Конспект внеклассного чтения «Знаменитые земляки Смоленщины».
план-конспект урока по чтению

внеклассное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_znamenitye_zemlyaki.docx217.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного чтения

«Знаменитые земляки Смоленщины».

Никифорова Н. В.

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 9 г. Рославля

Цель: приобщение к историческому прошлому и духовной культуре России через знакомство с великими людьми Смоленщины

Личностные УУД:

-включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

-осознание ответственности ученика за общее благополучие класса

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять заданную учебную цель,

-адекватно понимать оценку взрослого,

-взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

-обобщать полученные знания,

-осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-слушать собеседника,

-задавать вопросы,

-эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Оборудование:

-карта Смоленской области

-портреты известных людей Смоленщины

-фишки, чтобы на карте отметить их место рождения

-фонограмма песни «Катюша»

-фонограмма финала оперы «Иван Сусанин» «Славься»

-компьютер

Ход урока

1. Организационный момент

2. Целеполагание и актуализация знаний

-Как называется страна, в которой мы с вами живем? Откуда появилось такое название? 

В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло- это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

Русь - страна рек и озер. Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут Россией.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Работа с пословицами

-Русский народ сложил много пословиц о Родине.

-Сейчас я раздам конверты с разрезанными пословицами, а вы должны будете их собрать и попытаться объяснить смысл.

За морем теплее, а у нас светлее.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Где кто родился, там и пригодился.

Родная сторона - мать, а чужая…мачеха.

Мы уважительно называем нашу страну Отечество, потому что наши отцы, деды, прадеды, одним словом наши предки, учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений, то есть для нас.

3.Изучение нового материала

Смоленщина является Родиной многих известных личностей, причём известных не только в нашей стране, но во всём мире. Эти люди внесли большой вклад в создание культурных традиций нашей страны.

Культурные традиции основаны на таких вечных ценностях как добро, честь, справедливость, милосердие. И все эти люди, о которых мы с вами сегодня поговорим, в полной мере обладали этими качествами. Они всегда были готовы отдать свою любовь и жизнь Родине, своему народу, а потому, их в полной мере можно назвать патриотами своего Отечества.

Сообщения подготовленными учениками.

На карте фишкой отмечаем место рождения каждого, из рассматриваемых героев урока.

C:\Users\user\Downloads\scale_1200 (1).jpg

1 ученик.

Ю.А. Гагарин

В честь одного из них назван город в Смоленской области. Этого человека знает весь мир. Его имя стало известно всем 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин родился 09. 03.1934 года в селе Клушино. О Гагарине написано много книг и стихов. Его именем названы улицы городов, посёлков.

Имя Гагарина носит военно-воздушная академия, а также центр подготовки космонавтов. С 1998 года в Смоленской области действует детская общественная организация, носящая его имя.

2 ученик.

Н. И. Рыленков

Немало поэтов дала России Смоленская земля. Николай Иванович Рыленков родился в селе Алексеевка Рославльского уезда. Всю жизнь прожил в Смоленске и посвятил родной земле всё своё творчество. Первые стихи и рассказы появились у Николая Ивановича, когда он еще учился в школе. Даже во время Великой Отечественной войны, куда он ушёл добровольцем, в перерывах между боями он писал стихи. Николай Иванович Рыленков вошёл в историю, как певец русской природы, русской истории.

Под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Июнь» ученик читает стихотворение  Н.И. Рыленкова «К Родине»

Все в тающей дымке
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой

Русской природы…

В его творчестве отразились и горький опыт войны и счастье любви. Он постоянно помогал молодым писателям. 15 февраля 2009 года исполнилось 100 лет со дня его рождения.

3 ученик.

Н. М. Пржевальский

Ещё один наш знаменитый земляк, будучи гимназистом, на уроках географии мечтал о далёких путешествиях - это Николай Михайлович Пржевальский, первый ученый – исследователь. Его по праву назвали первооткрывателем Центральной Азии. Он делал не только географические открытия, но и доказал, что существует дикий верблюд, гималайский медведь; дикая лошадь, которых не удалось увидеть ни одному ученому, их редко видели даже местные жители, а Николай Михайлович оказался терпеливым, наблюдал и изучал их повадки. А в село Слобода приезжал после путешествий, чтобы отдохнуть и обработать собранный научный материал. Теперь это посёлок Пржевальское.

4. Физминутка (звучит песня «Катюша»)

5. Прослушивание и обсуждение произведения. Финал оперы «Иван Сусанин» «Славься»

-Какое настроение оно создает? (торжественное, праздничное, радостное, ликующее, перезвон колоколов славит героев, отдавших жизнь за свободу Родины).

-Посмотрите на карту, на расположение фишек. Они жили на всей территории Смоленской области и вполне могли бы быть нашими соседями или даже членами наших семей. Эти люди прожили достойную жизнь. Память о них сохранилась в веках. Это произошло потому, что в нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. 

В нашем мире соседствуют добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает легким.

6. М. И. Глинка

В селе Новоспасском Ельнинского уезда 1июня 1804 года родился, много лет жил и создавал свои замечательные произведения уникальный русский композитор Михаил Иванович Глинка. Им были написаны оперы, романсы, песни и многие другие произведения. Русские люди помнят и любят музыку выдающегося композитора. Благодарны ему за то, что в опере «Иван Сусанин» прославил подвиг простого крестьянина пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины. А финал оперы «Иван Сусанин» «Славься»- звучал в 1945 году на Красной площади в Москве на параде Победы. Некоторое время эта музыка была гимном России. М.И. Глинка был первым, кто посвятил свои произведения народу. В операх, песнях, романсах показана великая роль народа в истории своей страны. Поэтому Глинку называют родоначальником или основоположником русской классической музыки.

7. Рефлексия

А сейчас  узнаем, насколько хорошо вы запомнили эти имена.

- Поэт, всю жизнь проживший на Смоленщине и посвятивший ей много произведений. (Рыленков)

- Он впервые в истории человечества совершил полёт в космос. (Гагарин)

- Великий композитор, первым посвятивший свои произведения простому народу. (Глинка)

- В годы войны с фашистами был военным корреспондентом. Он автор поэмы «Василий Тёркин». (Твардовский)

- Великий путешественник, исследовавший Азию. (Пржевальский)

8.Итог урока

Скажите, можно ли этих людей назвать патриотами своей страны? Почему так думаете?

Что нужно сделать вам для того, чтобы быть похожими на них?

Вот и вы, любите свою Родину! Изучайте свой край! Овладевайте знаниями, которые дает вам школа, воспитывайте любовь к труду и умение трудиться, чтобы потом, когда станете взрослыми, вы могли бы сделать свой край, а значит и Родину ещё краше и могущественнее.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков»

Методическая разработка для внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса о жизни и деятельности людей, которые прославили Иркутскую область и внесли огромный вклад в развитие культуры и искусства, а...

презентация "Знаменитые люди Смоленщины"

презентация "Знаменитые люди Смоленщины" поможет учителям в проведении классных часов или во внеурочной деятельности....

План -конспект внеклассного чтения "Скрипучие половицы" К.Г. Паустовского

Цель  урока: создать условия для выделения проблемы, формирования проблемного поля,           создать условия для  формирования понятия нрав...

Урок краеведения «Знаменитые земляки»

 В истории посёлка Ширингуши имя Антония Вадковского занимает особое место. Он оставил яркий след в просветительской духовной и культурной жизни России. Вадковский – видный реформато...

Конспект внеклассного чтения В.Драгунский "Друг детства"

Цель: путём технологии продуктивного чтения познакомить с верной дружбой на примере рассказа «Друг детства» В. Драгунского. Задачи: Образовательные: активизировать “вдумчив...

наши знаменитые земляки

laquo; Наши знаменитые земляки» (на экране видео с песней  "Шуя, моя Шуя")- Добрый день дорогие ребята. Мы рады видеть вас в отличном настроении.- Мы продолжаем с вами...

Краткосрочный проект "Богатства, отданные людям" о знаменитом земляке Очирове П.Т.

Краткосрочный проект о знаменитом земляке из Закаменского района Очирове П.Т. выполнен учеником 3 "а " класса МАОУ СОШ №37 Гуржаповым Виктором....