: «Использование методики Н.В. Зай-цева при обучении грамоте и чтению детей с ОВЗ».
статья по чтению (1 класс)
В адаптированном варианте методика Зайцева дает хорошие результаты и в работе с детьми с умственной отсталостью, с глухими учащимися. Преподавание по методике Зайцева - это преподавание в игре, а игра, как известно, является основным видом деятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОКЛАД | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Ачинская школа №3»
Мастер-класс
«Использование таблицы Зайцева Н.А. для успешного обучения чтению младших школьников».
Учитель дефектолог: Тарушко О.Н.
Лобанова И.В.
2023г.
Мастер-класс «Использование таблицы Зайцева Н.А. для успешного обучения чтению младших школьников».
Работая учителями – дефектологами в школе глухих, мы работаем не только над развитием познавательных процессов, но и работаем на индивидуальных занятиях над развитием речевого слуха и формированием произносительной стороны речи. Коррекционная работа с глухими детьми строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха, нарушение слуха — это первичный дефект у детей, обучающихся в нашей школе, но к сожалению глухота несет с собой также и нарушения речи. Система методов работы с такими детьми должна обеспечивать компенсаторную и коррекционную направленность. В своей работе используем различные методы и приемы. Сегодня мы хотим рассказать вам о «Таблице Зайцева».
Таблица разработана Николаем Александровичем Зайцевым - выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела. В свою очередь, методика Н.А. Зайцева, позволяет решить ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги при обучении чтению.
В адаптированном варианте методика Зайцева дает хорошие результаты и в работе с детьми с умственной отсталостью, с глухими учащимися. Преподавание по методике Зайцева - это преподавание в игре, а игра, как известно, является основным видом деятельности ребенка.
Работа по методике Зайцева начинается с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере.
Вся работа по обучению грамоте по методике Зайцева проникает в повседневную деятельность педагога, используются на занятиях по лексике и грамматике, фонетике. Это способствует не только закреплению навыка чтения, но и решает задачи непосредственно самого занятия.
Изучив данную методику, мы стали использовать её на индивидуальных занятиях, успешно применять при проведении:
- фонетической зарядки
- для дифференциации звуков
- работа над речевым дыханием: чтение слогов с наращиванием на одном выдохе.
-работа над силой голоса
Работая по методике Зайцева, педагог должен четко представлять те цели и задачи, которые он ставит перед собой, помимо главной – научить детей читать и писать.
Коррекционно – развивающие цели и задачи обучения:
1. Развитие речевого дыхания
2. Развитие ритмико-интонационной стороны речи.
3. Развитие фонематического слуха и таких операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания согласный +гласный)
4. Автоматизация и дифференциация звуков.
5. Развитие зрительно-моторной координации.
6. Профилактика дисграфии и дислексии.
8. Развитие словаря как по лексической теме, отрабатываемой на фронтальных занятиях, так и вне ее.
9. Закрепление навыков словообразования и словоизменения.
10. Частичная коррекция поведенческих и психологических нарушений.
Вообще дидактическое оформление методики Зайцева включает в себя 4 компонента:
- кубики
- таблицы
Мы применяем на своих занятиях только таблицу Зайцева.
Адаптировать таблицу оказалось возможно, ведь главная идея методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:
- мышление;
- слух;
- зрение;
- двигательную и тактильную память.
В целом это подходило к требованиям работы над слогом, словом, предложением.
И это как раз то, что было нужно для применения их в работе с глухими учениками нашей школы. Ведь неслышашие дети, ежедневно прилагают титанические усилия для того, чтобы запоминать правильные артикуляционные уклады, учатся правильно дышать, произносить звуки- абсолютно не слыша себя. То, что дано нам, слышащим, от природы им приходится познавать с большим трудом. И этот долгий и сложный процесс становится гораздо легче и приятнее, когда перед ребенком, красочный и интересный дидактический материал, который к тому же преподносится в игровой форме.
Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как зрение, развивать компенсаторные возможности, а также развивать и тренировать остаточный слух. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.
Итог:
Данная методика может использоваться на всех этапах моей работы. Опыт применения этой методики показывает свои результаты как в выполнении поставленных на уроке целей и задач, так и в создании положительного настроя на занятие, мотивации детей к выполнению заданий. А положительный настрой и желание наших учеников учиться это уже пол - пути к получению заветного результата и научиться опираться на свои слуховые возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию авторского пособия "Звуковой светофор" на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах.
Это методическое пособие, придуманное мною, помогает учителю на уроках русского языка, начиная с первого класса, активизировать познавательную деятельность учеников в течение всего урока. Пособие в иг...
Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.
В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в начальной ш...
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе Чтение слов с буквой Б.
Технологическая карта урока...
Использование средств наглядности и игровых приёмов при обучении грамоте учащихся 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида
Дети, которые поступили в 1 класс школы с нарушением интеллекта, характеризуются низким уровнем познавательной активности, выраженным нарушением произвольного внимания, поэтому каждый урок требует сис...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Обучение грамоте. Литературное чтение" 1 класс По учебнику "Азбука" В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская По учебнику "Литературное чтение". Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
данная программа включет в себя программу по обучению грамоте и программу по литературному чтению с календарно-тематическим планированием...
Урок - сказка по литературному чтению (обучение грамоте)Тема « Чтение слогов и слов с буквой Х».
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого и др. (с.42 часть 2), компьютер, проекционный экран, рисунок Царя Каравая и девочки Гали; серия рисунк...
«Использование программно-дидактического комплекса «Логомер – 2» для обучения грамоте и развития речи детей»
В данной статье описан опыт работы учителя-логопеда по развитию речи и обучению грамоте детей с использованием программно-дидактического комплекса "Логомер-2"....