Формирование читательской грамотности у обучающихся 1 класса
методическая разработка по чтению (1 класс)
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты. И очень важно на самом раннем этапе познания навыка чтения научить учиться правильно читать и понимать прочитанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирования читательской грамотности у обучающихся 1 класса».
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.;
- не могут делать выводы на основе прочитанного.
В 6 – 7 лет, интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
Первоклассники проходят подготовительный этап формирования читательской компетентности.
Это этап обучения детей читательской азбуке, пропедевтический. На нём дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Во 2 четверти уже начинается непосредственная работа с текстом. Для этого используются тексты, где некоторые слова заменены картинкой. После прочтения текста ребята отвечают на вопросы по содержанию, что помогает определить степень усвоения и понимания текста детьми.
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности все же являются уроки литературного чтения.
На уроках чтения важную роль играет беседа. Беседа – метод устного изложения, внешним признаком которого является чередование вопросов и ответов. Методика беседы: ясная целевая установка и логика задаваемых вопросов; вопросы продуманы по трудности; ответ аргументируется; с каждым вопросом учитель сначала обращается к классу, а потом – к конкретному ученику; вопросы должны быть различной трудности; включение в беседу большей части класса; постоянная проверка ответов; вникать в неправильные ответы и направлять мысль ученика; формулировать наводящие вопросы, а не подсказывающие; не удовлетворяться одним ответом; побуждать учащихся к сомнению; самостоятельно ставить вопросы; не задавать сразу несколько вопросов Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей.
В ходе бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.
На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого читателя.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:
- Упражнения, направленные на развитие четкости произношения. Дыхательная гимнастика
- Речевая разминка (чистоговорки, скороговорки).
- Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»
- Читаем быстро, смотрим внимательно:
ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ
- гласные с ударением на одном из них:
ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.
- Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.
- «Найди лишнюю букву» О И Б Я У
- Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.
- «Найди лишнее слово». Прочитай. Обоснуй свой выбор.
СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР
ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА
- Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания
- Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова.
- Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово
полк краска склон экран беда - (пол) (каска) (слон) (кран) (еда)
- «Вкусные слова»
Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух или трех слогов:
халва бублики чай лимонад
вафли виноград вишня мандарин
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
- «Цепочки слов»,
- «Слог и слово»
- «Кто больше?»,
- «Задом наперёд»;
- «Подскажи словечко».
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:
- наглядные пособия;
- демонстрационные картины;
- иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
- книги;
- электронные презентации.
Предлагаю использовать следующие приёмы работы:
- Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения
служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
- Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению
уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
- Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на
этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
- Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,
помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
- Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Читательская грамотность обучающихся в начальной школе, в том числе определяется техникой чтения.
Техника чтения - это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность, метапредметное умение (это умение учиться: работать с текстом, умение задавать вопросы, уметь выделять главное).
Развивая читательскую грамотность учащихся, я, как учитель начальной школы, ставлю перед собой цель воспитывать человека, который умеет думать, видеть глубинный смысл вещей, адекватно воспринимать окружающую реальность. Самым ценным для меня является то, чтобы мои ученики станут больше читать, расширится круг их чтения, возрастут их читательские интересы и потребности.
Подводя итоги, надо подчеркнуть, что достижениями читательской языковой грамотности можно считать работу учителя над осознанностью (смысловым) чтением; смещение акцента с контроля темпа чтения на контроль осознанности чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль технологии развития критического мышления в формировании читательской грамотности учащихся начальных классов
Описание опыта работы....
Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе
Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе...
Формирование читательской грамотности у обучающихся начальных классов.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...
«Формирования читательской грамотности у обучающихся 1 класса».
В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: вед...
Доклад по теме "Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе"
Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника. Определение «читательская грамотность» — способность челове...
"Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы"
В данной статье подобраны материалы и упражнения для формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы....
Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы
Читательская грамотность как составная часть функциональной грамотности школьника. Этапы формирования читательской грамотности и читательской самостоятельности. Игровые формы, направленные на развитие...