В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 4-м классе
УМК «Школа России»
по теме: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. П.Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания о стрижах; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
метапредметные:
Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
П - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли;
К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;
личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование к уроку:
- Карточки с заданиями.
- Портрет В. П. Астафьева.
- Презентация.
Ход урока
Слайд 1(модуль урока: Литературное чтение)
I. Организационный момент урока.
– Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте (хлопнули друг друга в ладоши). Тихо сели.
− А девизом нашей работы станут слова:
Слайд 2 (слова для прочтения хором)
Я смогу выполнить все задания!
У меня всё получится!
Желаю успеха себе и друзьям!
II. Актуализация знаний.
Слайд 3 (Изображение природы, звучит пенье птиц или звуки природы)
− Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!
− «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!
− Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.
− Хочу обратить ваше внимание на одну птицу.
Угадайте, что за птичка −
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста,
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает,
Если к нам летит она,
Значит, началась весна. (Ласточка)
Слайд 4 (Ласточка)
− Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать? (Хвост раздвинут в два хвоста).
− Сегодня мы поговорим о ласточках-береговушках.
− А кто из вас знает, как называют таких ласточек? (Стрижи).
− Посмотрим мультфильм о стрижах.
Мультфильм/3 минуты (Стрижи)
III. Самоопределение к деятельности.
− Я думаю, сегодня наш урок вызовет у вас размышления и, значит, не будет пустым, т. е. бесполезным.
− И так, ребята, в путь за новыми знаниями, новыми размышлениями.
− Первое размышление строки на доске
Слайд 5 (первое размышление)
Человек – дитя природы и, как дитя родное, должен относиться к своей матери Земле, ибо без неё нам не прожить.
− Что хотел сказать автор нам, читателям? Определите главную мысль этого предложения (Человек и природа неотделимы друг от друга).
− Попробуйте догадаться, кто написал эти строки. Я предлагаю вам поработать в парах.
Работа в парах
Карточка №2
1.млкопрвикторжэжуплпетровичжвдалпастафьевла
2.лаклмтдюбовсянкаэжолппкрасноярскогокраядщзс
3.мудпвсемьедлкрестьянинаоптиютбабушкадудкпж
4.улаплукориртлсолдатомэделролщнлеудукажпорю
5.слесаремжошггрузчикомждвахтёромдоучителему
6.вджцкдпгражданскийчеловеклжалпьиьадлшныон
7. Дукажптюшнстрижонокскрипмлкопрвдзхр
− Взяли карточки №2 и в первой строчке узнаете, с творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться? (С творчеством Виктора Петровича Астафьева).
Слайд 6 (портрет В. П. Астафьева)
− Во второй строке узнайте, в каком селе и крае он родился? (в селе Овсянка Красноярского края)
− В третьей строчке найдите, в какой семье он родился и кто занимался его воспитанием? (в семье крестьянина, воспитывала бабушка)
− 4 строка: Кем он был на фронте во время ВОВ? (солдатом)
Слайд 7 (военная биография)
− В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. На войне был шофёром, разведчиком, связистом. Несколько раз был тяжело ранен. До самого конца войны он оставался рядовым солдатом. За войну Виктор Петрович награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».
− 5 строка: Кем работал, когда вернулся с фронта? (слесарем, грузчиком, вахтёром, учителем)
− 6 строка: Найдите название первого его рассказа (Гражданский человек)
Слайд 8 (биография)
− Тяжелые ранения лишили Астафьева профессии - остался один глаз, плохо слушалась рука. Работы его были все случайны и ненадёжны. Однажды он попал на заседание литературного кружка при газете «Чусовой рабочий». После этого он за одну ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек» (1951г.). Вскоре автор стал литературным работником газеты. Так быстро и круто изменилась жизнь В. П. Астафьева.
− 7 строка: Найдите название произведения, которое будем читать сегодня.
(«Стрижонок Скрип»).
Слайд 9 (показ книги «Стрижонок Скрип»)
− Обратите внимание на выставку книг Виктора Петровича Астафьева, с ней можно познакомиться в свободное время (рекомендации для внеклассного чтения).
Слайд 10 (выставка книг)
– Сегодня на уроке мы будем изучать новое произведение. Фамилия автора и название произведения прозвучали в логическом упражнении.
– Сформулируйте тему урока полностью.
(Тема урока – рассказ Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип».)
Слайд 11 (Тема урока: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»)
− Тема урока: Виктор Петрович Астафьев «Стрижонок Скрип».
– Зная тему, поставьте цели урока. (Цель урока – познакомиться с произведением В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.)
Слайд 12 (Цели урока)
– Цели нашего урока, познакомиться с произведением В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.
IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
Работа с текстом во время чтения
− Прослушайте 1 часть произведения, отметьте карандашом непонятные слова. (Прослушивание 1 части текста стр. 100 – 102, аудио запись, до слов «Стрижонок Скрип подрос»).
Слайд 13 (аудио запись)
Слайд 14 (словарная работа)
Словарная работа.
−Лексическое значение слов
Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.
Приник – прислонился, плотно прижался.
Мол, дескать − указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова.
Бесцеремонно − невежливо, грубо.
Яр − крутой берег, обрыв.
Рогатка − деревянная развилка с привязанной к ее концам резинкой для метания.
− Подберём синонимы к словам:
- Серьезный (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный)
- Долбанула (ударила)
- Угревшись (согревшись)
- Потухло (погасло, прекратилось)
- Мерцало (мигало, слабо светило)
- Тревога (волнение)
- Бесцеремонно (беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости, невежливо, грубо)
− Подберём антонимы к словам:
- Храбрый (трусливый)
- Строгий (ласковый)
- Тревога (покой, спокойствие)
V. Физкультминутка
– Для дальнейшей работы вам очень нужно быть внимательными, поэтому разомнем точку внимания на наших ладошках.
– Чтоб внимательными стать, нужно точку в серединке на ладошке нажимать, (нажимать на центр ладони пальцами рук)
– Помассировать по кругу (круговые движения указательным пальцем)
– А теперь расслабить руку (легко пошевелить пальцами)
– Давим (крепко сжать ладони), тянем (напряженно вытянуть пальцы)
– Отдыхаем (расслабить кисть) и внимательнее станем.
Слайд 15 (Звучит фонограмма «Звуки леса»)
− Встанем, потянем ладоши к солнышку, а теперь присядем, зачерпнём в ладоши родниковой водицы, умоемся, вдохнём свежего воздуха, закроем глаза, послушаем звуки леса.
− Тихо сели.
VI. Продолжение работы по теме урока.
− Кто главный герой? (стрижонок Скрип)
− Любит ли его автор? Как мы это узнаем? (когда дочитаем рассказ)
− Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? (невосклицательно).
− Почему? (птенец был испуганный и беззащитный, робко прижался к матери, стр.100)
− Каким он был для мамы? (самым лучшим)
− О чем это говорит? (все мамы любят своих детей)
− Каким на свет появился птенец? (испуганным)
− Чем порадовала его мама? (мама принесла в клюве капельку воды)
− Найдите и прочтите этот эпизод в тексте (стр.101)
− Какой это герой положительный или отрицательный? (положительный)
− Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой.
Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание на карточках.
Карточка № 3 (на парте)
Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом (мать)
Птица рада весне, а дитя - ей.
Сердце её лучше солнца греет.
Роднее её родни нет.
(Птица рада весне, а дитя - матери
Сердце матери лучше солнца греет.
Роднее матери родни нет).
− Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха).
Работа над образом матери-стрижихи.
− Почему мама воспитывала своих детей одна? (Папу сшибли из рогатки мальчишки)
− Легко ли ей было? (Сосем нелегко)
− Зачитайте эпизоды связанные с матерью − стрижихой и определите каким она была воспитателем? (стр. 101, 102, строгим, но справедливым)
− Ребята, образ мамы − стрижихи выделен в рассказе отдельно? Подумайте, почему? (Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка)
Работа в группах
− Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группах по карточкам. Вам предстоит выполнить задание:
− Правильно определить последовательность действий героев.
− Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий.
Карточка № 4 (на парте)
Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул.
- Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
- Он задремал, угревшись под крылом.
- Ему уж очень понравилось, как мама – стрижиха поила его из клюва.
- Стрижата запищали, а мамы не было.
(1)Он задремал, угревшись под крылом.
2)Стрижата запищали, а мамы не было.
3)Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
4)Ему уж очень понравилось, как мама – стрижиха поила его из клюва.)
Фронтальная работа
Чтение цепочкой: со стр. 100− 102 (до слов «Стрижонок Скрип подрос…»).
Работа в парах
− Поработаем в парах. Определите главную мысль этой части. Посовещайтесь с соседом по парте, выберите один правильный вариант ответа (Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама).
Слайд 16 (Варианты ответов)
1. Стрижиха не заботилась о своих птенцах.
2. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
3. Стрижиха была хорошей матерью.
4. Стрижонок Скрип был сиротой.
VII. Рефлексия
− У каждого из вас лежит карточка, в которой вы должны поставить + или −.
Карточка № 5 (Высказывания)
- Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
- Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
- Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама.
- Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.
- Скрип был любопытный стрижонок.
- Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.
- Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. −
- Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. +
- Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама. +
- Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало. −
- Скрип был любопытный стрижонок. +
- Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно. +
− Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу своего товарища.
Слайд 17 (Оценивание друг друга, правильный вариант ответа)
− Если ваш сосед допустил 0-1 ошибку – поставьте ему 5;
2 ошибки − 4;
3 ошибки – 3.
− Выберите пословицу или несколько, которая бы отражала тему нашего урока.
Слайд 18 (Пословицы)
- Птица рада весне, а дитя матери.
2. Сердце мамы лучше солнца греет.
3. Роднее мамы нет родни.
VIII. Итог урока.
– Определите жанр этого произведения. (Мы слушали рассказ).
– Вспомните, что такое рассказ? (Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного.)
– Почему в данном разделе учебника оказался рассказ? (Раздел «Природа и мы». В рассказе описываются события, которые связаны с природой, птицами и поведением людей)
– О ком прочитали рассказ? (О стрижонке Скрипе)
− Ребята, а что сегодня узнали на уроке?
− Что вас удивило?
− Дал ли вам этот урок что – нибудь для жизни?
− Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас почувствовало как жилось нашему герою Скрипу. О его судьбе узнаём на следующих урока, когда дочитаем рассказ. И я надеюсь, вы всегда будете по доброму относиться к друзьям нашим пернатым.
− Будем птиц любить, оберегать,
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось всё на веки!
Слайд 19 (Продолжи высказывание)
– Продолжите предложения:
– Я сегодня на уроке узнал…
– Я был удивлён, что …
– Я бы хотел узнать …
− А сейчас, я бы хотела, чтобы вы показали своё отношение к уроку.
− Выглянуло солнышко. Не ярко светит, мало лучиков у него. Давайте добавим лучики (На доске на изображение Солнца)
− На парте у каждого лучики. Лучик жёлтого цвета – мне очень понравился урок, получил много интересной информации Лучик голубого цвета – урок не интересный. (Дети клеят лучики, звучит музыка природы.)
Слайд 20 (Музыка Природы)
− Получилось просто отлично! (похвалить)
− Я попрошу вас оценить свою работу на уроке.
Слайд 21 (Лесенка успеха)
− На парте у вас лежит бланк «Лесенка успеха», картинка стрижа. Давайте заполним лесенку успеха, поместите стрижа в нужное гнездо. Мне всё удалось, стриж летит в гнездо верхней ступени. У меня были проблемы, стриж летит в гнездо средней ступени. У меня ничего не получилось, стриж поселяется в гнездо нижней ступеньки. Необходимо наклеить.
– Давайте оценим друг друга (Мне понравилось как работал…., потому что….., я бы оценил его на….., у него были недочёты….).
− За работу на уроке получают оценки…(Оценивание детей учителем).
Слайд 22 (Домашнее задание)
– Дома прочитать рассказ (стр. 100 − 109)
− Открыли дневники, записали задание, поставили оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стрижонок Скрип
Урок жизни по произведению В.Астафьева "Стрижонок Скрип"...
Астафьев Стрижонок Скрип урок литературного чтения в 4 кл
Разработка к данному уроку поможет провести Вам урок...
Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....
Презентация к уроку чтения по теме:В.Астафьев "Стрижонок Скрип"
Данная презентация содержит фотографию автора, обложку книги, фотографии ласточек- береговушек. Может быть использована на уроке чтения в 4 классе при изучении рассказа Виктора Астафьева "Стрижонок Ск...
Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».
Конспект урока Рассказ В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"....
Урок литературного чтения "Стрижонок Скрип"
Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXI века"- слушание и работа с детскими книгами о животных....