Викторина по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
презентация к уроку по чтению (4 класс)

Чижонкова Мария Сергеевна

Викторина по сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

1. Конкурс по биографии писателя

2. Конкурс "Портреты"

3. Конкурс "Сколько"

4. Конкурс "Свет мой, зеркальце, скажи"

5. Конкурс "Объясни словечко"

6. Конкурс "Великий город"

7. Конкурс "В мире животных"

8. Конкурс "Внимательный читатель"

9. Конкурс "Нравственные уроки"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» Педагог-библиотекарь Чижонкова М.С.

Слайд 2

Вопросы по биографии

Слайд 3

Каково настоящее имя и фамилия писателя? Алексей Алексеевич Перовский

Слайд 4

Какой университет закончил А. Погорельский? Московский университет за 2 года со степенью доктора философии и словесности

Слайд 5

В какой войне участвовал писатель? Война 1812 года с Наполеоном

Слайд 6

Для кого А. Перовский сочинил сказку «Черная курица, или Подземные жители»? Для своего пемянника Алексея Константиновича Толстого

Слайд 7

Почему писатель взял себе такой литературный псевдоним? В 1822 года поселился в унаследованном имении Погорельцы

Слайд 8

Назовите первую в истории русской литературы сказочно-фантастическую повесть? « Лафертовская Маковница »

Слайд 9

Как воспитывал А. Погорельский своего племянника? Ездил с Алёшей в Германию, где познакомил его с немецким поэтом Гёте, приглашал лучших учителей иностранных языков, путешествовал по Италии, написал сказку «Черная курица, или Подземные жители»

Слайд 10

В чем отличие литературной сказки от фольклорной(народной)? Принадлежит конкретному автору Детальное описание места действия, облика и характера героев, их переживаний Четкая выраженная авторская позиция Параллели между реальным и сказочным миром

Слайд 11

Какова основная тема сказки «Черная курица, или Подземные жители»? Свобода выбора и ответственность за свой выбор. Вред, нанесенный себе, герой сумел исправить, но для других последствия его поступков стали необратимыми


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» Педагог-библиотекарь Чижонкова М.С.

Слайд 2

ПОРТРЕТЫ

Слайд 3

«Парикмахер напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон и взгромоздил на её голове целую оранжерею разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня» Учительша

Слайд 4

«На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок, а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым» Чернушка в образе министра

Слайд 5

«Вошёл в залу человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нём была светло-зелёная мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях» Король

Слайд 6

«Казалось, однако, что они не так сердиты были, как накануне; они едва тащили ноги, как осенние мухи, и видно было, что они через силу держали свои копья…» Рыцари

Слайд 7

«Вид их был важен: иные по одеянию казались военными, другие – гражданскими чиновниками. На всех были круглые с перьями шляпы наподобие испанских. Они не замечали Алёши, прохаживались чинно по комнатам, и громко между собой говорили, но он не мог понять, что они говорили» Жители подземного царства

Слайд 8

«Надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шароварцы и широкий шёлковый голубой кушак» Алёша

Слайд 9

«каждой из которых было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали» Старушки-голландки

Слайд 10

Кто, по представлению мальчика, мог появится в переулке и сквозь дырочку подать ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки? Добрая волшебница

Слайд 11

«Маленькая лысая головка, набело распудренная, единственным украшением которой был маленький пучок» Директор училищ

Слайд 12

По мнению Алеши она была «сердитая и бранчливая чухонка» Кухарка Тринушка

Слайд 13

«нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих» Чернушка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» Педагог-библиотекарь Чижонкова М.С.

Слайд 2

«Сколько»

Слайд 3

Сколько этажей было в мужском пансионе? один два три

Слайд 4

Сколько детей обучалось в мужском пансионе? 40 или 50 детей 30 или 40 детей Не более 100 детей

Слайд 5

Сколько примерно лет было Алёше в то время? не более 9 или 10 лет

Слайд 6

Сколько бриллиантовых перстней поместил парикмахер в прическу супруги учителя? 4 перстня 2 перстня 3 перстня

Слайд 7

Сколько всего крыс окружили охотники? 10 крыс 12 крыс 5 крыс

Слайд 8

Сколько было маленьких рыцарей? 10 рыцарей 20 рыцарей 30 рыцарей

Слайд 9

Сколько лет было каждой из старушек-голландок? 70 лет более 100 лет 90 лет

Слайд 10

Какой рост был у маленьких людей? Сажень Пол-аршины Аршина

Слайд 11

Сколько хрустальных люстр освещало залу, в которой не было окошек «и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках»? 5 люстр 3 люстры 2 люстры

Слайд 12

Сколько страниц учитель истории задал Алёше выучить наизусть к утру? 30 страниц 2о страниц 10 страниц

Слайд 13

Сколько времени болел Алёша? 2 недели 6 недель 1 неделю


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» Педагог-библиотекарь Чижонкова М.С.

Слайд 2

Свет мой, зеркальце, скажи

Слайд 3

«Шорна курис нада режить… Он ленива… Он яишка не делать, он сыплатка не сижить» Кухарка Тринушка

Слайд 4

«Для меня странно, что ты так хорошо говоришь: я совсем не знал, что ты говорить умеешь» Алёша

Слайд 5

«Не трогай здесь ничего. Берегись разбудить старушек!» Чернушка

Слайд 6

«Впрочем, беда невелика, если бы она и пропала: она давно назначена была на кухню. С тех пор, как она у нас в доме, она не снесла ни одного яичка». Учительша

Слайд 7

«Возьми это семечко. Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали» Король

Слайд 8

«Вы заслуживаете наказание за вчерашнее упрямство, а сегодня вы ещё увеличили вину вашу тем, что солгали. Запрещаю всем вам говорить с Алёшею до тех пор, пока он совершенно исправится» Учитель

Слайд 9

«Прощай! Я пришёл с тобою проститься, более мы не увидимся! Старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде. Прощай в последний раз!» Чернушка в образе министра


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» Педагог-библиотекарь Чижонкова М.С.

Слайд 2

Что обозначает с сказке слова «вакантное время» или «вакация»? каникулы

Слайд 3

«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» А что такое «шандалы»? подсвечники

Слайд 4

Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое? сорт груш

Слайд 5

Как называется золотая монета? империал

Слайд 6

Как назывались спальные комнаты для детей? дортуары

Слайд 7

Что накинула на себя жена учителя «по окончании головного убора»? пелерину салоп шаль

Слайд 8

Алёша поспешно надел свою красную … на беличьем меху и зелёную бархатную шапочку с собольим околышком и побежал к забору». Какое слово пропущено? кафтан бекеша зипун

Слайд 9

Как называется предмет, который приносит счастье и хранит от беды (по сказке Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»)? амулет талисман оберег

Слайд 10

Что означает подчёркнутое выражение в предложении из сказки: «… третьего дня на дворе ты оказал великую услугу моему народу и за то заслуживаешь награду»? сегодня позавчера вчера


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» Педагог-библиотекарь Чижонкова М.С.

Слайд 2

«Великий город»

Слайд 3

О каком городе идёт речь в отрывке из сказки: «В то время… уже славился в целой Европе своею красотою, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь…»? о Санкт-Петербурге

Слайд 4

Назовите в какой части города находился мужской пансион? На Васильевском острове в первой линии

Слайд 5

Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского? Исаакиевская площадь, Конногвардейский манеж, монумент Петра Великого, Адмиралтейство.

Слайд 6

Какого знаменитого императора видели две старушки-голландки, каждой из которых было более 100 лет? Петра Великого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» Педагог-библиотекарь Чижонкова М.С.

Слайд 2

«В мире животных»

Слайд 3

Кто жил в выстроенном около забора домике? Курочки

Слайд 4

Причина по которой Чернушку решили отправить на кухню, то есть убить? Не снесла ни одного яйца

Слайд 5

Как наказывал Алёша кур-забияк? Несколько дней не давал им ничего от крошек, которые собирал со скатерти после обеда и ужина

Слайд 6

Каких животных увидел Алёша в комнате старушек? Большого серого попугая и серую кошку, очень умная, которая умеет прыгать через обруч и подавать лапку

Слайд 7

Каких животных Алеша увидел в зверинце подземного королевства? Больших крыс, кротов, хорьков, которые были привязаны к золотым цепям

Слайд 8

Как выглядели лошади, на которых Алёша с министром отправились на охоту? Палочки с набалдашниками в виде резных лошадиных голов

Слайд 9

На кого охотились Алёша и охотники из подземного мира? На огромных крыс

Слайд 10

Для чего подземные жители истребляли крыс? Чтобы те не расплодились и не выгнали подземных жителей, чтобы не уничтожали их съестных припасов; кроме того мех крыс очень ценен


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» Педагог-библиотекарь Чижонкова М.С.

Слайд 2

«Нравственные уроки»

Слайд 3

За что король волшебной страны благодарил Алёшу? За то, что тот спас от смерти его главного министра (это была Чернушка)

Слайд 4

Какое желание Алёши выполнил король подземных жителей? Чтобы, не учась, всегда знать свой урок

Слайд 5

Что же было подарено Алёше за спасение Чернушки и на каких условиях? Волшебное коноплное зернышко. Условия: 1. ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел или впредь увидишь 2. малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей, а нам наделает множество хлопот и неприятностей.

Слайд 6

Обладая новым даром, Алеша безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил, однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. А что мешало Алеше насладиться успехом? Внутренний голос ему говорил (Алеше), что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.

Слайд 7

Почему нрав Алёши стал портиться? Какова причина шалостей Алёши? Он привык к похвалам, стал важничать перед остальными мальчиками, сделался гордым и непослушным. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав.

Слайд 8

Почему однажды Алёша не смог рассказать заданный урок? Потому что потерял волшебное конопляное зёрнышко

Слайд 9

Закончи фразу: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в …» щелочку

Слайд 10

Закончи фразу: «Увы, бедный Алёша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать тем, что откинуть….что ? Самолюбие и излишнюю самонадеянность

Слайд 11

Какое свойство человека является худшим по мнению Чернушки? неблагодарность

Слайд 12

А почему подземные жители все реже стали показываться людям и какие последствия влекли за собой необдуманные поступки людей? Потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти — далеко-далеко в другие страны.

Слайд 13

Как наказали Алёшу за то, что он не хотел говорить заданного урока? С ним запретили разговаривать и высекли розгами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: А. Погорельский «Чёрная курица или Подземные жители»

Сформировать сознательного читателя – ребёнка – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т. е. чтение всл...

Тест по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители".

Проводится как подведение итога урока внеклассного чтения....

А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители" (тест).

Тест по содержанию отрывка из данного произведения, размещенного в учебнике по литературному чтению для 4-го класса по программе "Школа 2100"....

Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Обобщающий урок по литературному чтению ( 4 класс," Перспективная начальная школа")...

Викторина к сказочной повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".

Данный вид работы проводится для проверки понимания прочитанного....

Литературная викторина по произведению А. Погорельского "Черная Курица, или Подземные жители" 4 класс

Литературная викторина по произведению А. Погорельского "Черная Курица, или Подземные жители" 4 класс...