Рабочая программа "Школа России" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании ШПК ____________________ Протокол №________ от «___»______202__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М» ________/___________________/ «___» ___________202__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М» __________/М.Г. Вильмова/ Приказ №____от «___»_______202__г. |
Рабочая программа
по предмету:
«Литературное чтение»
4 класс
2022 – 2023 учебный год
Всего часов на учебный год: 105 часов
Количество часов в неделю: 3 часа
Составлена в соответствии с программой по литературному чтению к учебнику для 4 классов общеобразовательных школ авторов А.Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкина.
Учебник: Литературное чтение. 4 класс - М.: Просвещение, 2015
Усть-Баргузин
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на 2022-2023 учебный год для обучающихся 4-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
- учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом от 31.08.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования».
Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».
Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе авторской программы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г, Голованова М.В., и др.УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2018 г. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Для педагога:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г, Голованова М.В., и др . Литературное чтение 4 класс. : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г, Голованова М.В., и др – М. : Просвещение, 2018.
- Методическое пособие «Литературное чтение»
Для обучающихся:
1.Учебник Литературное чтение 4 класс
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г, Голованова М.В., и др. Литературное чтение 4 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г, Голованова М.В., и др – М. : Просвещение, 2015.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование, имеющееся в кабинете.
Интерактивный комплекс, планшет для проведения тестирования, комплект демонстрационных пособий, портреты поэтов и писателей.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по литературному чтению: Л.Ф. Климанова Разработана на основе УМК «Школа России» Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
-формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
-освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
-воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
-формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий
Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» в 2021-2022 учебном году на изучение предмета Литературное чтение в 4 классе отводится 105 часов. Рабочая программа предусматривает обучение Литературному чтению в объёме 3 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
1) контрольных работ: 12
2) практических работ: 0
3) лабораторных работ: 0
4) проектов: 3
Раздел 1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.
Личностным результатом изучения предмета является формирование
следующих умений и качеств:
-сознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
-испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
-осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
-проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
-иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям
-допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
-проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
-проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
-включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
-знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
-пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
-знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
-понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
-приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
-делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
-замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
-доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
-выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
-использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
-фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
-отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
-различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
-предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
-строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
-проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
-знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
-пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
-предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
-пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД:
- Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД:
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
- Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
- Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
- Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
- Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметным результатом
изучения курса является сформированность следующих умений (с указанием предметных областей на уровне знать/уметь)
-Знать название литературное произведение, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
-уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
-читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
-определять тему и главную мысль произведения;
-пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
-создавать небольшой устный текст на заданную тему;
-приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
-приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-самостоятельное чтение книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
-работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Раздел 2. Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Летописи. Былины. Жития | 9 |
2 | Чудесный мир классики | 20 |
3 | Поэтическая тетрадь | 9 |
4 | Литературные сказки | 10 |
5 | Делу время – потехе час | 6 |
6 | Страна детства | 7 |
7 | Поэтическая тетрадь | 5 |
8 | Природа и мы | 9 |
9 | Поэтическая тетрадь | 6 |
10 | Родина | 6 |
11 | Страна фантазия | 5 |
12 | Зарубежная литература | 10 |
Итого: | 102 |
Национально-региональный компонент
Одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности, который заключается в опоре на культурные ценности, национальные традиции, нравственно- этические правила своего народа, а также на понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в Республике Бурятия.
Национально - региональный компонент в программе по литературному чтению имеет цель: приобщение учащихся 4 классов к богатствам фольклора народов республики Бурятия, к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края.
Основополагающими являются задачи:
- Формирование у младших школьников интереса к культуре народов нашего региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям;
- Усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета – произведений фольклора и детской литературы.
Знакомство учащихся младших классов с устным народным творчеством бурятского народа имеет большое значение.
Устное народное творчество бурят возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа.
В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм.
Бурятские сказки делятся по жанрам на сказки волшебно – фантастические, бытовые, о животных.
Изучение литературы Бурятии начинается немыслимо без изучения народных пословиц и загадок. Бурятские народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре.
Сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную идею – победу добра над злом, в фольклоре народов нашего региона отражаются национальные черты характера: спокойный нрав, уважение к старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость, находчивость, ум и т.д.
Особое место в книге отводится произведениям бурятских писателей и поэтов о родном крае, о его красотах, об обычаях и традициях бурятского народа.
Таким образом, изучение произведений, введенных в национально – региональный компонент, предполагает развитие художественно – творческих способностей младшего школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям.
№ урока | Тема урока | НРК |
12 | П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» Характеристика героя. | НРК: «Сказки бабушки Сэсэгмы». |
29 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики». П.р.№2. | НРК: сказки писателей Бурятии. |
35 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». Выразительное чтение. | НРК: словесное рисование красоты осеннего пейзажа родного края. |
38 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь». | НРК: стихи бурятских поэтов. |
64 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворения. | НРК: стихи Д. Улзытуева. |
70 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя. | НРК: рассказы и стихи о природе, животном мире в произведениях бурятских писателей и поэтов. |
81 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.
| НРК: стихи поэтов Бурятии. |
86 | Обобщающий урок по разделу «Родина». Оценка достижений. | НРК стихи о Родине бурятских поэтов. |
92 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений. | НРК: чтение произведений Х. Намсараева. |
Раздел 3. Календарно - тематическое планирование.
№ п\п. | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 четверть- 8 недель Проект-1 Оценка достижений-1 | |||
Летописи. Былины. Жития. Сказания – 9 ч. | |||
1 | Знакомство с учебником. Летописи. | 2.09 | |
2 | Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 3.09 | |
3 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | 6.09 | |
4 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина. «Песнь о вещем Олеге» | 7.09 | |
5 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | 8.09 | |
6 | Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой. | 13.09 | |
7 | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри» | 14.09 | |
8 | «Житие Сергия Радонежского»- памятник древнерусской литературы. | 15.09 | |
9 | Проект «Создание календаря исторических событий» Оценка достижений | 20.09 | |
Чудесный мир классики- 20 ч | |||
10 | Знакомство с названием раздела. П.П.Ершова «Конёк- Горбунок» | 21.09 | |
11 | П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок. | 22.09 | |
12 | П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» Характеристика героя. НРК: «Сказки бабушки Сэсэгмы». | 27.09 | |
13 | Стихи А.С.Пушкина. «Няне», «Туча». «Унылая пора!». | 28.09 | |
14 | Знакомство с произведением А.С. Пушкина. | 29.09 | |
15 | А.С. Пушкин. | 4.10 | |
16 | А.С. Пушкин. | 5.10 | |
17 | «Что за прелесть эти сказки!» Сказки А.С.Пушкина. | 6.10 | |
18 | М.Ю. Лермонтов. А. Шан-Гирей из «Воспоминаний о Лермонтове» | 11.10 | |
19 | Картины природы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Дары Терека». | 12.10 | |
20 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. | 13.10 | |
21 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | 18.10 | |
22 | С. Толстой «Как я увидел Льва Николаевича» | 19.10 | |
23 | Л.Н. Толстой. «Детство». Характеристика главного героя. | 20.10 | |
2 четверть – 8 недель Оценка достижений-3 | |||
24 | Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Особенности басни. | 1.11 | |
25 | А.П.Чехов из воспоминаний М.Семановой. | 2.11 | |
26 | А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. | 3.11 | |
27 | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | 8.11 | |
28 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 9.11 | |
29 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики». П.р.№2. НРК: сказки писателей Бурятии. | 10.11 | |
Поэтическая тетрадь- 9 ч | |||
30 | Стихи Ф. И. Тютчева «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 15.11 | |
31 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. | 16.11 | |
32 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..». Передача настроения и чувств. | 17.11 | |
33 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | 22.11 | |
34 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин природы. | 23.11 | |
35 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». Выразительное чтение. НРК: словесное рисование красоты осеннего пейзажа родного края. | 24.11 | |
36 | Картина осени в стихах И.А.Бунина «Листопад». | 29.11 | |
37 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 30.11 | |
38 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь». НРК: стихи бурятских поэтов. | 1.12 | |
Литературные сказки- 9 ч | |||
39 | Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 6.12 | |
40 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Главные герои сказки. | 7.12 | |
41 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ. | 8.12 | |
42 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои произведения. | 13.12 | |
43 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 14.12 | |
44 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои сказки. | 15.12 | |
45 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои сказки. | 20.12 | |
46 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. | 21.12 | |
47 | Обобщение по разделу «Литературные сказки» Оценка достижений. | 22.12 | |
3 четверть – 10 недель Проект-1 Оценка достижений - 4 | |||
Делу время – потехе час – 6 ч | |||
48 | Знакомство с произведением Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | 10.01 | |
49 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца | 11.01 | |
50 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. | 12.01 | |
51 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Авторское отношение к изображаемому. | 17.01 | |
52 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. | 18.01 | |
53 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений. | 19.01 | |
Страна детства – 7 ч. | |||
54 | Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 24.01 | |
55 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития южета. | 25.01 | |
56 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий. | 26.01 | |
57 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Характеристика героев. | 31.01 | |
58 | М.М. Зощенко «Елка». Проверка умений работать с текстом. | 1.02 | |
59 | М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ. | 2.02 | |
60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства» | 7.02 | |
Раздел: Поэтическая тетрадь – 5 ч. | |||
61 | Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон». | 8.02 | |
62 | В.Я. Брюсов», «Детская» Выразительное чтение. | 9.02 | |
63 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворения. НРК: стихи Д. Улзытуева. | 14.02 | |
64 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Тема детства | 15.02 | |
65 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | 16.02 | |
Раздел: Природа и мы - 9 ч | |||
66 | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 21.02 | |
67 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. | 22.02 | |
68 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения. | 24.02 | |
69 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя. НРК: рассказы и стихи о природе, животном мире в произведениях бурятских писателей и поэтов. | 28.02 | |
70 | Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе их поступков. | 1.03 | |
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | 2.03 | |
72 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Деление текста на части. | 7.03 | |
73 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений. | 9.03 | |
74 | Проект «Природа и мы». | 10.03 | |
Раздел: Поэтическая тетрадь - 6 ч | |||
75 | Лирическое стихотворение Б.Л. Пастернака «Золотая осень» | 14.03 | |
76 | Картины весны в стихотворении С.А. Клычкова «Весна в лесу». | 15.03 | |
77 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» - картины лета. | 16.03 | |
4 четверть – 8 недель Проект-1 Оценка достижений- 4 | |||
78 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» - природа в сентябре. | 28.03 | |
79 | Мотивы народного творчества в стихотворении С.А. Есенина «Лебедушка». | 29.03 | |
80 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. НРК: стихи поэтов Бурятии.
| 30.03 | |
Раздел: Родина - 6 ч | |||
81 | Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь» | 4.04 | |
82 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | 5.04 | |
83 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | 6.04 | |
84 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Тема стихотворения. | 11.04 | |
85 | Обобщающий урок по разделу «Родина». Оценка достижений. НРК стихи о Родине бурятских поэтов. | 12.04 | |
86 | Проект: «Они защищали Родину». | 13.04 | |
Раздел: Страна фантазия - 5 ч | |||
87 | Знакомство с названием раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 18.04 | |
88 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Необычные герои рассказа. | 19.04 | |
89 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | 20.04 | |
90 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев. | 25.04 | |
91 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений. НРК: чтение произведений Х. Намсараева. | 26.04 | |
Раздел: Зарубежная литература – 10 ч | |||
92 | Знакомство с названием раздела. Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 27.04 | |
93 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета. | 4.05 | |
94 | Знакомство с произведением Г.Х. Андерсена «Русалочка» | 5.05 | |
95 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. | 6.05 | |
96 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Составление рассказа о Русалочке. | 10.05 | |
97 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. | 11.05 | |
98 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика героев. | 12.05 | |
99 | С. Лагерлеф «Святая ночь». Нравственный смысл произведения. | 16.05 | |
100 | С. Лагерлеф «В Назарете». Скрытый смысл произведения. | 17.05 | |
101 | Контрольная работа за год | 18.05 | |
102 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений. | 23.05 | |
103 | Резерв | 24.05 | |
104 | Резерв | 25.05 | |
105 | Резерв | 26.05 |
Приложение
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: «Литературное чтение»
Класс: ___
Учитель: ________________
2022-2023 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...