Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения.
консультация по чтению

Гень Оксана Владимировна

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации  родителям и ученикам по формированию навыка чтения

         Среди всех общеучебных умений и навыков, по моему мнению,  самое большое значение имеет умение беглого и качественного  чтения. Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения, осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста, владение  разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным и по ролям,  должна сформировать начальная школа.   Значение работы по формированию  беглого  и качественного чтения переоценить невозможно. В результате этой работы устраняются трудности в  чтении, страх и неуверенность, повышается  качество знаний, повышается мотивация. Эта работа объединяет детей, родителей и учителей.  В помощь учителям,  работающим  с младшими школьниками      (и не только)  предлагаю   эффективные упражнения  по формированию  беглого и качественного  чтения, проверенные  на практике.

  • Чтение с заданием: найти в тексте заданную букву. (Приучает к внимательному чтению)
  • Хоровое чтение. (Раскрепощение, отсутствие боязни прочитать хуже других )
  • Нахождение среди случайного набора букв заданного слова. (Развивает внимание, зоркость при чтении).
  • Упражнение над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. (Чтение шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно, игры на подражание и т.д.)
  • Чтение скороговорок с различным темпом проговаривания и речи.
  • Чтение слов столбиками, как можно больше за 1 минуту.
  • Жужжащее чтение. 5 минут в начале каждого урока.
  • Выбор слов из текста по заданию, например: найти слово в котором 3 слога и т.д.
  • Чтение за взрослым, в унисон.
  • Чтение со взрослым развивает орфографическую зоркость. Взрослый читает вслух, дети следят по тексту. Взрослый специально допускает ошибки в чтении: заменяет слова, предлоги, искажает слова  и т.д. Дети останавливают чтеца, указывают на ошибку.
  • Найти в тексте половину слова, например: лесной, удочка, речушка и т.д.
  • Найти в тексте нужную строку. (Вертикальное движение глаз по странице)
  • Постепенное наращивание слов, например: лес, лесник, лесовичок.
  • Чтение слов, записанных шрифтом разной высоты, например: ёлОЧкА, мЕдВЕДь, ТЕтеРевоЧеК и т.д.
  • Деление слов на слоги горизонтальными и вертикальными линиями: про-ле-та-ли, про/ле/та/ли/.
  • Чтение с одновременным  счётом слов.
  • Чтение с помехами, напевание песенки.
  • Чтение с простукиванием ритма.
  • Чтение в парах, группах. Взаимопроверка.
  • Самозамер техники чтения.
  • Сравнение скорости чтения незнакомого и известного текста.
  • Чтение «разведка»: найти в тексте слова с сочетаниями чк, чн, жи, ши и т.д.
  • Чтение слов справа налево по памяти: нафелет (телефон) и т.п.

А также:

  • Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. (Очень эффективный метод. Главное условие – систематичность).
  • Упражнения с буквенными и цифровыми таблицами А.Т.Степанищева.       По этой методике охотно работают родители с ребенком дома

Обязательные условия успешного формирования навыка беглого чтения:

  • Задача бегло читать должна быть принята учениками и их родителями.
  • Ученики и родители должны быть научены специальным упражнениям по формированию беглого  чтения.
  • Необходим систематический диагностический контроль техники чтения.
  • Ведение читательского дневника ежедневное
  • Продолжительность работы над техникой чтения не должна превышать  10-15 минут.
  • Обязательны дыхательные гимнастика и гимнастика для глаз.
  • Упражнения на релаксацию.

                               

     

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения

Что значит хорошо читать? Хорошо читать - это значит, БЕГЛО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ОСОЗНАННО. это значит, что человек получает УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЧТЕНИЯ. Попробуйте следовать этим простым рекомендациям, и резуль...

Авторская программа "Я учусь читать!"по формированию навыка чтения и профилактике дислексии (нарушения чтения)

Авторская программа"Я учусь читать!" предназначена работы по  формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию до...

Формирование навыков чтения через эффективные приёмы на уроках литературного чтения и внеклассной работе 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начальной школы. И эта задача актуальна, так как чтение является богатейшим источником познания жизни и инструмен...

Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"

В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ....