Совершенствование навыков чтения и развитие речи младших школьников
статья

Хамаева Ольга Анатольевна

«Для того чтобы научиться читать, — надо читать» Т.С. Резниченко .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_doklad.docx123.49 КБ
Файл prez._hamaevoi_o.a.doklad.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования «Совершенствование навыков чтения  и развитие речи младших школьников.

«Для того чтобы научиться читать, — надо читать» Т.С. Резниченко .

  Актуальность темы

     

        Научить ребенка с ОВЗ правильному, осознанному чтению - одна из главных задач обучения .

        И эта задача чрезвычайно актуальна, т.к.чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

       Чтение – это окно, через которое дети видят и познают мир и самого себя.

        Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый обучающимися при изучении всех учебных предметов.

Цель: Совершенствование навыка чтения младших школьников.

  • Задачи:
  •  Совершенствование навыка чтения
  • Формирование читательских умений по работе с текстом
  • Формирование первоначальных литературных знаний
  • Нравственное и эстетическое воспитание
  • Развитие речи, мышления, воображения детей

       Обучить детей с ДЦП технике чтения – задача не из легких, но ещё труднее привить интерес к чтению. Необходимо организовать работу так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся  личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, должен хорошо познать окружающую его действительность, стремиться узнать о ней как можно больше и лучше. Ведь социальная адаптация предполагает наличие способности активного приспособления личности к меняющимся социальным условиям. Эта способность развивается по мере ознакомления с окружающим миром и включает умение объективно оценивать обстановку и приводить свое поведение в соответствие с условиями окружающей среды.  В этом ему может помочь  книга. Но путь к книге у ребенка с ОВЗ непрост. Поэтому такое большое место в учебном процессе  отводится обучению чтению, привитию навыка читательского интереса  на уроках  чтения и развития речи, внеклассного чтения, а также в  сотрудничестве  с родителями учащихся.

Психолого-педагогическая характеристика учащейся

        

Семёнова Саша обучается по адаптированной программе 6.2. имеет

инвалидность, ДЦП. Программный материал усваивает с трудом.

Девочка быстро утомляется, работоспособность низкая, внимание

неустойчивое. Продуктивность и целенаправленность работы

небольшая, после чего начинают  проявляться симптомы

утомляемости, отвлечения.

Объем памяти невелик, требуется смена деятельности и отдыха.

Самоконтроль низкий. При выполнении задания требуется

постоянная   помощь учителя. Во 2 классе в начале первой четверти читала 8 слов в минуту.

  • Использование современных образовательных технологий 
  • Технология развивающего обучения
  •   Здоровьесберегающая технология
  •   Личностно-ориентированная технология
  •   Информационно- коммуникативная технология

Методы и приемы

1. Дыхательная гимнастика

  2. Артикуляционная гимнастика

      а) слова трудные для произношения;

      б) скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки

  3. Словарная работа

  4. Интонационная разминка

      а) развивать и придавать своему голосу разную интонацию;

      б) чтение громко, шепотом, про себя

   5. Многократное чтение одного предложения

      а) медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слов;

      б) повторное чтение без учителя;

      в) предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения каждом значимом слове

   6. Чтение по ролям

   7. Работа с деформированным текстом

   8. Проверка осознанности чтения

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з.
Пусть летит!

(вставить слайд)

2. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу)

3. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО
ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ

4.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Также можно использовать упражнение «Словесная лесенка»

ма

мал

мала

марка

маркиз

5.«Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.

6. Чтение скороговорок. Можно разнообразить это упражнение ( дети читают скороговорку в соответствии с заданием)

        

7. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

8. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с
той же интонацией.

Таким образом, систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У детей  появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.
Поэтому поэтому нужно  продолжать работу по формированию навыка чтения и усвоению содержания, совершенствованию познавательных и общедидактических умений и навыков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ «Республиканский центр образования» Статья учителя начальных классов Хамаевой О.А. по теме : « Совершенствование навыков чтения у младших школьников с ОВЗ»

Слайд 2

« Для того чтобы научиться читать , - надо читать » . Т.С. Резниченко . Научить ребенка с ОВЗ правильному, осознанному чтению - одна из главных задач обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, т.к. чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окно, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый обучающимися при изучении всех учебных предметов. Актуальность темы:

Слайд 3

Совершенствование навыка чтения младших школьников. Цель:

Слайд 4

Совершенствование навыка чтения Формирование читательских умений по работе с текстом Формирование первоначальных литературных знаний Нравственное и эстетическое воспитание Развитие речи, мышления, воображения детей Задачи:

Слайд 5

Обучить детей с ДЦП технике чтения – задача не из легких, но ещё труднее привить интерес к чтению. Необходимо организовать работу так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, должен хорошо познать окружающую его действительность, стремиться узнать о ней как можно больше и лучше. Ведь социальная адаптация предполагает наличие способности активного приспособления личности к меняющимся социальным условиям. Эта способность развивается по мере ознакомления с окружающим миром и включает умение объективно оценивать обстановку и приводить свое поведение в соответствие с условиями окружающей среды. В этом ему может помочь книга. Но путь к книге у ребенка с ОВЗ непрост. Поэтому такое большое место в учебном процессе отводится обучению чтению, привитию навыка читательского интереса на уроках чтения и развития речи, внеклассного чтения, а также в сотрудничестве с родителями учащихся.

Слайд 6

Технология развивающего обучения Здоровьесберегающая технология Личностно-ориентированная технология Информационно- коммуникативная технология Использование современных образовательных технологий

Слайд 7

1. Дыхательная гимнастика 2. Артикуляционная гимнастика а) слова трудные для произношения; б) скороговорки, чистоговорки , пословицы, поговорки 3. Словарная работа 4. Интонационная разминка а) развивать и придавать своему голосу разную интонацию; б) чтение громко, шепотом, про себя 5. Многократное чтение одного предложения а) медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слов; б) повторное чтение без учителя; в) предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения каждом значимом слове. Методы и приемы

Слайд 8

Упражнения, направленные на развитие навыка чтения

Слайд 9

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. 1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям. 2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н. 3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р. 4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с. 5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи. 6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу! 7) Летела муха около уха: ж-ж-ж. Летела оса около носа: с-с-с. Летел комар и звенел: з-з-з. Сел на лоб, мы его хлоп – И поймали: з-з-з. Пусть летит! 1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

Слайд 11

по одному слову, предложению, абзацу 2. Чтение «цепочкой»

Слайд 12

Читаем быстро, смотрим внимательно: ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ 3. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»

Слайд 13

На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Также можно использовать упражнение «Словесная лесенка» ма мал мала марка маркиз 4. Динамическое чтение

Слайд 14

Чтение через слово, через два слова, через три слова. 5. «Прыжки

Слайд 15

6. Чтение скороговорок

Слайд 16

демократия, экскаватор, эскалатор. 7. Чтение труднопроизносимых слов

Слайд 17

Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией. 8. «Эхо»

Слайд 18

9.Чтение текстов с рисунками

Слайд 19

С.Игнатьева «Сам себе читаю»

Слайд 20

Таким образом, систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, приносит положительные результаты. У ребенка появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Поэтому нужно продолжать работу по формированию навыка чтения и усвоению содержания, совершенствованию познавательных и общедидактических умений и навыков. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Совершенствование навыков техники чтения у младших школьников.

Приёмы работы по совершенствованию навыков техники чтения....

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...

Совершенствование навыков техники чтения у младших школьников.

Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использует нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения....

Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи

Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...