В.А. Осеева «Волшебное слово».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цель урока: познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости; развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения; воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_8.docx | 152.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. В.А. Осеева «Волшебное слово».
Цель урока: познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости; развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения; воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемые результаты
Личностные:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
- самостоятельно делать выводы,
- соотносить героев с нравственными нормами.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить,
- осуществлять самопроверку,
- отвечать на итоговые вопросы,
- оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные УУД:
- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,
- понимать цель чтения.
Коммуникативные УУД:
- развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Предметные:
- соотносить содержание рассказа с пословицей,
- формулировать правила поведения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, учебник «литературное чтение» часть 2, карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент урока. Мотивация учебной деятельности.
1. Чтение хором стихотворения.
Добрый день! Придумано кем-то.
Просто и мудро при встрече здороваться!
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам!
Каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть добрый день длится до вечера.
Улыбнитесь друг другу.
II. Актуализация опорных знаний.
– Каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих?
– Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека?
– На карточке на доске в два столбика записаны слова, обозначающие названия предметов и слова, обозначающие признак предмета:
сказка деревянная
палочка красивый
лампа интересная
слово настольная
цветок волшебное
– Стрелкой соедините слова, связанные по смыслу.
– Давайте проверим правильность выполнения задания.
– Какое словосочетание здесь лишнее? Почему?
– Можем ли мы употребить слово «волшебное» с другими словами из первого столбика? Что у вас получилось?
III. Определение темы и цели урока.
– Предположите, какое из этих словосочетаний будет темой нашего урока.
– О чём сегодня мы будем читать, чему будем учиться?
– Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.
– Кто автор произведения «Волшебное слово?» (Валентина Осеева.)
1. Биография автора.
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете. После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем. Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи. Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.
2. Прочитайте пословицу, объясните её смысл.
Поклонишься – голова не отломится.
– Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией, выделяя голосом первое слово.
– Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом это же слово.
– Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией, выделяя голосом последнее слово.
– Вы видите, от того, какое слово мы выделяем голосом, зависит смысл предложения. При чтении текста нужно это учитывать.
– Сегодня и мы будем выразительно читать рассказ, делить его на части, озаглавливать, работать по тексту.
IV. Работа по теме урока.
1. Прогнозирование по заголовку.
– Как вы думаете, о чём будет это произведение?
2. Чтение рассказа с остановками:
а) чтение первой части до слов: он вскочил побежал домой;
б) работа по 1 части:
•о чём вы узнали из 1 части;
•поведение какого героя вам понравилось и почему?
в) выборочное чтение:
– Найдите в тексте, как выглядел старичок.
г) продолжение работы:
•Кого он вам напомнил? (Волшебника.)
•Почему? (Он говорит о волшебном слове.)
•А что вы можете сказать о Павлике? Почему?
•Найдите в тексте слова, подтверждающие вашу точку зрения.
д) как можно озаглавить 1 часть: Разговор со стариком.
•Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?
•Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?
•Как только вы найдете это слово, остановитесь.
е) чтение второй части до слов: Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
•Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста».)
•Как можно озаглавить 2 часть: Пожалуйста.
ё) чтение рассказа до конца.
•Дочитайте рассказ.
•Оправдались ли ваши предположения?
•Как можно озаглавить 3 часть: Помогло! Помогло!
3. Словарная работа.
•Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
•Стряпала - готовила пищу.
•Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
V. Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста».
– Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
– Встаньте, пожалуйста!
– Руки вверх!
– Пожалуйста, руки вверх!
– В стороны!
– Пожалуйста, в стороны!
– Пожалуйста вниз!
– Руки на пояс!
– Пожалуйста, руки на пояс!
– Наклоны туловища вправо и влево, начинай!
– Пожалуйста, начинай!
– Закончить упражнение!
– Пожалуйста, закончите упражнение!
– Пожалуйста, садитесь!
– Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
VI. . Первичное закрепление во внешней речи.
1. Беседа по вопросам.
– Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? (Пожалуйста.)
– Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?)
– Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово «пожалуйста», обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.
– Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? (Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.)
– Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?
– Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад? (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).
2. Работа над образом героя.
– Кто главный герой рассказа?
– Каким мы его увидели вначале рассказа?
– Каким мы видим его в конце рассказа?
– Скажите, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово:
говорил тихим голосом,
смотрел в глаза,
думал о волшебном слове,
подпрыгнул от радости,
прошептал,
глядя в глаза,
прислушивался,
сидел тихо,
положил руку на плечо,
попросил тихо.
3. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Если утверждение верное – поставьте +, если нет – .
а) Старичок был маленький, с длинной бородой (+);
б) Лицо мальчика (при встрече со стариком) было красное и сердитое (+);
в) Павлик не хотел убегать из дома (–);
г) Бабушка за одну морковку прогнала мальчика из кухни веником (–);
д) Говорить волшебное слово нужно тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем разговариваешь (+);
е) Лена дала брату зелёную краску (–);
ж) Бабушка выбрала самый лучший, румяный пирожок (+);
з) Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки (+).
4. «Соберите пословицы».
– Перед вами конверты, в них вы найдете части пословиц. Ваша задача, собрать из частей целые пословицы. Подумайте, какая из них подходит к нашему произведению и точнее выражает главную мысль рассказа.
Добрый человек … потом – говори.
Сначала думай … век учись.
Вырасти вырос … добру и учит.
Век живи … а ума не вынес.
– Какая пословица подходит к рассказу.
• Добрый человек, добру и учит.
•Так какова главная мысль рассказа?
5. Синквейны.
1. Слово
2. Волшебное, доброе.
3. Произносится, помогает, радует.
4. Волшебное слово действует!
5. Радость.
1. Мальчик
2. Сердитый, грубый.
3. Слушает, проверяет, изменяется.
4. Помогло! Опять помогло!
5. Спасибо!
1.Старик.
2. Добрый, мудрый.
3.Наблюдает, спрашивает, советует.
4. Это волшебное слово!
5. Волшебник.
6. Игра «Волшебные слова».
– Участники по очереди будут произносить вежливые слова. За каждое слово дается лепесток цветка, который прикрепляется к доске. Слова повторять нельзя.
– Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего урока. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.
V. Итог урока.
– Как действуют волшебные слова на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ.)
– С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать.)
VI. Рефлексия.
– Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
– Если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите солнышко.
– Если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то поднимите солнышко с тучкой.
– А если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда возьмите тучку.
– Добрые, волшебные слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Дарите всем по солнышку –
Частичку света, доброты.
Дарите людям, как цветы!
Слова любви и нежности.
– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня работали!
VII. Домашнее задание. Выразительно читать и пересказывать рассказ «Волшебное слово».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса
Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...
Урок по литературному чтению по теме :В.А.Осеева «Волшебное слово».
Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...
Конспект урока по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово"
УМК "Гармония"3 класс...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Осеева "Волшебное слово"...
Урок литературного чтения 2 класс В.А. Осеева " Волшебное слово"
Цели:1) познакомить детей с рассказом В.А Осеева "Волшебное слово".2) развивать внимание и навыки чтения, учить делить текст на части.3) воспитывать вежливое поведение, доброже...
Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»
Данный материал предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России".Это разработка проблемного урока с использованием технологии развития критического мышления через ...
В.Осеева. "Волшебное слово"
Виды работ на уроке чтения по теме "В.Осеева "Волшебное слово"....