СТАТЬЯ: ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ
статья по чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_protsess_chteniya.docx | 46.62 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ: ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ
Специалист І категории Ромашова Л. М.
«Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать». Д. Дидро
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. К.Д. Ушинский
Приемы осмысление текста: 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание) ( предтекстовый этап) 2. Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, постановка вопроса – предположения ( «Ромашка Блума», « Кубик Блума» « Тонкие и толстые вопросы» 3. Реципация ( мысленное возвращение к прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли). (« Мировое кафе», « Инсерт») 4. Составление плана 5. Составление граф – схемы. (« Кластер», « Ментальная карта», « Интеллект карта» и др.) 6. Прием тезирования . Тезирование – формулирование основных положений и выводов текста . ( «Синквейн») 7. Прием комментирования 8. Логическое запоминание ( « Логическая схема», « Ключевые слова» 7 9. Реферативный пересказ 10. Аннотирование 11 Составление рефератов, докладов по нескольким источникам.
Таким образом, смысловое чтение текста – это:
∙ поиск информации в тексте и понимание прочитанного;
∙ интерпретация прочитанного текста;
∙ оценка информации, заключенной в тексте.
Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходят с опытом.
ФОРМУЛА:
П=Т+И
где П – произведение
Т – тема (т.е. о чем) И – идея (т.е. зачем? для чего?)
Тема – предмет повествования.
Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-нибудь произведения.
Виды работ с текстом в начальной школе:
∙ Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.
∙ Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.
∙ Внимательно прочитать текст.
∙ Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)
∙ Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.
∙ Повторно прочитать текст и решить, точно ли составленный план отражает основное содержание текста.
∙ Восстановить деформированный текст, части текста.
∙ Распределить заголовки согласно содержанию текста.
∙ Ответить на вопросы, охватывающие не все содержание текста
∙ Инсценирование текста или отрывка.
∙ Выборочное чтение (с определенным заданием).
∙ Чтение в лицах.
∙ «Жужжащее чтение».
∙ Чтение цепочкой по предложению.
∙ Чтение цепочкой по абзацу.
∙ Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
∙ Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
∙ Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
∙ Нахождение и чтение образных слов и описаний.
∙ Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
∙ Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
∙ Кто быстрее в тексте найдет слово на определѐнное правило.
∙ Нахождение самого длинного слова в тексте.
∙ Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
∙ Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
∙ Чтение с пометками непонятных слов.
∙ Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)
Алгоритм составления плана:
1) Раздели текст на законченные по смыслу части.
2) Определи основную мысль каждой части.
3) Озаглавь каждую часть текста.
И может быть таким (более развернутый вариант):
Алгоритм составления плана:
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
5. Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Виды планов:
Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)
Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)
Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)
Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)
Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)
Требования к формулировке пунктов плана:
В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чем и что говорится в каждой части рассказа.
Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
Пункты плана должны быть краткими, четкими.
Процесс чтения состоит из трёх фаз.
Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья - это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Таким образом, смысловое чтение – это:
∙ умение осмысливать цели чтения;
∙ умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
∙ умение извлекать необходимую информацию из прочитанных или прослушанных текстов различных жанров;
∙ умение определять основную и второстепенную информацию;
∙ умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
∙ умение понимать и адекватно оценивать языковые средства информации;
∙ умение использовать содержание прочитанного для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей;
∙ умение осмыслить содержание текста, дать оценку и сформировать личное мнение относительно прочитанного.
Именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей — к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.
«Толстые» вопросы» | «Тонкие» вопросы» |
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чем различие…? Почему вы считаете….? | Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
"Вызов - осмысление - размышление"
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:
- проблемно-поисковый способ,
- дискуссия и обсуждение,
- моделирование и рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние совершенствования технической стороны процесса чтения на повышение грамотности.
Некоторые приемы и упражнения по совершенствованию техники чтения. Можно использовать системно на уроках чтения и русского языка в течение всего курса обучения учащихся. Цель этих упражнений: ра...
Доклад на МО учителей- логопедов на тему : "Формирование умений смысловой переработки текстовой информации в процессе чтения у учащихся II ступени обучения"
В школе речевого профиля остро стоит проблема непонимания и недостаточного осмысления прочитанного текста у старшеклассников....
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Диагностика дислексий».
Описываются некоторые приёмы диагностики возможных нарушений чтения на ранних этапах его формирования. Предлагаются известные упражнения и материалы из личного опыта работы педагога....
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Исследование процесса чтения у обучающихся начальной школы
Представленная методика позволит учителям начальных классов и учителям-логопедам выявить детей с предрасположенностью к дислексии....
«Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной не...