Рабочая программа по литературному чтению на родном языке "Донская литература"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Полковниченко Елена Михайловна

Рабочая программа по литературному чтению на родном  языке «Донская литература» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой цикл занятий, направленных на осознание обучающимися значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_liter_3v.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению на родном  языке «Донская литература»

начальное общее образование

3 «В» класс

2022-2023 учебный год

Учитель: Полковниченко Елена Михайловна

I.  Предметные результаты освоения учебного предмета:

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке должны отражать:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

        Предметными результатами изучения курса  является сформированность следующих умений:

Обучающиеся будут знать и понимать

  • названия изученных произведений и их авторов;
  • содержание изученных произведений литературы Дона и о Доне, устанавливать последовательность событий произведений и их взаимосвязи,   подкреплять правильность ответа на вопросы выборочным чтением;
  • произведения казачьего фольклора, особенности жанров , понимать их художественное своеобразие;
  • знать наизусть поэтические произведения донских (5-6 названий), 2-3 отрывка из прозы.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности)

  • находить сходство и различие фольклорной сказки от авторской,  определять место сказок народов мира в устном творчестве донских казаков, понимать тематическую, идейную основу сказок;
  • читать осознанно детские произведения литературы Дона и о Доне (вслух и про себя);
  • приводить примеры произведений фольклорного жанра;
  • самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, описания природы и событий;
  • сравнивать произведения донских авторов с произведениями авторов русской мировой;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях;
  • составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, например, «Истории названия города», «Улица, на которой я живу», «Наш юбиляр», «Фольклорные праздники на Дону», «Моя семья», «Семейные традиции», «Игры моего детства и детства моей бабушки» и др.
  • самостоятельно находить и читать книги об истории Донского края, о культурных традициях населения Дона;
  • составлять отзыв о прочитанных книгах;
  • находить в словаре значения диалектных слов и выражений.

К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать        художественную        литературу        как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

               Виды речевой и читательской деятельности

              Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

                              Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

     Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

      Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

                                    Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

II. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

        Отличительной особенностей программы является то, что в ней предлагается широкое многоплановое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов Донского края, доступные и интересные по содержанию адаптированные тексты писателей Дона, позволяющие накапливать у детей яркие впечатления и разнообразии и красоте окружающего мира.

Раздел I. Донской фольклор

        Фольклорные жанры Донского края. Изобразительно-выразительных средства пословиц и поговорок Донского края.Высказывание на тему: «В чем заключается поучительный смысл пословиц и поговорок?»

        Песни донских казаков. Потешки, небывальщины. Мудрость донских казаков (загадки, пословицы и поговорки) . Сказки донских казаков. «Жбан», «Одноногий журавль», «Казак и лиса».

Раздел II. Сказки и легенды донских писателей

        Художественное своеобразие донских сказок и легенд; художественное своеобразие творчества донских писателей. Культурные традиции Донского края, особенности казачьего диалекта.

        Петр Васильевич Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»; Петрони Гай Аматуни «Чао – победитель волшебников» (отрывок) ; Александр Николаевич Скрипов «Поречни и жемчуг» ; Владимир Семенович Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное» .

Раздел III. Стихи о донцах и донском крае

        Поэтическое слово как средство выражения чувств автора.

        Поэтическое творчество, направленное на воспитание у учащихся доброты, порядочности, любви к Донскому краю и Отечеству.

        А.С. Пушкин «Дон»; А.В. Софронов «Откуда Дон берет начало» ; М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня» ; Николай Константинович Доризо «Песня о Доне»

Раздел IV. Проза донских писателей

        Введение обучающихся в круг литературного творчества наших земляков; формирование умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем; развитие эмоционального восприятия прочитанного.

        А.П. Чехов «Белолобый» ; М.А. Шолохов «Нахаленок» ; Гавриил Семенович Колесников «Судьба степного орла» ; Григорий Степанович Гасенко «Посметюшек» ; Василий Петрович Гнутов «Муська, Семка, галка и бабушка».

III. Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

       1

Раздел 1. Донской фольклор (4 ч). Песни донских казаков

1

       2

Потешки, небывальщина

1

       3

Мудрость донских казаков (загадки, пословицы и поговорки)

1

4

Сказки донских казаков. «Жбан», «Одноногий журавль», «Казак и лиса»

1

        5

Раздел 2. Сказки и легенды донских писателей (5 ч). Петр Васильевич Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»

1

        6

Петрони Гай Аматуни «Чао – победитель волшебников» (отрывок)

1

         7

Петрони Гай Аматуни «Чао – победитель волшебников» (отрывок) Проверочная работа

1

         8

Александр Николаевич Скрипов «Поречни и жемчуг»

1

9

Владимир Семенович Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное»

1

10

Раздел 3. Стихи о донцах и донском крае (2 ч). А.С. Пушкин «Дон» с. 206, А.В. Софронов «Откуда Дон берет начало»

1

11

М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня» . Николай Константинович Доризо «Песня о Доне»

1

12

Раздел 4. Проза донских писателей (5 ч). А.П. Чехов «Белолобый»

1

13

М.А. Шолохов «Нахаленок»

1

        14

Гавриил Семенович Колесников «Судьба степного орла»  . Григорий Степанович Гасенко «Посметюшек»  

1

15

Итоговая контрольная работа

1

16

Василий Петрович Гнутов «Муська, Семка, галка и бабушка»

1

По учебному плану:  за год 16 часов. По рабочей программе в соответствии с календарным  учебным графиком МОБУ СОШ №23 на 2021 – 2022 учебный год: 16 часов.

РАССМОТРЕНО                                                                                               СОГЛАСОВАНО

на заседании МО                                                                                       Зам. директора по УВР

Протокол №_5___                                                                                            Е.Н. Сухарева

от  «06_»__06__2022 г.                                                                                    

_______________                                                                                        _______________

Руководитель МО                                                                                          « 1 »    09.     2022 г.

Н.К. Колмыкова

Лист

 корректировки рабочей программы

 учителя начальных классов  Е.М.Полковниченко

 по литературному чтению на родном языке в 3 В классе

№ урока

Название темы

Кол-во часов по плану

Причина корректировки

Кол-во часов по факту

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во

часов

Раздел 1. Донской фольклор (4 ч.)

       1

Песни донских казаков

1

03. 09

       2

Потешки, небывальщина

1

10.09

       3

Мудрость донских казаков (загадки, пословицы и поговорки)

1

17.09

4

Сказки донских казаков. «Жбан», «Одноногий журавль», «Казак и лиса»

1

24.09

Раздел 2. Сказки и легенды донских писателей (5 ч.)

        5

Петр Васильевич Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»

1

01.10

        6

Петрони Гай Аматуни «Чао – победитель волшебников» (отрывок)

1

08.10

         7

Петрони Гай Аматуни «Чао – победитель волшебников» (отрывок) Проверочная работа

1

15.10

         8

Александр Николаевич Скрипов «Поречни и жемчуг»

1

22.10

9

Владимир Семенович Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное»

1

05.11

Раздел 3. Стихи о донцах и донском крае (2 ч.)

10

А.С. Пушкин «Дон» с. 206, А.В. Софронов «Откуда Дон берет начало»

1

12.11

11

М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня» . Николай Константинович Доризо «Песня о Доне»

1

19.11

Раздел 4. Проза донских писателей (5 ч.)

12

А.П. Чехов «Белолобый»

1

26.11

13

М.А. Шолохов «Нахаленок»

1

03.12

        14

Гавриил Семенович Колесников «Судьба степного орла»  . Григорий Степанович Гасенко «Посметюшек»  

1

10.12

15

Итоговая контрольная работа

1

17.12

16

Василий Петрович Гнутов «Муська, Семка, галка и бабушка»

1

24.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 1 класса. Программа рассчитана на 2 часа в месяц....

Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1

Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...