Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе
презентация к уроку
Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_u_obuchayushchihsya_v_nachalnoy_shkole2.pptx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи российского образования Международные исследования качества образования, в которых принимает участие Российская Федерация Международный стандарт «Навыки XXI века» Понятия «читательская грамотность» и «смысловое чтение» Основные проблемы российских школьников Серия пособий «Смысловое чтение». 1-4 классы
Базовые навыки К о м петенци и Личностные качества Навыки чтения и письма М а те м а тич е с к ая грамотность Ест е ст в ен н он а у ч ная грамотность ИКТ-грамотность Финансовая грамотность Культурная и гражданская грамотность Критическое мышление / решение задач Креативность Умение общаться Умение работать в команде Любознательность Инициативность Настойчивость Способность адаптироваться Лидерские качества Социальная и культурная грам о тн о сть Решение более сложных задач Применение базовых навыков для решения повседневных задач Способность справляться с изменениями окружающей среды О буч е ние в теч е ние в с е й жизни
От того, насколько хорошо учеником освоен навык чтения, зависит успешность его дальнейшего обучения
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Четыре группы читательских умений: нахождение информации, заданной в явном виде; формулирование выводов; интерпретация и обобщение информации; анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. текстов разных жанров и видов: ЧИТАТЕЛЬСКАЯ Г РА МОТНОСТЬ чтение понимание оценка интерпретация Художественные Информационные Учебные Тексты задач, инструкции
Поиск и выявление информации, заданной в явном виде: найти конкретные сведения; найти значения слова или фразы; определить тему или основную идею, в случае если они представлены в тексте в явном виде; определить время и место действия рассказа. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: установить связь между событиями; понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте; понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов. Требования PIRLS
Интерпретация и обобщение информации: распознать общую идею или тему текста; описывать отношения между героями; сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста; понимать настроение и общий тон рассказа; находить практическое применение информации из текста. Анализ и оценка содержания, языка и структуры текста: оценивать правдоподобность описанных событий; описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта; оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте; определять отношение автора к основной теме текста. Требования PIRLS
Международные исследования PIRLS и PISA Концепция развития универсальных учебных действий Чи т а те л ьск ая грамотность е Смыс л о в о чтение Ф Г О С
«… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые 9 установки в соответствии с коммуникативно- познавательной задачей». А. А. Леонтьев
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) 10
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) ... выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование . 11
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. 12
Смысловое чтение — познавательное общеучебное универсальное действие: «…смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации». 13
Неумение найти место конкретной запрашиваемой информации (не могут определить ту часть текста, в которой содержится ответ на вопрос); Трудности в использовании синонимического ряда Неумение вычленять две и более единицы информации в разных частях текста. Сложность с актуализацией таких умений, как самостоятельное истолкование информации, её комментирование. Формализм в выполнении заданий при заполнении нескольких полей.
Смысловое чтение 1-4 классы (ФГОС НОО) Примерная основная об р а з о в а т ел ь ная программа начального общего образования М ежд у нар о дн о е исследование качества образования М ежд у нар о дн о е исследование качества образования
Формирование у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения: чтение, понимание, оценка и интерпретация текстов разных жанров
Тетради состоят из 4 разделов по 4 урока в каждом. Всего предусмотрено — 16 занятий (1 занятие в 2 недели в течение учебного года). Пособия включают: Тексты разных жанров Вопросы и задания
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ Н а у ч н о - позна в а тел ь н ы е тексты Пояснительные Словарные статьи Учебные Памятки и инструкции
1 . Формирование эмоциональной оценки произведения Понравилось / не понравилось. Почему? Что больше всего понравилось / не понравилось. Какие чувства вызывает. Объясни Каковы настроение и общий тон рассказа 2. Анализ содержания текста Где и когда происходит действие произведение От чьего имени написано произведение Установление связи между событиями Анализ отношений между героями Определение темы или основной идеи Определение правдоподобности описанных событий Определить отношение автора к описываемым событиям и героям Составление плана, разбиение на части, озаглавливание, подготовка к пересказу Придумай своё название рассказа / стихотворения Придумай свой финал рассказа Придумай свои вопросы
Методика работы с текстом 3 . Анализ языка произведения и средств художественной выразительности Какими средствами автор добивается.... ? Как описывает... ? 4. Осознание духовно-нравственного содержания произведения Твоё отношение к герою, поступку Отношение автора 5. Логические упражнения и игры
Комплект пособий «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. Читаю. Понимаю. Узнаю» 1-4 классы - это полноценный инструмент для формирования читательской грамотности у обучающихся в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школы с использованием платформы УЧИ.РУ
Дополнительный материал к уроку...
Формирование читательской грамотности у обучающихся начальных классов.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...
Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"
Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе...
Доклад по теме "Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе"
Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника. Определение «читательская грамотность» — способность челове...
"Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы"
В данной статье подобраны материалы и упражнения для формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы....
Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы
Читательская грамотность как составная часть функциональной грамотности школьника. Этапы формирования читательской грамотности и читательской самостоятельности. Игровые формы, направленные на развитие...
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников является читательская грамотность.В статье представлены некоторые приемы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках...