Смысловое чтение
рабочая программа по чтению (3 класс)
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osmysl_chtenie_3_kl.docx | 112.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-х – 4-х классах общеобразовательной школы. Программа «Смысловое чтение» прежде всего, направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме. Программа «Смысловое чтение» является модифицированной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, по содержанию однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к результатам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.
Актуальность программы
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Новизна программы
Новизнаданной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Педагогическая целесообразность программы
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д. Дидро). Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Работая с текстом ученики должны получить возможность научиться использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности. Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в
- книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Отличительные особенности программы от других существующих программ. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
- Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
- Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
- В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатовосвоенияпрограммы курса, воспитательного результата положена методика Беденко М. В.
- При планировании содержания занятий прописаны типы и виды чтения.
Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.
Основные виды чтения:ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.
Отличительные признаки программы являются и нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, путешествия, коллективно-творческие работы, рисунки, конкурсы, проекты, викторины,посещение выставок, праздников.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6,5 (7) – 10 (11) лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 4 года. Количество часов в неделю – 1. За год: в 1классе - 33 часа, во 2 - 4 классах -35часов.
Формы и режим занятий
Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 35 минут в первом классе; 45минут во втором, третьем и четвертом классе. В первых классах для развития двигательной активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что способствует умственному и физическому восстановлению.
Форма проведения занятий - групповая. Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс - кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр видеофильмов.
Результаты работы: читательские дневники, фотографии, рисунки, проекты, исследовательские работы, результаты участия учащихся в конкурсах оформляются в виде итоговой выставки в уголке для чтения.
Планируемые результаты
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
- заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
- Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6)Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.
МетапредметныеУУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты,творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Формы подведения итогов реализации программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в проектах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, составляется портфолио.
Создание портфолиоявляется эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио - это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Структура курса
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Разделы программы:
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | |||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | ||
1 | Русский народный фольклор | 4ч | 4ч | 4ч | 4ч |
2 | Друзья детства | 4ч | 4ч | 4ч | 4ч |
3 | О хороших людях | 4ч | 4ч | 4ч | 4ч |
4 | О наших сверстниках | 4ч | 4ч | 4ч | 4ч |
5 | О природе | 4ч | 4ч | 4ч | 4ч |
6 | Книги о животных | 5ч | 4ч | 4ч | 4ч |
7 | Русская литература | 4ч | 4ч | 4ч | 4ч |
8 | Зарубежная литература | 4ч | 5ч | 5ч | 5ч |
Итого: | 33ч | 35ч | 35ч | 35ч |
- Содержание программы
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Смысловое чтение», Беденко М. В. 1-й - 4 класс. /Москва «ВАКО» 2018 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся с 1 - 4 классу и методическими рекомендациями для учителя. Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию.
Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) - это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
3.Календарно-тематическое планирование и характеристика деятельности учащихся
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ | Тема | Стр. уч-го пособия | Дата |
1 | Сказка о медвежатах и детёнышах панды.* | С 4- 5 | |
2 | Санта- Клаусы в шортах. | С 6-7 | |
3 | Бразильский воск | С 8-9 | |
4 | Надёжная защита. | С 10-11 | |
5 | Одежда для яблок | С 12-13 | |
6 | « Приятный» запах помойки. | С 14-15 | |
7 | Сказка о русалочке.* | С16-17 | |
8 | Рисовые картины. | С 18-19 | |
9 | Договор кота и мышей.* Почему в мире много Кузнецовых? | С 20-23 | |
10 | Сказка о львёнке и мяче.* | С 24-25 | |
11 | Как напугать с помощью воздуха | С 26-27 | |
12 | Танцы на пруду.* Зачем электричке две головы? | С 28-31 | |
13 | Река в океане. Лианы | С 32-35 | |
14 | Зачем театру сцена | С 36-37 | |
15 | Деньги и гроши. | С 38-39 | |
16 | Бумажные осы. Воздушные корабли | С 40-43 | |
17 | Водные дороги. | С 44-45 | |
18 | Антикрыло. Зачем кобре очки? | С46-49 | |
19 | Сказка о машинке. * | С 50-51 | |
20 | Как жить в живом капкане. Пустыня днём и ночью | С 52-55 | |
21 | Улыбайтесь | С 56-57 | |
22 | Незаметный автомобильчик.* Дом для белки. | С 58-61 | |
23 | « Планета Вода» | С 62-63 | |
24 | Дым от костра вместо телефона | С 64-65 | |
25 | Зачем доят змей. Дождевые леса. | С 66-69 | |
26 | Удав в кинотеатре. | С 70-71 | |
27 | Ожоги медуз | С72-73 | |
28 | Маленький автобус.* | С74-75 | |
29 | Первые автомобили | С 76-77 | |
30 | Прятки у жуков.* Белая диковинка. | С78-81 | |
31 | Огоньки в лесу. * Сказка о дракончике.* | С 82-85 | |
32 | Плот бобра. * Сказка о хомяке и черепахе.* | С86-89 | |
33 | Щедрый горшочек.* Сказка о мышиных ковриках.* Итоги за год. | С90-91 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Незаметные жирафы | 1 | |
2 | Упитанные пингвины | 1 | |
3 | Зайчонок и улитка.* | 1 | |
4 | Зрение лягушки | 1 | |
5 | Мудрость гномика Книгочея.* | 1 | |
6 | Что получается, когда обмениваются идеями | 1 | |
7 | Тиддалик выпил всю воду.* | 1 | |
8 | Дома на курьих ножках | 1 | |
9 | Бражник | 1 | |
10 | Необычная охота | 1 | |
11 | Глаз бури | 1 | |
12 | Гномик Хранитель Воды* | 1 | |
13 | Горный серпантин | 1 | |
14 | Вулканы- холодильники Земли | 1 | |
15 | Когда приобретают друзей | 1 | |
16 | С удочкой на лягушку | 1 | |
17 | Леденцы* | 1 | |
18 | Два художника | 1 | |
19 | Девочка и попугай | 1 | |
20 | Сказка про робота - уборщика* | 1 | |
21 | Хлебосольный гномик* | 1 | |
22 | Фотоохота | 1 | |
23 | Гномик Огородник* | 1 | |
24 | Гномик Франт * | 1 | |
25 | Многорукий гномик * | 1 | |
26 | Прудовые арбузы | 1 | |
27 | Три новогодних праздника * | 1 | |
28 | Горные лыжи среди пустыни | 1 | |
29 | Золотая деревенька * | 1 | |
30 | В путь* | 1 | |
31 | Гномик Сказочник* | 1 | |
32 | Гномик Ворчун* | 1 | |
33 | Гномик Ворчун* | 1 | |
34 | Зарубежная литература | 1 | |
35 | Итоги года | 1 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Стр. уч-го пособия | Дата |
1 | Резные лошади* | С 4-5 | |
2 | Надувные дома | С 6-7 | |
3 | О том , как змея стала ядовитой* | С 8-9 | |
4 | Искусственный риф | С 10-13 | |
5 | Розовые кролики* | С 14-15 | |
6 | Самоцветы | С 16-19 | |
7 | Сказка о глупой акуле* | С 20-22 | |
8 | Как пугало было вороньим царём* | С 23-25 | |
9 | Символ Франции | С 26-27 | |
1000 | Обезьяна и слон * | С 28--29 | |
11 | Очень красивые лодки* | С 30-31 | |
12 | Откуда пошли пельмени | С 32-35 | |
13 | Замечательные часы | С 36-37 | |
14 | Всякое ли молчание- золото? | С 38-39 | |
15 | « Читать» людей. | С 40-41 | |
16 | Тысяча глиняных горшков* | С 42-43 | |
17 | « Тошу обижать не дам!» | С 44-45 | |
18 | Как я кормила синичек и белочек* | С 46-47 | |
19 | Необычная ёлка | С 48-49 | |
20 | Сказка о пирожке* | С 50-52 | |
21 | Одинокий мухомор* | С 53-55 | |
22 | «Мы триста лет этим занимаемся» | С 56-57 | |
23 | Колизей | С 58-59 | |
24 | Памятник дереву | С60--61 | |
25 | Магниты в древности | С62-63 | |
26 | Бабушка огородника * | С 64-65 | |
27 | Санта- Клаусы в разных странах | С 66-67 | |
28 | Пришельцы. Лёгкий и прочный* | С 68-71 | |
29 | У каждого мастера есть свои секреты*. Неуклюжий паучок. | С72-75 | |
30 | Гусеница , которая хотела летать* | С 76-77 | |
31 | Первый микроскоп. Подходящий камень* | С 78-81 | |
32 | Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом - моя крепость» | С 82-85 | |
33 | Кошки , которые полюбили груши*.Бобры и лес* | С 86-89 | |
34 | Ночной урок*. | С 90 | |
35 | Итоги года |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Страницы учебника | Дата |
1 | Резиновый мяч* | С 4-6 | |
2 | Свитера | С 7-9 | |
3 | В большом деле не без убытка* | С 10-11 | |
4 | « Замените меня Васей - он умнее!» | С 12-13 | |
5 | Самоочищающиеся окна | С 14-17 | |
6 | Гонки на верблюдах | С 18-19 | |
7 | Ушная раковина китайского императора | С 20-21 | |
8 | Антиквариат | С 22-23 | |
9 | Поплавать в воздухе | С 24-25 | |
10 | Запах газа | С 26--27 | |
11 | Пуантилизм и пиксель | С 28-29 | |
12 | Большой автомобиль | С 30-31 | |
13 | Ключ и замок | С 32-33 | |
14 | Железная ложка | С 34-35 | |
15 | Яд и лекарство | С 36-37 | |
16 | Трескучие морозы | С 38-39 | |
17 | Чей дом красивее?» | С 40-42 | |
18 | Неожиданный результат* | С 43-46 | |
19 | Обработка камня огнём | С 47-49 | |
20 | Рыцари | С 50-51 | |
21 | Красивый пустоцвет* | С 52-53 | |
22 | Тамплиеры | С 54-55 | |
23 | В космос по канату | С 56-57 | |
24 | Терминатор | С58--59 | |
25 | По воде или по воздуху? | С60-63 | |
26 | Скидки и акции | С 64-65 | |
27 | Удачное плавание* | С 66-68 | |
28 | Паучок, который не знал, что такое осень* | С 69-71 | |
29 | Зима- хлопотунья* | С72-74 | |
30 | Сказка о кролике и сахарных клёнах* | С 75-77 | |
31 | Сказка о космических городах*. Арбузный лимонад* | С 78-81 | |
32 | В большом деле нужны разные люди. Такси - малютка* | С 82-86 | |
33 | Богатый заяц* | С 87-89 | |
34 | Почему на асфальте появляются ямы. | С 90- 93 | |
35 | Итоги года |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учителя:
- Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 1 класс - М.: ВАКО 2018 г
- Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 2 класс
- Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 3 класс
- Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 4 класс
- Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.
И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // - Жиренко О. Е. Методические рекомендации «Смысловое чтение». 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2017
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]/ сост. Е.В. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1[Текст] – М.: Просвещение, 20013.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст] /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
- Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р. Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
- Детские книги
- Экранно - звуковые пособия
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
- Технические средства обучения
- Интерактивная доска
- Компьютер
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru
Для учащихся:
- Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 1 класс - М.: ВАКО 2018 г
- Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 2 класс
- Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 3 класс
- Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 4 класс
Приложение
Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы:
- контроль техники и навыка смыслового чтения;
- проверка читательского кругозора (анкета);
- анкетирование по выявлению мотивации чтения;
- участие в конкурсах по данному предмету.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- улучшение техники и навыка смыслового чтения;
- становление и расширение читательского кругозора;
- повышение мотивации чтения;
- рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету.
Формы педагогического контроля:
Входная диагностика
- таблица сформированности навыка смыслового чтения,
- собеседование
- анкетирование
ПромежуточнаядиагностикаВ течение учебного года используются следующие формы текущего педагогического контроля:
- таблица сформированности навыка смыслового чтения,
- педагогическое наблюдение
- собеседование
- изучение практических и творческих работ,
- защита проектов
Итоговая диагностика
- таблица сформированности навыка смыслового чтения,
- творческий отчет (4 класс)
Использование различных форм диагностики помогает дифференцировать
образовательный процесс.
Формы представления результатов диагностики:
- диаграмма изменений знаний, умений, навыков и воспитанности;
- таблица сформированности навыка смыслового чтения,
- «Мои достижения. Раздел портфолио» (в неё заносятся результаты конкурсов, проекты, активность на занятиях и т.д.);
- запись в журнале, где педагог фиксирует достижения и результаты обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах и т. д.
Для выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы, разработаны следующие параметры ЗУН и критерии их оценки.
Критерии оценки ЗУН:
3 балла - высокий уровень;
2 балла - средний уровень;
1 балл - низкий уровень.
Работа с читательским дневником:
- ежедневный учет прочитанного для учащихся 1-2 классов;
- ежедневный учет прочитанного и периодический анализ для учащихся 3 – 4 классов;
- составление рекомендательного списка литературы для самостоятельного чтения с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся;
- раблюдение и коррекция читательского кругозора учащихся.
Участие в концертах:
- выступление на школьных концертах с номерами художественной самодеятельности по мотивам литературных произведений;
- выступление с номерами художественной самодеятельности
Участие в конкурсах различных уровней:
- ежегодное участие в неделе по предмету «Литературное чтение»;
- участие в конкурсах стихов;
- участие в тематических викторинах и играх;
Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью
следующих видов работы:
- контроль техники и навыка смыслового чтения;
- проверка читательского кругозора (анкета);
- анкетирование по выявлению мотивации чтения;
- участие в конкурсах по данному предмету.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- улучшение техники и навыка чтения;
- становление и расширение читательского кругозора;
- повышение мотивации чтения;
Рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету.
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
№ | Вопросы | ||
1 | Любишь ли ты читать? | да | нет |
2 | Почему ты любишь читать? | -можно многое узнать | -интересно |
3 | Посещаешь ли ты библиотеку? | да | нет |
4 | Что ты любишь читать? | -стихи -сказки | -смешные рассказы -рассказы о животных |
5 | Что любишь больше всего? | -читать сам | - слушать других |
6 | Читают ли в вашей семье вслух книги? | -читают | -не читают |
7 | Как ведут себя родители во время твоего чтения? | -хвалят | -ругают, сердятся |
8 | Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал | могу | не могу |
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
- Что мы узнаем о книге с ее обложки?
- Что мы узнаем о книге с титульного листа?
- Назови писателей - авторов сказок
- Скажи, каких поэтов ты знаешь.
- Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
- О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
- Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
- Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
- Чем отличаются стихи от прозы?
- О чем вы любите читать?
- Что отличает произведения народного творчества и литературы?
- Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
- Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
- выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
- характеризовать книгу в целом;
- сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям. В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
- готовиться к восприятию нового произведения;
- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
- составить рассказ о герое произведения;
- кратко передать события (сюжет);
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
- Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
- Назовите фамилии отечественных поэтов.
- Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
- Какие басни вы знаете?
- Кто из писателей пишет о природе?
- Назовите авторов зарубежной литературы.
- Назовите известные вам жанры произведений.
- Назовите любимые темы чтения.
- тему и жанр просмотренной книги; называть тип
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
- определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
- устанавливать книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
- выборочно);
- ставить перед собой цель чтения книги.
- давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки ,колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
- Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
- Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей:Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы:выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую- то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Диагностика сформированности навыка смыслового чтения в начальной школе
Фамилия, имя | 1класс | 2класс | 3класс | 4 класс |
Планировать работу | ||||
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы | ||||
Работа со словарем, энциклопедией | ||||
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема) | ||||
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | ||||
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала | ||||
Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества - осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Список художественной литературы, рекомендованной для чтения с учащимися
3 класса
Тема 1. Сказочные друзья
- ДиКамилло К. "Удивительное путешествие кролика Эдварда".
- Кинг-Смит Д. "Леди Дейзи".
- Линдгрен А. "Мио, мой Мио!"
- Виткович В, Ягфельд Г. "Сказка среди бела дня".
- Седов С. "Сказки «Детского мира».
- Уильямс М. "Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими".
Тема 2. Животные и люди
Собаки:
- ДиКамилло К. "Спасибо, Уинн-Дикси"
- Моуэт Ф. "Собака, которая не хотела быть просто собакой"
- Саундерс М. "Красавец Джой: История собаки, рассказанная ею самой"
Кошки:
- Гэллико П. "Томасина"
Лошади:
- Алмазов Б. "Самый красивый конь"
- Кравченко А. "Здравствуй, лошадь!"
- Сьюэлл А. "Чёрный Красавчик"
Поросята:
- Кинг-Смит Д. "Поросёнок Бейб", "Туз Треф", "Шпунтик Собачья Лапа"
- Уайт Э. "Паутинка Шарлотты"
Экзотические животные:
- Кирога О. "Сказки сельвы: Сказки о животных"
Тема 3. Наша семья
- Парр М. "Вафельное сердце"
- Ферра-Микура В. "Двенадцать человек – не дюжина"
- Лобе М. Бабушка на яблоне.
- Бёрдселл Дж. "Пендервики. Летняя история про четырёх сестёр, двух кроликов и одного мальчика, с которым было не скучно"
- Сабитова Д. "Сказки про Марту" (для совместного чтения).
- Малышев И. А. "Там, откуда облака"
- Касс К. "Истории про Петру"
Тема 4. Ко Дню Победы
- Нёстлингер К. "Лети, лети майский жук!"
- Детские рассказы о войне Льва Кассиля.
Список художественной литературы, рекомендованной для чтения с учащимися
4 класса
- Былины Новгородского цикла: «Садко»
- Русские народные и бытовые сказки: «Морской царь и Василиса премудрая», «Семь Симеонов», «Каша из топора», «Марья Моревна», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Солдат и смерть»
- Классики русской литературы:
- М. Лермонтов «Бородино»
- А. Чехов «Каштанка»
- Л. Чарская «Сибирочка», «Записки гимназистки»
- А. Андреев «Петька на даче»
- Саша Черный «Дневник Фокса Микки»
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»;
- Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести:
- А. Пушкин. Сказки.
- С. Аксаков «Аленький цветочек»
- С. Козлов «Сказки»
- П. Бажов «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка»
- Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик»
- А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Классическая советская литература:
- Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»
- В. Катаев «Сын полка»
- Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
- С. Прокофьева «Пока бьют часы»
- К. Паустовский «Мещерская сторона»
- Е. Ильина «Четвертая высота»
- В. Железников «Чудак из 6 «Б», «Чучело»
- В.Крапивин "Оруженосец Кашка"
- Р.Фраерман "Дикая собака Динго или Повесть о первой любви"
- А.Гайдар "Тимур и его команда"
- А.Рыбаков "Кортик", "Бронзовая птица"
- Э.Сетон-Томпсон "Рассказы о животных"
- Ю.Олеша "Три толстяка"
- С.Алексеев "Богатырские фамилии", рассказы.
Фольклор
1. Былины: "Садко", "Исцеление Ильи Муромца", "Илья Муромец и Соловей - Разбойник".
Литературная сказка
1. А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители".
2. П. Бажов. "Уральские сказы".
3. Е. Шварц. "Сказка о потерянном времени", "Два клена" (пьеса).
4. В. Одоевский. "Городок в табакерке"
О детях и для детей.
1. А. Гайдар. "Тимур и его команда", "Дальние страны".
О природе и животных.
1. Э. Сетон-Томпсон. "Чинк".
Русская классика. Проза.
1. А.П. Чехов. "Каштанка", "Мальчики".
2. А. Куприн. "Белый пудель", "Барбос и Жулька".
3. Д. Григорович. "Гуттаперчевый мальчик".
В. Короленко. "Слепой музыкант"
Басни. Лирика. Поэмы.
1. Н. Некрасов. "Дед Мазай и зайцы".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения
Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.
технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг. Город Бор Нижегородская область....