СТАТЬЯ: ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ
статья по чтению

Ромашова Людмила Михайловна
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем 
главное дело. К.Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_protsess_chteniya.docx46.62 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ: ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ

Специалист І категории Ромашова Л. М.

                                                                                  «Люди перестают мыслить,

                                                                                  когда они перестают читать». Д. Дидро

Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. К.Д. Ушинский

        Приемы осмысление текста: 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание) ( предтекстовый этап) 2. Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, постановка вопроса – предположения ( «Ромашка Блума», « Кубик Блума» « Тонкие и толстые вопросы» 3. Реципация ( мысленное возвращение к прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли). (« Мировое кафе», « Инсерт») 4. Составление плана 5. Составление граф – схемы. (« Кластер», « Ментальная карта», « Интеллект карта» и др.) 6. Прием тезирования . Тезирование – формулирование основных положений и выводов текста . ( «Синквейн») 7. Прием комментирования 8. Логическое запоминание ( « Логическая схема», « Ключевые слова» 7 9. Реферативный пересказ 10. Аннотирование 11 Составление рефератов, докладов по нескольким источникам.

     Таким образом, смысловое чтение текста – это:

 ∙ поиск информации в тексте и понимание прочитанного;

 ∙ интерпретация прочитанного текста;

 ∙ оценка информации, заключенной в тексте.

    Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходят с опытом.

ФОРМУЛА:

П=Т+И

где П – произведение

Т – тема (т.е. о чем) И – идея (т.е. зачем? для чего?)

Тема – предмет повествования.

Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-нибудь произведения.

Виды работ с текстом в начальной школе:

∙ Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.

∙ Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.

∙ Внимательно прочитать текст.

∙ Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)

∙ Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.

 ∙ Повторно прочитать текст и решить, точно ли составленный план отражает основное содержание текста.

∙ Восстановить деформированный текст, части текста.

∙ Распределить заголовки согласно содержанию текста.

∙ Ответить на вопросы, охватывающие не все содержание текста

∙ Инсценирование текста или отрывка.

∙ Выборочное чтение (с определенным заданием).

∙ Чтение в лицах.

∙ «Жужжащее чтение».

∙ Чтение цепочкой по предложению.

∙ Чтение цепочкой по абзацу.

∙ Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

∙ Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

 ∙ Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

∙ Нахождение и чтение образных слов и описаний.

 ∙ Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

∙ Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

∙ Кто быстрее в тексте найдет слово на определѐнное правило.

∙ Нахождение самого длинного слова в тексте.

∙ Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

∙ Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.

∙ Чтение с пометками непонятных слов.

 ∙ Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

Алгоритм составления плана:

1) Раздели текст на законченные по смыслу части.

2) Определи основную мысль каждой части.

3) Озаглавь каждую часть текста.

И может быть таким (более развернутый вариант):

Алгоритм составления плана:

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5. Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.

6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Виды планов: 

Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)

Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)

Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)

Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)

Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)

Требования к формулировке пунктов плана: 

В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чем и что говорится в каждой части рассказа.

Пункты плана должны быть связаны по смыслу.

Пункты плана должны быть краткими, четкими.

Процесс чтения состоит из трёх фаз.

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Таким образом, смысловое чтение – это: 

∙ умение осмысливать цели чтения;

∙ умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

∙ умение извлекать необходимую информацию из прочитанных или прослушанных текстов различных жанров;

∙ умение определять основную и второстепенную информацию;

∙ умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

∙ умение понимать и адекватно оценивать языковые средства информации;

∙ умение использовать содержание прочитанного для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей;

∙ умение осмыслить содержание текста, дать оценку и сформировать личное мнение относительно прочитанного.

Именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей — к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

«Толстые» вопросы»

 «Тонкие» вопросы»

Объясните почему….?

Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…?

В чем различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

"Вызов - осмысление - размышление"

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

  • проблемно-поисковый способ,
  • дискуссия и обсуждение,
  • моделирование и рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние совершенствования технической стороны процесса чтения на повышение грамотности.

Некоторые приемы и упражнения по совершенствованию техники чтения. Можно использовать системно на уроках чтения и русского языка в течение всего курса обучения учащихся.  Цель этих упражнений: ра...

Доклад на МО учителей- логопедов на тему : "Формирование умений смысловой переработки текстовой информации в процессе чтения у учащихся II ступени обучения"

В школе речевого профиля остро стоит проблема непонимания и недостаточного осмысления прочитанного текста у старшеклассников....

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Диагностика дислексий».

Описываются некоторые приёмы диагностики возможных нарушений чтения на ранних этапах его формирования. Предлагаются известные упражнения и  материалы из  личного опыта работы педагога....

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Исследование процесса чтения у обучающихся начальной школы

Представленная методика позволит учителям начальных классов и учителям-логопедам выявить детей с предрасположенностью к дислексии....

«Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной не...