Урок смыслового чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок смыслового чтения по теме "Хлеб - всему голова" разработан с использованием технологии Способа диалектического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок смыслового чтения "Хлеб - всему голова" | 34.17 КБ |
Презентация к уроку "Хлеб - всему голова" | 246.56 КБ |
Задания к тексту "Хлеб - всему голова" | 17.86 КБ |
Текст | 122.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Смысловое чтение. 3 класс
Учитель: Орешкова Наталья Владимировна
Тема урока: Хлеб – всему голова
В классе - 6 человек.
Заявка на оценку: «5» - 16 баллов и более
«4» - 12 – 15 баллов
«3» - 9 – 11 баллов.
Цель урока: Почему хлеб- всему голова?
Задачи урока (в том числе метапредметные результаты):
образовательные (формирование познавательных УУД):
Поиск информации и понимание прочитанного:
- передавать содержание произведения, опираясь не только на имеющуюся в тексте информацию, но и жанр произведения;
- находить в тексте информацию, отражающую особенности исторической эпохи, изображенной в произведении.
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста:
- объяснять смысл названия произведения;
- формулировать главную мысль автора посредством определения темы;
- комментировать найденные в тексте высказывания героев.
Преобразование и интерпретация информации:
- объяснять соотношения содержания произведения и его названия.
Анализ и оценка прочитанного:
- выражать свои чувства, возникшие в процессе чтения или анализа произведения, в виде оценочных суждений.
Использование информации из текста для различных целей:
- рекомендовать произведение кому-либо для прочтения, используя аргументы, соответствующие цели рекомендации.
развивающие (формирование регулятивных УУД)
–определять цель деятельности на уроке;
– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия;
– осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД)
– слушать и понимать других.
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
– оформлять свои мысли в устной форме;
– договариваться о правилах общения и поведения;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи;
– определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
– ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1 (1 балл) Прочитайте заголовок текста. Предположите, о чём может пойти речь в этом произведении. _______________________
Задание 2 (1 балл) «Господин всему в моей торбе лежит» Запишите, что лежит в торбе у мужика: _____________
Задание 3 (1 балл) Запишите, к какому жанру относится данное произведение?________
Задание (1 балл) Найдите и подчеркните в тексте информацию, отражающую особенность исторической эпохи, изображенной в произведении.
Кусок, ломоть хлеба , отрезанный или отломанный от целого Примитивное сельско-хозяйственное орудие для вспашки земли Небольшой мешок, сума, сумка Мешок, сума, носимые на плече, через плечо Соха Торба Горбушка Краюха Кошель Задание 4 (2 балла – всё верно, 1 балл, если допущены 1-2 ошибки) Соотнеси слова с их определением.
Кусок, ломоть хлеба , отрезанный или отломанный от целого Примитивное сельско-хозяйственное орудие для вспашки земли Небольшой мешок, сума, сумка Мешок, сума, носимые на плече, через плечо Соха Торба Горбушка Краюха Кошель
Задание 5 (1 балл) Пашню пашут – руками не машут! Найдите неверное значение пословицы. Отметьте крестиком. Если уж взялся пахать пашню, то паши, нечего при этом размахивать руками или болтать языком. Когда пашут, рукой пот со лба вытирают. Если человек хочет сделать какое-то дело, и сделать его максимально быстро и качественно, то ему следует сосредоточиться на выполнении этого дела, а не отвлекаться по пустякам. Значит работать, а не трепаться.
Задание 2 балла – всё верно, 1 балл, если допущены 1-2 ошибки) Внимательно перечитайте текст и найдите слова глаголы, которые показывают, как меняются действия купца, когда он видит, как мужик «горбушкой ржаной закусывает» . Подчеркните эти слова в тексте.
Задание 6. (2 балла – всё верно, 1 балл - допущена 1 ошибка) Высказывание Верно «+» Неверно «-» Приехал мужик на пашню соху налаживать От голода купец стал жевать прошлогоднюю листву Мужик за краюху просил полный кошель денег Мужик тянул соху, а купец на него покрикивал
Предварительный просмотр:
Лист заданий к тексту «Хлеб – всему голова»
учени__ _ класса ______________________________________
Заявка на оценку: «5» - 19 баллов и более;
«4» - 15 – 18 баллов;
«3» - 11 – 14 баллов.
Запланированная оценка:____________
Задание 1 (1 балл).
Прочитайте заголовок текста. Предположите, о чём может пойти речь в этом произведении.
__________________________________________________________________
Задание 2 (1 балл).
Запишите, что лежит в торбе у мужика: ____________________
«Господин всему в моей торбе лежит»
Задание 3 (1 балл).
Запишите, к какому жанру относится данное произведение?__________
Задание 4 (2 балла – всё верно, 1 балл, если допущены 1-2 ошибки)
Соотнеси слова с их определением.
Соха
Торба
Горбушка
Краюха
Кошель
Задание 5 (1 балл)
Пашню пашут – руками не машут!
Найдите неверное значение пословицы. Отметьте крестиком
Если уж взялся пахать пашню, то паши, нечего при этом размахивать руками или болтать языком.
Когда пашут, рукой пот со лба вытирают.
Если человек хочет сделать какое-то дело, и сделать его максимально быстро и качественно, то ему следует сосредоточиться на выполнении этого дела, а не отвлекаться по пустякам.
Значит работать, а не трепаться.
Задание 6. (2 балла – всё верно, 1 балл допущена 1 ошибка)
Установите правильность высказываний
Высказывание | Верно «+» Неверно «-» |
Приехал мужик на пашню соху налаживать | |
От голода купец стал жевать прошлогоднюю листву | |
Мужик за краюху просил полный кошель денег | |
Мужик тянул соху, а купец на него покрикивал |
Заработанные баллы + дополнительные баллы =
Полученная оценка
Домашняя работа. Придумать продолжение истории.
Предварительный просмотр:
Хлеб – всему голова
Стародавняя быль
Вот какая история случилась раз. Давно случилась, когда на Руси ещё богачи хозяйничали.
Приехал мужик на пашню, стал соху налаживать, вдруг – беда: волки лошадь задрали. Загоревал мужик: как теперь полоску вспашешь? А тут – новая беда: река вышла из берегов, все дороги затопила.
Мужику теперь и в деревню не вернуться. Что делать?
Глядь, по тропинке купец шагает, поперёк себя толще. Спрашивает купчина:
– Не знаешь ли, как в город попасть?
Мужик говорит:
– Подожди малость. Спадёт вода, тогда и ступай.
Купец рассердился:
– Ещё чего! Пусть другие ждут. А мне ждать не положено.
– Это почему тебе ждать не положено? – интересуется мужик.
– Потому что у меня денег полны карманы. А у кого деньги, тот и господин всему.
– Вот и нет! – говорит мужик. – Господин всему в моей торбе лежит.
1
Посмотрел купец на торбу мужикову заплатанную, только рукой махнул. Дескать, с дураком толковать – время терять. И пошёл прочь, дорогу в город искать. Ходит купец день, второй, нет дорог, кругом вода! На третий день голод на него навалился. Ох, как навалился! А вокруг – ни гриба, ни ягоды, весна на дворе.
Ещё день минул, купец уже траву прошлогоднюю жуёт. Тут вспомнил он про мужика: вдруг у него хлеб с собой есть.
Вернулся купец на пашню, а мужик, и верно, сидит на пеньке, горбушкой ржаной закусывает.
Увидел купец краюху – сам не свой стал! Засеменил, засуетился, кошель с деньгами мужику суёт:
– Дай хлеба за кошель!
– За деньги не дам, – говорит мужик. Взмолился купец:
– Неужели мне с голоду помирать?
Мужик ему:
– Зачем помирать? Хлебом с тобою поделюсь. Только помоги полоску вспахать.
Купчина от таких слов прямо кровью налился, задрожал аж:
– Где ты видел, хамово племя, чтобы купец на мужика работал?
– Не хочешь – не надо, – говорит мужик. – Ступай себе со своим золотом.
2
Смекнул тут купец: золотом не наешься, пропадёшь без мужикова хлеба. Спрашивает:
– Какая тебе работа нужна?
Объясняет мужик:
– Время пахать, а лошадь мою волки задрали. Впрягайся в соху. Помоги!
Нечего делать, пришлось купцу в соху впрягаться.
– Трогай! – командует мужик.
Потянул купец соху, еле с места стронул. А мужик покрикивает. – Но! Но! Пахать – не торговать! Шевелись!
Тянет купчина соху, рукавом пот со лба вытирает. А мужик своё:
– Но! Но! Пашню пашут – руками не машут! Тяни бойчее!
Нисон Александрович Ходза,
детский писатель и переводчик
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку смыслового чтения "В школе С.А. Рачинского"
•«Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для все...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения
Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.
технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг. Город Бор Нижегородская область....
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...