приёмы скорочтения
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Новикова Ольга Сергеевна

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_skorochteniya.docx542.47 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы скорочтения

Скорочтение – это метод быстрого чтения с высокой степенью понимания и запоминания прочитанного. Владение этим методом позволяет эффективнее учиться, быстро готовиться к экзаменам и более рационально распределять свое время. Нужно сказать, что настоящим скорочтением, то есть сверхбыстрым чтением со скоростью свыше 500 слов в минуту и высокой степенью усвоения информации, люди овладевают не ранее подросткового возраста, имея соответствующей уровень развития внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия.

Лучшие упражнения для тренировки техники чтения

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

  1. Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.    

  1. Графические пирамиды

Одна из причин медленного чтения – незначительный угол зрения. Чтобы расширить охват текста, применяют специальные пирамиды с цифрами, слогами и словами. Наверху таких пирамид угол охвата небольшой, а к основанию сильно расширяется. Ребенка учат смотреть в центр, двигать взгляд сверху вниз, прочитывая слоги (слова или цифры), написанные по краям. 

  1. «Найди слова на заданную букву»

Несложное, но крайне полезное упражнение на концентрацию внимания. Вы просите ребенка отыскать в тексте слова, начинающиеся с одной буквы, например, «б». Можно искать определенное слово или целую фразу. Чтобы глаза юного читателя меньше уставали, лучше брать тексты, написанные крупным шрифтом.

  1. «Нет – артикуляции!»

Внутреннее проговаривание слов сильно сказывается на скорости чтения. Для тренировки беззвучного чтения научите ребенка команде «Губы!» Услышав ее, он перестает читать вслух, подносит палец к губам и дальше читает про себя. Можно занять детский рот, поставив рядом миску с орешками. Чтению без использования артикуляции помогают ритмичная барабанная дробь пальцами по столу и ненавязчивый музыкальный фон.

  1. «Гонки»

Чтобы развить речь и повысить темп чтения, найдите любимое детское стихотворение. Пусть ребенок прочтет его несколько раз, стараясь увеличить скорость, насколько возможно. Сначала вслух, а потом про себя.

  1. Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог  в каждой строчке.

  1. Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

https://pedsovet.su/_pu/69/11983927.jpg

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

  1. Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

  1. Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!»  все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

  1. Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать  и перейти к чтению вслух.  

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов.  Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.

  1. Чтение согласных.

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

  1. Чтение скороговорок, пословиц, поговорок:

Водовоз вез воду из-под  водопада.

Говори, говори, да не заговаривайся.

 На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

Наш дуда и туда и сюда.

  1. Чтение по команде:

1 минута – чтение про себя

1 минута – чтение по слогам

1 минута – медленное чтение

1 минута – выразительно

1 минута – быстрое чтение

 Секреты скорочтения. 1 класс: игры, тексты, задания – купить по цене: 34,20  руб. в интернет-магазине УчМаг       

Приемы скорочтения

Предложенные упражнения не должны занимать много времени на уроке. Дети должны выполнять их «с удовольствием», не до усталости. Именно поэтому их нужно использовать на уроках вместо «пятиминуток». Возможно использование на уроке учениками разных заданий «по желанию», «любимое упражнение», а также одного и того же задания со всеми обучающимися, в последующем строя работу по прочитанному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

SpeedReader - программа развивающая навыки скорочтения

Skorost_chtenija_442x332.jpgSpeedReader - программа, которая поможет Вам быстро и комфортно развивать навыки скорочтения. Читая тексты с высокой скоростью, Вы сможете избавиться от проговаривания сло...

Памятка "В помощь родителям" о скорочтении

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо учился?Учёные доказали, что скорость чтения является важным фактором из числа влияющих на успеваемость. При низкой скорости чтения ухудшает...

Методы и приёмы формирования скорочтения у обучающихся младшего школьного возраста

Значение работы по формированию скорочтения переоценить невозможно.  В результате этой работы устраняются трудности в  чтении, страх и неуверенность обучающихся, появляется интерес  к ч...

Рекомендации учителям приёмы скорочтения от "Скоростишки"

Рекомендации по увеличению скорости чтения у учащихся начальных классов....

4.1. "Приёмы скорочтения"

ПРИЁМЫ   СКОРОЧТЕНИЯили   "Как помочь ребёнку научиться бегло читать"         Оптимальное чтение – это чтение со   скор...

Программа дополнительного образования «Ментальная арифметика и скорочтение. Скорочтение»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»город Пыть-Ях...

Мастер-класс " Приёмы скорочтения"

В педагогеке используются специальные методики и приёмы для тенировки технической стороны чтения. Скорочтение - это метод быстрого чтения с высокой степенью понимания и запоминания прочитанного....