Разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева. "Хорошее", 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта и сценарий урока. Использован прием обучения школьников эффективному чтению Г.И. Королевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_oseeva_horoshee_2_klass.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературного чтения во 2 классе,
программа «Школа России».
Дата проведения урока:
Учитель:
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК | |
Тема | Секреты Текста Текстовича: Рассказ1й В.А. Осеевой «Хорошее». |
Цели деятельности учителя | Ознакомление с рассказом В.А. Осеевой «Хорошее», обучение краткому пересказу на основе анализа текста и составления его схемы с помощью опорных слов и выделения смысловой доминанты, формирование умений выделять главную мысль произведения. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: Формировать -базовые ценностные ориентиры: забота о семье, ответственность за поступки, доброе отношение к окружающим; умение оценивать себя с позиции «я – хороший человек»; - умение проводить рефлексию своей деятельности на основе предложенных критериев. - использовать приобретенные навыки учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; Метапредметные: - регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему и цель урока (с помощью учителя); проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение; работать по предложенному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - коммуникативные УУД: ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения, работать с различными источниками информации, совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им, распределять и выполнять различные роли в группе. . - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять знаково-символические действия, |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК | |
Задачи урока: | Образовательные: уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; совершенствовать навык анализа текста, краткого пересказа на основе составленной схемы текста. Способствовать развитию: читательского и познавательного интереса, речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать: нравственные качества личности ребёнка: чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к окружающим. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Учебно – методический комплекс | Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, 2 часть – М.: Просвещение, 2015-2018 г.г. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК | |
Основные понятия | Опорные слова, схема текста, главная мысль текста, краткий пересказ, базовые ценности: семья, забота, добро, ответственность. |
Организация пространства (форма, методы) | Фронтальная работа, работа в группах. |
Межпредметные связи | Математика, окружающий мир. |
Действия обучающихся | Формулируют тему и цель урока (под руководством учителя). Прослушивают текст, воспроизводимый учителем. Ведут учебный диалог. Высказывают предположения. Знакомятся с определением понятия «опорные слова». Называют героев произведения. Работают над составлением схемы текста под руководством учителя и в группах. Представляют результаты работы в группах. Анализируют пословицу. Определяют главную мысль произведения. Проводят рефлексию деятельности. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | Представление результата работы в группах. Рефлексия «Ладошки». |
Образовательные ресурсы | Презентация к уроку |
Оборудование | Мультимедиапроектор, сенсорный крест, стикеры, демонстрационные таблицы, магнитные части схемы, наборы опорных слов в конвертах, инструкции для работы в группах, Карточки с фрагментами учебного текста, комплект «ладошек» для рефлексии, клеящие карандаши, |
Домашнее задание | С помощью схемы подготовить краткий пересказ рассказа В.А. Осеевой «Хорошее». |
Сценарий урока
Тема: Секреты Текста Текстовича: Работа над рассказом В.А. Осеевой «Хорошее».
- Самоопределение к деятельности.
СЛАЙД 1
- Добрый день! Сегодня утром я проснулась в очень хорошем настроении. А все потому, что знала, что меня ждет встреча с хорошими людьми – с вами. Я уверена, что у нас с вами пройдет хороший урок, на котором вы получите хорошие знания.
- Мы с вами практически незнакомы, поэтому я хочу представиться. Меня зовут Светлана Владимировна. Я – веселый человек.
Вывешиваю на доску стикер с информацией.
- А теперь ваша очередь. Перед вами лежат такие же стикеры. Прошу на них записать ваши имена и написать о себе что-нибудь хорошее, то есть какой вы человек. Если вы испытываете затруднения, подбирая слова для своей характеристики, можете воспользоваться подсказкой на слайде.
СЛАЙД 2 с примерами имен прилагательных.
Теперь прикрепите ваши стикеры к доске и представьтесь.
II. Постановка учебной задачи.
- Взгляните, у нас получилась определенная схема нашего класса. С ее помощью можно коротко рассказать, сколько человек в классе, как нас всех зовут, каким каждый из вас видит себя.
- А знаете ли вы, что с помощью похожей схемы можно очень кратко и быстро передать содержание любого литературного текста? Я этому научу вас на уроке.
- Я приехала к вам не просто так. Мне поручил это сделать один очень необычный персонаж. Его зовут Текст Текстович. (На доске – имя персонажа «волна»). К сожалению, он не может лично присутствовать на уроке, но выходит с нами на связь по скайпу.
СЛАЙД 3 – «СКАЙП»
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я – Текст Текстович. Почему у меня такое необычное имя? Все просто: я коллекционирую, то есть собираю, читаю и анализирую литературные тексты, а потом самые лучшие из них дарю людям.
Текстов у меня очень много – миллиарды. Вы спросите меня, как я один успеваю с ними поработать? Для этого у меня есть разные секретные приемы. О некоторых моих секретах вы узнаете на уроке. Вам в этом поможет Светлана Владимировна.
Я выслал Светлане Владимировне на электронную почту файл с моим секретным заданием на урок. Прошу его выполнить и рассказать о своей работе в ответном письме.
Желаю творческих успехов!
- Справимся с поручением? Тогда за работу! Зайдем в мою электронную почту и выясним, какое задание Текст Текстович прислал для вас.
СЛАЙД 4 – «ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА»
Для вас у меня есть три секрета, которые вам нужно раскрыть.
Дальнейшие инструкции содержатся в прикреплённом файле.
III. Тема урока и целеполагание.
СЛАЙД 5 - ТЕМА УРОКА
- Для того, чтобы узнать тему урока, вам необходимо узнать первый секрет Текста Текстовича. Для этого нужно разгадать зашифрованный файл, который он нам прислал.
-Выполните математические действия и узнаете фамилию автора.
Фамилия автора: ОСА – А + Е + ЕВА = ? Осеева
-Переставьте слоги местами, чтобы получилось слово – название рассказа.
Название произведения: РОХОШЕЕ.
СЛАЙД 6 – ТЕМА.
Валентина Александровна Осеева
«Хорошее».
СЛАЙД 7 – ЦЕЛЬ урока
- Определим цель урока.
Соберите вместе части предложения и определите цель урока.
Прочитать и проанализировать рассказ, составить его схему, с ее помощью кратко пересказать текст.
- Прочитаем вместе.
СЛАЙД 8 – тема урока и его цель.
IV. Изучение нового материала
1) Предположение о тексте.
- Как называется рассказ? Попробуйте по названию рассказа предположить, о чем он.
(Предположения учащихся).
- Прочитаем произведение и узнаем, подтвердятся ли ваши предположения.
2) Первичное чтение рассказа (учитель) – чтение с остановками.
- Я прочитаю рассказ, а вы следите и по ходу чтения ответите на мои вопросы.
Чтение с остановками.
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
1 остановка
-Предположите, что будет дальше?
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
- Чьё предположение оправдалось?
Как вы думаете, что будет дальше?
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
2 остановка
-Предположите, что будет дальше?
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
Оправдались ли ваши предположения?
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
3 остановка
-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
4 остановка
-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
5 остановка
-Как вы думаете, что ответила мама Юре?
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
3) Проверка первичного восприятия.
- Подтвердились ли наши предположения?
- Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)
- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)
- Что бы вы посоветовали Юре?
ФИЗМИНУТКА
-А вы совершаете хорошие поступки? Давайте это проверим: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так и при этом хлопаете в ладоши.
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать?
-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?
-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?
-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?
-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет?
-Да! Да! Да!
4) Определение опорных слов.
- Пора узнать второй секрет Текста Текстовича: узнать, что такое опорные слова и научиться находить их в тексте. Прочитайте текст на слайде
СЛАЙД 9 – ОПОРНЫЕ СЛОВА
Главные слова в тексте называются ОПОРНЫМИ.
ОПОРНЫМИ словами являются ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ текста, их ДЕЙСТВИЯ (что с ними происходит) и их отличительные ПРИЗНАКИ.
- Какие слова называются опорными?
- Какие слова в тексте являются опорными?
(На доску помещаю таблички со словами ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ, ДЕЙСТВИЯ, отличительные ПРИЗНАКИ).
5) Анализ текста и заполнение схемы.
-А теперь откройте учебники на с. 93. Перед вами текст рассказа, с которым вы будете работать.
РАБОТА С СЕНСОРНЫМ КРЕСТОМ.
-Ребята, на сенсорный крест я повесила карточки с именами всех героев рассказа. Но всех ли? Проверьте, пожалуйста. (Пропущено слово «сестренка»).
-Исправим недочет.
- Мы назвали героев. Теперь приступим к заполнению схемы. Кто главный герой рассказа? (Юра)
- Он в рассказе появляется первым. Часть схемы о Юре заполним вместе.
Обратимся к учебнику. На с. 93 прочитайте отрывок до слов «Что, если б…» и назовите действия Юры. (Проснулся, думает).
А что Юра отвечает тем, кто к нему обращается? (Не мешай)
(Слова помещаются на схему).
6) Работа в группах (самостоятельная работа).
-Далее работу над текстом продолжите, действуя в группах. Рассаживаемся группами по 3 человека. Каждая группа получает часть схемы, которую нужно заполнить, внеся информацию о предложенном герое. Также перед вами лежат папки с необходимыми материалами для работы. В каждой папке лежит карточка с инструкцией для работы, необходимые материалы.
По окончании работы группа должна представить свою часть схемы и краткий пересказ своего фрагмента произведения.
Инструкция 1.
- Достаньте из папки часть схемы, карточку с текстом, конверт с опорными словами и клеящий карандаш.
- Продолжите читать текст и найдите предложение, в котором Юра думает про сестренку. О чем он мечтает?
- О чем сестренка его попросила?
- Как отреагировала сестренка на ответ Юры?
- Наклейте опорные слова на схему.
- Посоветуйтесь в группе и совместно решите, кто кратко перескажет часть рассказа.
- Поместите часть схемы на доску.
Инструкция 2.
- Достаньте из папки часть схемы, карточку с текстом, конверт с опорными словами и клеящий карандаш.
- Продолжите читать текст и найдите предложение, в котором Юра думает про няню. О чем он мечтает?
- О чем няня его попросила?
- Как отреагировала няня на ответ Юры?
- Наклейте опорные слова на схему.
- Посоветуйтесь в группе и совместно решите, кто кратко перескажет часть рассказа.
- Поместите часть схемы на доску.
Инструкция 3.
- Достаньте из папки часть схемы, карточку с текстом, конверт с опорными словами и клеящий карандаш.
- Продолжите читать текст и найдите предложение, в котором Юра думает про Трезора. О чем он мечтает?
- О чем Трезор его попросил?
- Как отреагировал Трезор на ответ Юры?
- Наклейте опорные слова на схему.
- Посоветуйтесь в группе и совместно решите, кто кратко перескажет часть рассказа.
- Поместите часть схемы на доску.
Инструкция 4.
- Достаньте из папки часть схемы, карточку с текстом, конверт с опорными словами и клеящий карандаш.
- Продолжите читать текст и найдите предложение, в котором говорится, к кому обратился Юра за советом
- С каким вопросом Юра обратился к маме?
- Что мама ответила? Каким одним словом можно заменить слова мамы?
- Наклейте опорные слова на схему.
- Посоветуйтесь в группе и совместно решите, кто кратко перескажет часть рассказа.
- Поместите часть схемы на доску.
На схеме появляются записи:
Сестренка: «если б тонула», погуляй, обиделась, отошла
Няня: напали б волки., убери посуду. покачала головой.
Трезор – упал бы в колодец, попить, полез в кусты.
Мама: погладила по голове, посоветовала.
7.Представление группами результатов работы, рассаживаются по местам.
- Мы узнали второй секрет Текста Текстовича и с его помощью смогли кратко пересказать текст.
СЛАЙД 10 – ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ
8. Определение главной мысли произведения: работа с пословицами.
- А теперь узнаем третий секрет Текста Текстовича. Каждое литературное произведение несет в себе определенную идею или главную мысль. Узнаем ее.
- О чем мечтал Юра?
- А как он поступал?
- Чему учит этот текст?
-На слайде - три пословицы. Подумайте и выберите ту, которая наиболее точно отражает главную мысль рассказа.
1. Как аукнется, так и откликнется.
2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
3. Не мил свет, когда друга нет.
Табличка с пословицей помещается на схему («мешочек») на доске.
-А кто попытается самостоятельно пересказать весь рассказ?
Пересказ учащимся (по желанию).
СЛАЙД 11 – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
V. Домашнее задание.
- Ребята, дома я тоже работала с этим рассказом и составила свою схему. Эту схему я распечатала на листах бумаги. Они находятся на ваших столах. Положите их перед собой.
А сейчас послушайте задание на дом. С помощью схемы подготовьте краткий пересказ рассказа «Хорошее» и на следующем уроке за него получите только хорошие оценки.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Как вы считаете, справились мы с заданием Текста Текстовича?
- Какие секреты вы раскрыли в течение урока? Вставьте пропущенные слова и прочитайте предложения.
СЛАЙД 12 – итог урока
1. Узнали имя автора и … рассказа.
2. Узнали определение и нашли в рассказе ….. слова.
3. С помощью пословицы назвали ….. …. предложения.
Слова для справок: главную мысль, название, опорные.
- Я предлагаю сообщить Тексту Текстовичу о том, что все его задания выполнены. Но сначала определите, все ли у вас получалось на уроке.
-Для каждого из вас я приготовила ладошки 3 цветов. Они лежат в конвертах. Положите их перед собой. У каждой ладошки – свое значение.
СЛАЙД 13 – РЕФЛЕКСИЯ
Красная ладошка обозначает, что вам было трудно на уроке и секрет вы не раскрыли.
Желтая ладошка – было не совсем легко, но вы справились с заданием.
Зеленая ладошка – вы раскрыли секреты Текста Текстовича и сможете кратко пересказать рассказ.
- Если вы определились и выбрали ладошку, прошу взять ее в руки и выйти к доске. Сейчас я сделаю фото и отправлю его на электронную почту Тексту Текстовичу в качестве нашего ответа на его задание.
VII. Оценка деятельности детей на уроке.
СЛАЙД 14 – пословица.
- Всегда помните: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе (УМК "Школа России") по теме: "Поэтическое изображение осенних листьев в творчестве русских поэтов"
В данном материале представлен интегрированный урок литературного чтения (Литература, ИЗО, природоведение)...
разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"
Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....
Разработка урока литературного чтения для 2 класса на тему "Сказки народов России. Татарская сказка "Три сестры"
Урок к УМК под редакцией Виноградовой Н. Ф., автор программы - Л.А.Ефросинина. Урок разработан в соответствиис концепцией технологии развития критического мышления....
Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" для 4 класса
Тема урока: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»Цели урока: продолжить знакомить детей с творчеством К. Г. Паустовского;развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;развивать ...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе (УМК «Школа России»)
Тема урока: К.И.Чуковский «Телефон». Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России"
А.П.Чехов "Мальчики"...
Разработка урока литературного чтения для 2 класса УМК "Школа России" на тему "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."
Урок литературного чтения для 2 класса на тему "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."...