднимаете руку

Содержание: читают свои рассказы

 Со стороны учителя: внимательно выслушивает ответы учеников, в случае ошибки, задает наводящие вопросы

Со стороны учащихся: выслушивают ответы одноклассников, в случае ошибки, поднимают руку

 Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Оцените свою работу.

III . Постановка целей и задач урока

 Сообщить тему и основные цели урока, создать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность

 Сообщить тему и основные цели урока, формировать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать умение самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока

Сейчас вы поучитесь самостоятельно формулировать тему урока

 Для этого вам нужно ответить на мои вопросы и сформулировать тему урока

 Работать будем все вместе, при ответе на вопросы поднимаем руку

 Ответы не выкрикиваем, я принимаю ответы, только у тех учеников, кто поднимает руку

Содержание:

У: Какую работу выполняем на уроках и что хотим сделать сегодня?

Д: Читать, задавать вопросы, анализировать, сравнивать, исследовать

У: Это ваши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу начать исполнять свои желания? Почему?

Д: Не знаем тему урока

У: Попробуйте определить предмет нашего разговора.

У: Ребята, к слову воробей подберите слова, которые характеризуют его.

У: кто?  какой он? что делает? (записывает на доске)

Д: Птица. Воробей        серенькая птичка клюет зерно, ест червяков.

Д: Какие вы молодцы! Предположите, зачем мы про него ведём беседу?

У: Позднее вы можете проверить свои предположения, а ваши знания помогут нам в дальнейшей деятельности.

Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя Константина Георгиевича Паустовского

У: Значит тема нашего урока какая? (ответы детей)

У: А как оно называется вы узнаете, открыв учебник.

У: Какие слова в заголовке не понятны?

У: Какие вопросы можно задать к заголовку? Кто будет главным героем? Какую цель урока поставим?

Д: Познакомиться с произведением.

У: А что мы должны для этого сделать?

Д: Прочитать произведение. Познакомиться с главными героями. Отвечать на вопросы, выполнять задания.

У: А какую цель вы поставите для себя?

У: На столах у вас лежат листы самооценки, выберите для себя цель, которая должна быть достигнута к концу урока и поставьте знак + напротив той цели, которую выбрали.

Со стороны учителя: следит, чтобы все учащиеся были заинтересованы в обсуждении

Со стороны учащихся: внимательно слушают ответы одноклассников

 Молодцы, вы быстро определили произведение. Написал его К.Паустовский

IV . Подготовка к восприятию произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»

 Ввести в круг описываемых событий, создать эмоциональный настрой на восприятие произведения

1 Рассказ учителя

 Формировать представление о творчестве автора, формировать умение принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельность через организацию рассказа учителя

 Прежде чем познакомиться с самим произведением, мы познакомимся с автором

 Для этого послушайте мой рассказ и посмотрите на представленные слайды

 Во время рассказа в классе должна стоять тишина. Я попрошу вас внимательно меня послушать и смотреть на слайды

Содержание:

Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного статистика, но свою юность провел преимущественно в Киеве, где, окончив гимназию, в 1911-1913 гг. учился на естественно-историческом факультете Киевского университета, затем перешел на юридический факультет Московского университета (не закончил). Рано начав трудовую деятельность и сменив много профессий, он уже в 1912 г. опубликовал в киевском журнале «Огни» свой первый рассказ «На воде».  

В годы Первой мировой войны служил санитаром, скитался по югу России, работал в Таганроге на заводе и в рыбачьей артели, там же начал писать свое первое большое произведение - «Роман- гики». В 1917 г. перебрался в Москву, где стал журналистом, а затем (после многих долгих странствий по стране) - редактором РОСТА и писателем ярко- романтического направления. Его любимой наукой в юности была география, что проявилось в стремлении увидеть мир и рассказать об этом, поделившись с читателями полученными впечатлениями.

(информация на слайде)

Со стороны учителя: при рассказе контролирует, чтобы все учащиеся внимательно слушали рассказ

Со стороны учащихся: контролируют свою деятельность по установке учителя

 Что интересного вы узнали о К.Г.Паустовском?

Физкультминутка

V. Первичное восприятию произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»

 Организовать целостное, нерасчлененное, эмоциональное восприятие художественного произведения

Музыкальная подготовка

 Познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей», формировать умение осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности

 Сейчас будем слушать аудиозапись 1 часть – до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке…»

Слушают аудиозапись сказки «Растрёпанный воробей»

 Вы внимательно слушаете первую часть и отвечаете на вопросы

Так я буду проверять, как вы умеете запоминать услышанное

Содержание: аудиозапись

 Со стороны учителя: учитель контролирует, чтобы все дети внимательно слушали

Со стороны учащихся: контролируют свою деятельность по установке учителя

 Хорошо

 беседа по содержанию рассказа 1 части

 Сейчас мы с вами вспомним, о чем мы прочитали в первой части

 Я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны ответить

 Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной.

 Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».

Содержание: 

1.Железный кузнец в часах опустил молот?

2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз?

3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа?

4.Маша стояла у окна?

5.Маша ушла в театр?

6.Театр был огромный с деревянными ставнями?

7.На крыше театра были чугунные лошади?

8. Нянюшку Маши звали Петровна?

9.Мама Маши в театре танцевала?

10.Мама готовилась танцевать Красную Шапочку?

11.Маленький букетик цветов был сделан из тонкого стекла?

 Со стороны учителя: учитель контролирует ответы детей, проверяет записи в карточках

Со стороны учащихся: в пустой клетке ставят знак «+» или «-«

Хорошо. Молодцы!

 Чтение учителем

 Сейчас прочитаем 2 часть сказки – до слов «То притащит засохшую пастилу...»

 Откройте учебник на странице 17-19

Вы внимательно слушаете, когда я остановлюсь, вы дочитываете до конца вторую часть

 Так я буду проверять, как вы умеете следить и читать бегло

Содержание: Текст учебника (вторая часть)

 Со стороны учителя: учитель контролирует, чтобы все дети следили и дочитывали предложения до конца;

Со стороны учащихся: следят за чтением учителя, как только учитель перестает читать, ученики дочитывают предложения до конца

Хорошо

 Словарная работа

 Выявить лексическое значение слов с помощью толкового словаря Ожегова, неизвестных детям, умение излагать свое мнение через определения лексического значения слов

 Давайте сначала обсудим слова, которые могут быть непонятны

 Посмотрите на доску, здесь записано несколько слов

 Кто знает значение слов, поднимает руку

 Внимательно слушаем одноклассника, если он ответил неправильно или вам есть, что дополнить, то поднимаем руку

Содержание:

У: Какие слова были непонятны?

У: Как узнать лексическое значение этих слов?

У: В каком?

Д: толковый словарь Ожегова

У: Кто знает значение слова «сварливая»?

Д: Сварливая – ворчливая, склонная к ссорам.

У: Кто знает значение слова «торба»?

Д: Торба – мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.

 Со стороны учителя: выслушивает ответы детей, в случае ошибки поправляет их;

Со стороны учащихся: внимательно слушают ответы детей

 Молодцы

Повторное чтении. Анализ

 Совершенствовать навык чтения через многократное перечитывание. Формировать представление о единстве формы и содержания литературного произведения

 Беседа с выборочным чтением

 формировать умение находить истинные мотивы поступков героев в произведении, умение находить и выделять необходимую информацию через организацию работы с текстом

Сейчас мы с вами поработаем со второй частью

 Я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны ответить

 Внимательно послушайте вопрос и найдите ответ в учебнике, зачитайте его

 если вы нашли ответ на вопрос, то поднимите руку, я вас спрошу

Содержание: 

У: Найдите в тексте ответы на вопросы. Где жила ворона? Что ей снилось по ночам? Кого она однажды застала в ларьке? Какое прозвище носил Пашкин дед? Как поступила ворона с Пашкой, застав его в ларьке? Кто подобрал Пашку? Как воробей оказался у Маши? Расскажите, как вел себя Пашка в доме Маши.

 Со стороны учителя: учитель контролирует ответы детей, задает наводящие вопросы,

Со стороны учащихся: отвечают на вопросы, подтверждают свои ответы текстом из учебника

 Спасибо, за вашу работу. Молодцы!

 Составление характеристики воробья и вороны

 формировать умение находить истинные поступки героев в произведении, умение находить и выделять необходимую информацию через организацию работы с текстом

 Сейчас мы с вами поговорим о главном герое

 Выбрать соответствующие слова к герою произведения и подчеркните в карточках

 Внимательно выполняете задание

 если вы нашли ответ, отмечаете в карточке

Содержание: 

Воробей: добрый, скупой, благодарный, сварливый, сообразительный, ловкий, вороватый, запасливый.

Ворона: добрая, скупая, благодарная, сварливая, сообразительная, ловкая, вороватая, запасливая

VII.  Закрепление

 Закрепить некоторые умения, формируемые у младших школьников на уроках чтения

Работа в тетради

 Закрепить умение в тексте находить нужную информацию по выполнению задания в рабочей тетради

 Нарисуйте, пожалуйста, контур букетика.

Для этого вы себе представить стеклянный букетик Машиной мамы

Выполняют работу в тетради

Посмотрим ваши рисунки

Содержание:

со стороны учителя: контролирует деятельность учеников, контролирует, как ученики осуществляют взаимопроверку

со стороны учащихся: контролируют друг друга с помощью звуковых сигналов

 Молодцы!

VIII. Подведение итогов урока

 Придать уроку логическую завершенность

Вот  и  подошел  к  концу  наш  урок .Вы  довольны  своей  работой.  По желанию выберите фразу и закончите ее самостоятельно.

сегодня я узнал...

мне было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

мне было интересно узнать, что…

меня удивило

IХ. Домашнее задание

Перечитать две части сказки, которые были прочитаны в классе. Раскрасить букет.

Выбрать отрывок сказки и выразительно его прочитать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....