Конспект урок. Сказки А.С. Пушкина
учебно-методический материал по чтению (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Сказки А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урок литературного чтения в 1 классе | 49.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Конспект урока
литературного чтения
в 1в классе
по теме «Александр Сергеевич Пушкин и его сказки»
Учитель: Курилова Т.И.
2022 - 2023 учебный год
Тема: А.С .Пушкин и его сказки.
Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.
Организация пространства: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Слайд 1)
-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности
(Слайд 2. СКОРОЧТЕНИЕ)
Урок литературного чтения начинаем с речевой разминки. Какое последнее слово вы прочитали. А что оно обозначает? С каким разделом в литературном чтение оно у вас ассоциируется? А еще устное народной творчество называют словом ФОЛЬКЛОР. Давайте прочтем его хором.
А теперь мы с вами вспомним как жанры относятся к устному народному творчеству. Для этого нужно будет прочесть отрывки из произведений и определить к какому жанру они относятся.
ЧТЕНИЕ С ЭКРАНА
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!
Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, собачка, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Какого жанра не хватает?
СЛАЙД. Потренируемся в выразительном чтении. Прочтите слово выразительно, соблюдая знаки в конце каждого предложения
Сказка. Сказка? Сказка!
-Какие бывают сказки?
Сказки можно разделить на две группы. (Слайд 3)
Сказки
народные авторские
-Приведите примеры таких сказок.
(«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»…)
-Какие авторские сказки вы читали?
( «Теремок» Е.Чарушин, Гаршин «Лягушка путешественница».
-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. Там познакомимся еще с одним автором сказок, послушайте внимательно.
Читается отрывок (отрывок из мультфильма) из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»). (Слайд 4)
-Кто может сказать, что такое Лукоморье?
-Кто автор этих строк?
3. Работа по теме урока Фронтальная работа.
Тема сегодняшнего урока «А.С. Пушкин и его сказки»
Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
4. Биография Пушкина
-А.С. Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.
Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 9)
Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. (Слайд 10)
Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 10)
В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Слайд 11) Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам.
4. Работа в парах
А вот какие сказки написал Александр Сергеевич, вы мне скажите, сложив картинки у вас на партах. Кто справился, сигнализируйте, прочтите название сказки.
5. Работа по учебнику с. 52-53
1)Чтение учителем отрывков на стр. 52
Отрывки из какой сказки вы услышали?
2)Самостоятельное чтение с карандашом. Подчеркнуть непонятные слова. Кто может объяснить?
МОГУЧ (могучий) - сильный
3) чтение отрывков детьми
Кто знает имя героя, который обращался к ветру?
Что можно сказать о нем, по его словам?
Герой Пушкина скорее всего хорошо воспитан. К ветру обращается царевич Елисей, видный жених и богатырь. Его обращение вежливое, тактичное, уважительное. Вот так по одному отрывку можно уже увидеть характер героя.
6. Физминутка. Повар Булочка
1) чтение отрывков на с. 53
Отрывки из какой сказки вы услышали?
2)Самостоятельное чтение с карандашом. Подчеркнуть непонятные слова. Кто может объяснить?
3) чтение отрывков детьми
Какие виды сказок вы знаете? А какому можно отнести сказки Пушкина?
Это авторские волшебные сказки.
Во-первых, есть автор. Александр Сергеевич Пушкин.
Во-вторых, есть чудеса: белка поёт песенки, ветер разговаривает.
В-третьих, присутствуют волшебные герои и предметы: ветер, белка, орешки.
А что еще является отличительной чертой произведений Пушкина?
Его сказки написаны в стихотворной форме. Если они в стихотворной форме, что у них есть?
РИФМА
Докажем, что у сказок стихотворная форма: найдём созвучия строк – рифму.
Могуч – туч;
Сине море – на просторе;
Никого – одного;
Поёт – грызёт;
Не простые – золотые;
Изумруд – зовут…
Делаем вывод, что сказки Пушкина относятся к волшебным стихотворным сказкам, так как в них присутствуют признаки сказки и признаки стихотворения.
7. Продолжение работы по теме Работа в парах.
-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
-Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?
-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?
-А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
-Для начала нужно научиться подбирать рифму.
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 18)
Например:
Кошка – мошка, плошка, окошко;
Майка – лайка, чайка, гайка;
Ночка – почка, кочка, дочка … (Слайд 19)
- работа в парах
-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)
Работа в парах.
-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие.
1 ряд – комар, кошмар, отвар, шар…
2 ряд – муха, ухо, уха, лопуха…
3 ряд – шмель, ель, апрель, метель …
8. Итог урока.
-С каким автором мы сегодня познакомились?
-Отрывки, из каких сказок читали?
9. Рефлексия.
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
Если вам все удалось, и вы хорошо работали, то закрасьте кружок зеленым цветом, если были трудности, то желтым, ну, а если у вас почти ничего не получилось, то красным
10. Д.з. Выучите любые 2 отрывка наизусть. В нашей библиотеке вы можете взять сказки Пушкина
КОМАР | Стол кошмар корабль | |
КОМАР | Парта отвар домик | |
КОМАР | Шар телевизор муха | |
КОМАР | Кот шар плот | |
МУХА | Краюха диван яблоко | |
МУХА | Ручка желтуха карандаш | |
МУХА | Шкаф медведь пищуха | |
МУХА | Старуха ананас телефон | |
ШМЕЛЬ | Лист буква ель | |
ШМЕЛЬ | Книга апрель часы | |
ШМЕЛЬ | Метель собака звук | |
ШМЕЛЬ | Сорока книга мель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме)
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме урок-проект)...
Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Приём звукописи.»
......
Конспект урока. Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане... ) (проблемный метод)
Урок для использования в 3 классе по системе "Школа России"...
Конспект урока Сказки А.С.Пушкина
Тема урока: Сказки А.С.Пушкина»Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.Форма проведения: урок-размышление.Цели урока:1. Обучающие:·...
Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс
Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...