Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Нравоучительное содержание сказки А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
план-конспект урока по чтению на тему
Данный урок представлен в технологии Способа диалектического обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы | 119.5 КБ |
презентация | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
| Радостева Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ Рощинская сош № 17 Педагогический стаж – 37 лет Высшая квалификационная категория |
Урок литературы в 5 классе (в технологии Способа диалектического обучения)
Тема урока: Нравоучительное содержание сказки А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"
Тип урока: закрепление
Цель урока: систематизация знаний по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», осмысление её нравоучительного содержания
Задачи:
1. Образовательные:
1.1Поиск и выделение необходимой информации из прочитанного произведения .
1.2Применение необходимых понятий: народная сказка, литературная сказка, положительный герой, отрицательный герой.
1.3.Развитие познавательных учебных действий: понимание заданной информации
Развитие регулятивных УУД: контроль и в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.
Развитие коммуникативных УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
II. Воспитательная:
2.1.Нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей в человеке.
2.2.Выявление актуальности смысла произведения для себя, как современного школьника.
Заявка на оценку: «5»- 22 балла и более
«4»- 18-21 балл
«3» - 12-17 баллов
Оборудование к уроку : карточки с заданиями, презентация по теме урока, учебник (литература 5 класс. стр 148)
План-конспект урока
Приложение к уроку
Лист продвижения
Планируемая оценка |
Задание 1 (индивидуальный труд) | Задание 2 (индивидуальный труд) | Устная работа на уроке (моя) | Всего баллов | Оценка |
Карточка №1
Приведи в порядок основные события сказки
№ | Изложение основных событий сказки | Правильный ответ | |
1 | Алёша проявляет необыкновенные способности. | ||
2 | Король награждает героя конопляным зёрнышком обещая исполнить желание. | ||
3 | Алёша в подземном королевстве. | ||
4 | Спасение Чернушки. | ||
5 | Прощание с министром. | ||
6 | Предательство. | ||
7 | Жизнь Алёши в пансионе. | ||
8 | Болезнь и выздоровление. | ||
Итого правильных ответов: | ______________ |
Карточка № 2
Запиши данные слова в таблицу: добрый, ласковый, дерзкий, гордый, общительный, скромный, непослушный, застенчивый, упрямый, любознательный, жестокий, самолюбивый | |
Алёша до получения зернышка | Алёша после получения зёрнышка |
Итого правильных ответов :____________________________ |
Блиц-опрос
- Почему Алёша остался один в пансионате? (Все ученики уехали на каникулы)
- Что было его утешением в часы одиночества? (Чтение книг, игра с курочками во дворе)
- Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)
- Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
- Чего испугался Алёша ночью? (Зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)
- Как Чернушка справилась с рыцарями? (Распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
- Куда привела курица мальчика? (В подземное царство)
- Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (Главным министром)
- Какое желание загадал Алёша? (Чтобы он всегда знал урок, не уча его)
- Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (Зёрнышко)
- Какое условие поставил король Алёше? (Никому не рассказывать про подземелье)
- Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (Он удивился, что Алёша оказался таким ленивым)
13. Сколько раз являлась Чернушка Алеше во сне? (4)
14. Доставляла ли Алеше удовольствие похвала за отличные ответы?(Урок не стоил никакого труда и Алеша не был этому рад.)
15. Почему изменилось отношение детей к Алеше? ( Алеша стал гордым, высокомерным, заносчивым)
16. Какие советы дает Чернушка Алеше, пока мальчик окончательно не потерял себя?( Быть добрым как и прежде.)
17. Почему министр Чернушка простил Алешу? ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него)
19. Как заканчивается сказка? ( Алеша стал прежним).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок литературы
Алёша, Черная курица, конопляное зёрнышко, старушки, учитель, король
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях
Похож ли главный герой Алёша на героев волшебных сказок? Алёша положительный герой или отрицательный?
Одна из особенностей литературной сказки- сочетание реального и фантастического.
1.Алёша проявляет необыкновенные способности. 2.Король награждает героя конопляным зёрнышком , обещая исполнить желание. 3.Алёша в подземном королевстве. 4.Спасение Чернушки. 5.Прощание с министром. 6.Предательство. 7.Жизнь Алёши в пансионе. 8.Болезнь и выздоровление.
« Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
Алёша До получения зёрнышка После получения зёрнышка Добрый Ласковый Общительный Скромный Застенчивый Любознательный Дерзкий Гордый Непослушный Упрямый Жестокий Самолюбивый
Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окружённый своими учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: -Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на ученика, Мастер ответил: -Всё в твоих руках!
Домашнее задание Используя карточку № 3 найдите На «5» - по 2 общих и по 2 отличительных признака в сказках А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне …» и сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» На «4»- по 1 общему и 1 отличительному признаку.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: А. Погорельский «Чёрная курица или Подземные жители»
Сформировать сознательного читателя – ребёнка – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т. е. чтение всл...
Тест по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители".
Проводится как подведение итога урока внеклассного чтения....
Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Обобщающий урок по литературному чтению ( 4 класс," Перспективная начальная школа")...
Конспект урока чтения.3 класс. "Мужик и медведь. Сказка".
конспект урока...
Урок литературы. 3 класс. Тим Собакин "Лунная сказка"
Материал к уроку литературы в 3 классе. Тим Собакин "Лунная сказка"...
Конспект урока в 4 классе "Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина"
Данный проект можно использовать на уроке русского языка в 4 классе в разделе "Проекты"...
Викторина по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
Викторина по сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"1. Конкурс по биографии писателя2. Конкурс "Портреты"3. Конкурс "Сколько"4. Конкурс "Свет мо...