Рабочая программа литературное чтение "Начальная школа 21 века" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа 3 класс "Литературное чтение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_klass_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 390.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе :
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
-«Примерных программ начального общего образования» ;
-Авторской программы программы для 3 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2010г.(УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
На изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136учебных часов в год, в объеме 4 часа в неделю.
Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширить круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Специфика предмета
Специфические особенности курса литературного чтения в 3 классе являются следующие:
- сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями;
- работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения;
- формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Общая характеристика курса литературного чтения в 3 классе.
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- содержание курса «литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка
В основу построения курса «Литературное чтение» были положены следующие принципы:
- системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитание и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);
- эстетичности – обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
- эмоциональности – учитывает взаимодействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);
- преемственность – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформированы следующие требования к его содержанию:
- содержание представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
- развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
- введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
- системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе;
- система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
- умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных Интернет-ресурсах) формируется последовательно.
Методы и приёмы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устно речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение».
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся 3-х классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Результаты освоения курса «Литературное чтение».
Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развевающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения образовательной программы по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области «Филология», должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 13 |
2 | Басни | 4 |
3 | Былины | 5 |
4 | Произведения А.С. Пушкина | 9 |
5 | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета | 4 |
6 | Произведения Л.Н. Толстого | 7 |
7 | Произведения Н.А. Некрасова | 6 |
8 | Произведения А.П.Чехова | 7 |
9 | Сказки зарубежных писателей | 5 |
10 | Стихи русских поэтов | 5 |
11 | Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка | 5 |
12 | Произведения А.И. Куприна | 6 |
13 | Стихи С.А.Есенина | 7 |
14 | Произведения К.Г. Паустовского | 13 |
15 | Произведения С. Я. Маршака | 3 |
16 | Произведения Л. Пантелеева | 5 |
17 | Произведения А.П. Гайдара | 9 |
18 | Произведения М.М. Пришвина | 6 |
19 | Произведения зарубежных писателей | 16 |
ИТОГО | 136 | |
Календарно-тематический план
№. п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча сов | Вид занятия | УУД | Вид контроля Измерители | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1-2 | Устное народное творчество (13ч) | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль "Старик-годовик" | 2 | Вводный урок | регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке; коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные: -учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по плану. коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). личностные: -понимание успеха/неуспеха результатов свое деятельности | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. |
|
|
3 | Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение из хрестоматии: "Загадка", "Пословицы" | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. |
|
| ||
4 -5 | Русские народные сказки. "Самое дорогое", "Про Ленивую и Радивую". | 2 | Комбинирован ный урок | Текущий. Творческая работа. |
|
| ||
6 | Дополнительное чтение: "Лиса и Котофей Иванович," "Дрозд Еремеевич" | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Пересказ. |
|
| ||
7-8 | Сказки с загадкам "Дочь-семилетка". Русская народная сказка | 2 | Комбинирован ный урок | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. |
|
| ||
9-10 | Волшебные сказки.«Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка | 2 | Комбинирован ный урок | Тематический Литератур ный диктант. |
|
| ||
11 | Дополнительное чтение: народные сказки "Елена Премудрая", "Умная внучка" (в пересказе А.Платонова) | 1 | Урок слушания | Текущий. Пересказ. |
|
| ||
12 | Скороговорки. Повторение: малые жанры фольклора | 1 | Урок обобщения знаний | Текущий. Литературная викторина. |
|
| ||
13 | Обобщение по теме: "Устное народное творчество" «Проверь себя». Проверка навыка и осознанности чтения. | 1 | Урок контроля знаний и навыков | Входной контроль. |
|
| ||
14 -15 | Былины. (5ч) | Былины. «Добрыня и Змея». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 2 | Урок изучения нового материала | регулятивные: -учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по плану. коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя регулятивные: - осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Текущий. Фронтальный опрос, разгадывание кроссворда. |
|
|
16 | «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Пересказ. |
|
| ||
17 | "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Первый бой Ильи Муромца", "Алеша Попович". | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Работа с детскими книгами. |
|
| ||
18 | Обобщение по теме: "Былины" «Проверь себя» | 1 | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Тематический. Самостоятельная работа. |
|
| ||
19 | Басни Эзопа и И. А. Крылова (4ч) | Эзоп. «Лисица и виноград». И.Крылов. «Лиса и виноград» | 1 | Урок изучения нового материала | коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Текущий. Выразительное чтение. |
|
|
20 | И.Крылов. "Ворона и Лисица". Дополнительное чтение. Эзоп "Ворон и Лисица" | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Самооценка. |
|
| ||
21-22 | Дополнительное чтение: басни Эзопа "Голубь, который хотел пить", "Бесхвостая Лиса", А.Е.Измайлов "Филин и Чиж" | 2 | Повторно-обобщающий урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть |
|
| ||
23 | Произведения А.С. Пушкина (9ч) | «У лукоморья дуб зеленый...». Дополнительное чтение: Отрывок из поэмы "Руслан и Людмила", "Бой Руслана с головой..." | 1 | Урок изучения нового материала | познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке; познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по пл регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. |
|
|
24-25 | «Сказка о царе Салтане...» | 2 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть |
|
| ||
26 -27 | «Сказка о царе Салтане...» | 2 | Комбинирован ный урок | Текущий. Фронтальный опрос, разгадывание кроссворда. |
|
| ||
28 | Дополнительное чтение: "Сказка о попе и о работнике его Балде" А.С.Пушкина и "Там лес и дол видений полны..." Э.Бабаева | 1 | Повторно-обобщающий урок | Текущий. Работа с детскими к нигами. |
|
| ||
29 | А.С.Пушкин. "Вот север, тучи нагоняя,...", "Зимний вечер", | 1 | Комбинирован ный | Текущий. Групповая работа, взаимопроверка. |
|
| ||
30 | А.С.Пушкин. «Няне». | 1 | Комбинирован ный | Текущий. Выразительное чтение, самостоятельная работа. |
|
| ||
31 | Обобщение по теме: "Произведения А.С. Пушкина" «Проверь себя» Проверка навыка и осознанности чтения. | 1 | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Промежуточный контроль. Навык чтения. |
|
| ||
32 | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета (4ч) | Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...» | 1 | Комбинирован ный урок | коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других; познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Текущий. Выразительное чтение. |
|
|
33 | А.Майков. Осень | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть |
|
| ||
34 | А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поет, глаза прищуря...» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение. |
|
| ||
35 | Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам. | 1 | Контрольный урок | Тест. |
|
| ||
36 | Произведения Л.Н. Толстого (7ч) | Анализ контрольной работы. «Два брата». Сказка «Белка и Волк». Басня | 1 | Комбинирован ный урок | коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, ис коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;полнителя. регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, и регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану. познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Текущий. Творческая работа. |
|
|
37 | Дополнительное чтение: Л.Н.Толстой. "Работник Емельян и пустой барабан" | 1 | Комбинирован ный | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы. |
|
| ||
38 | "Лебеди","Зайцы", Дополнительное чтение: "Лев и собачка" | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение. |
|
| ||
39 | Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть |
|
| ||
40 | Былина «Как боролся русский богатырь» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Групповая работа, взаимопроверка. |
|
| ||
41 | Дополнительное чтение: "Ореховая ветка" А.Сергеенко "Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах" | 1 | Урок слушания | Текущий. Работа с детскими книгами. |
|
| ||
42 | Обобщение по теме: "Произведения Л.Н.Толстого" «Проверь себя» | 1 | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Тематический. Самостоятельная работа. |
|
| ||
43 | Произведения Н.А.Некрасова (6ч) | «Крестьянские дети»(отрывок). «Мужичок с ноготок». Статья К.И.Чуковского «Мужичок с ноготок» | 1 | Комбинирован ный урок | коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других; регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану. познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке. коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других; познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. | Текущий. Выразительное чтение. |
|
|
44 | Дополнительное чтение: стихотворение (полный текст) Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" | 1 | Урок обобщения знаний | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. |
|
| ||
45 | «Славная осень...». | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение, самостоятельная работа. |
|
| ||
46 | Дополнительное чтение: «Зеленый Шум». Статья К.И.Чуковского «Зеленый Шум» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть |
|
| ||
47 | «Мороз-воевода» (отрывок) | 1 | Комбинирован ный урок | Тематический. Литературный диктант. |
|
| ||
48 | Обобщение по теме: "Произведения Н.А.Некрасова" «Проверь себя» | 1 | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Тематический. Самостоятельная работа. |
|
| ||
49-50 | Произведения А.П.Чехова (7ч) | Рассказ «Степь». Дополнительное чтение: "Белолобый". И.С.Тургенев «Лес и степь» | 2 | Комбинирован ный урок | познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной.регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. | Текущий. Самостоятельная работа, беседа. |
|
|
51-52 | «Ванька» | 2 | Комбинирован ный урок | Текущий. Самостоятельная работа, беседа. |
|
| ||
53 | Дополнительное чтение: Н. Шер "О рассказах А.П.Чехова", Л.Андреев "Кусака" | 1 | Комбинированный урок |
|
| |||
54-55 | Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам. Проверка навыка и осознанности чтения. | 2 | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Промежуточный Тест. |
|
| ||
56-57 | Сказки зарубежных писателей. (5ч) | Ш. Перро. «Подарки феи» | 2 | Урок изучения нового материала | коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Текущий. Творческая работа. |
|
|
58-59 | Ц.Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение: Ц. Топелуис. "Зимняя сказка" | 2 | Комбинирован ный урок | Текущий. Работа в парах. |
|
| ||
60 | Урок-утренник «В мире сказок» | 1 | Урок творчества | Текущий. Творческая работа. |
|
| ||
61 | Стихи русских поэтов. (5ч) | И.С.Никитин "Русь" | 1 | Урок изучения нового материала | регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке. коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). познавательные УУД - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Текущий. Выразительно чтение, самостоятельная работа. |
|
|
62 | И.С.Никитин "Утро" | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Литературная викторина. |
|
| ||
63 | И.Суриков. «Детство» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение |
|
| ||
64 | С.Дрожжин. «Привет», «Зимний день» Дополнительное чтение: Ф.Н.Глинка "Москва" | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Чтение стихотворения наизусть |
|
| ||
65 | Обобщение по разделу «Проверь себя» Конкурс "Выразительное чтение стихов русских поэтов" | 1 | Урок-конкурс | Тематический. Конкурс чтецов. |
|
| ||
66 | Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. (5ч) | «Приемыш» | 1 | Комбинирован ный урок | коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, и коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;сполнителя). регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке. познавательныеУУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Текущий. Самооценка. |
|
|
67 | «Приемыш» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение. |
|
| ||
68 | Сказка «Умнее всех» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Пересказ. |
|
| ||
69 | «Постойко» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. |
|
| ||
70 | Обобщение по теме: "Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка" «Проверь себя» | 1 | Повторно-обобщающий урок | Тематический. Самостоятельная работа. Пересказ |
|
| ||
71 | Произведения А.И. Куприна. (6ч) | «Синяя звезда» | 1 | Комбинирован ный урок | познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке. регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану. познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- существлять пошаговый и итоговый самоконтроль. | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. |
|
|
72 -73 | «Синяя звезда» | 2 | Комбинирован ный урок |
|
|
| ||
74 | «Барбос и Жулька». Дополнительное чтение: "Собачье счастье" | 1 | Комбинирован ный урок | Тематический. Литературный диктант. |
|
| ||
75 | Дополнительное чтение: «Ю-ю» | 1 | Повторно-обобщающий урок | Текущий. Работа с детскими книгами. |
|
| ||
76 | Обобщение по теме: "Произведения А.И. Куприна" «Проверь себя» | 1 | Контроля и коррекции знаний, умений | Тематический. Самостоятельная работа. |
|
| ||
77 | Стихи С.А. Есенина (7ч) | Стихи о Родине (отрывки) | 1 | Комбинирован ный урок | познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке. коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану. познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. |
|
|
78 | «Нивы сжаты, рощи голы...» | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий. Выразительное чтение наизусть |
|
| ||
79 | Стихи о березе (отрывки). «Береза» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение. |
|
| ||
80 | «Бабушкины сказки» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть |
|
| ||
81-82 | Обобщение по теме: "Произведения С.А. Есенина" "Проверь себя". Конкурс выразительного чтения стихов С.А.Есенина | 1 | Урок обобщения знаний | Тематический. Конкурс чтецов. |
|
| ||
83 | Библиотечный урок. Стихи русских поэтов. | 1 | Практический урок | Текущий. Работа с детскими книгами. |
|
| ||
84 | «Проверь себя» | 1 | Повторно-обобщающий урок | познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Тематический. Самостоятельная работа. | |||
-85 -86 | Произведения К.Г. Паустовского (13ч) | «Стальное колечко» | 2 | Урок изучения нового материала | познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). познавательные УУД- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других; Личностные: -понимание успеха/неуспеха результатов свое деятельности познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. коммуникативные-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | Текущий. Самооценка. |
|
|
87 | Дополнительное чтение: «Заячьи лапы» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Пересказ. |
|
| ||
88 | Дополнительное чтение: «Заячьи лапы» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Фронтальный индивидуаль ный опрос. |
|
| ||
89 -90 | «Кот-ворюга» | 2 | Комбинирован ный урок | Текущий. Творческая работа. |
|
| ||
91 | «Какие бывают дожди?» | 1 | Комбинирован ный | Текущий. Беседа |
|
| ||
92 | Дополнительное чтение: «Теплый хлеб» | 1 | Урок обобщения знаний | Тематический. Литературный диктант. 10 мин. |
|
| ||
93 | Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам. Проверка навыка и осознанности чтения. | 1 | Контроля и коррекции знаний, умений | Прмежуточный. Тест. |
|
| ||
94 | Анализ контрольной работы. В.Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Самостоятельная работа, самооценка |
|
| ||
95 | Слушание и работа с детскими книгами о природе: Н.Сладков, Г.Скребицкий, Э.Шим, В.Бианки и др. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Работа с детскими книгами |
|
| ||
96 | Дополнительное чтение: И.С.Тургенев "Перепелка", «Воробей" | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Самостоятельная работа. |
|
| ||
97 | Урок-утренник «Моя любимая книжка» | 1 | Урок творчества | Текущий. Творческая работа. |
|
| ||
98 | Произведения С.Я. Маршака (3ч) | «Урок родного языка» | 1 | Комбинирован ный урок | коммуникативные-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке. регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану. коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других; познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. | Текущий. Выразительно чтение, самостоятель ная работа. |
|
|
99 | «Ландыш» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть |
|
| ||
100 | Дополнительное чтение: С.Я. Маршак «Кошкин дом». | 1 | Повторно-обобщающий урок | Текущий. Работа с детскими книгами. |
|
| ||
101 | Рассказы Леонида Пантелеева (5ч) | «Честное слово» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Фронтальный опрос. |
|
| |
102 | «Камилл и учитель» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. |
|
| ||
103 | Дополнительное чтение: Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. |
|
| ||
104 -105 | Обобщение по теме: "Произведения С.Я.Маршака, Леонида Пантелеева" «Проверь себя» | 2 | Повторно-обобщающий урок | Тематический. Самостоятельная работа. |
|
| ||
106-107 108 | Произведения ( 9ч) | «Горячий камень» | 3 | Урок изучения нового материала | регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану. коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других; познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы. |
|
|
109-110 | «Тимур и его команда» (отдельные главы) | 2 | Комбинирован ный урок | Текущий. Фронтальный, индивидуаль ный опросы. |
|
| ||
111 | «Тимур и его команда» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы. |
|
| ||
112-113 | С. Михалков. «Аркадий Гайдар». К. Паустовский.«Об Аркадии Петровиче Гайдаре» Дополнительное чтение: С.В.Михалков Ошибка" | 2 | Урок обобщения знаний | Текущий. Фронтальный, индивидуаль ный опросы. |
|
| ||
114 | «Проверь себя» | 1 | Повторно-обобщающий урок | познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:- осуществлять | Тематический. Самостоятель ная работа | |||
115 | Произведения М.М. Пришвина (6ч) | «Моя Родина» Дополнительное чтение: «Двойной след» | 1 | Комбинирован ный урок | регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других; | Текущий. Рассказ. |
|
|
116 -117 | «Выскочка» | 2 | Комбинирован ный урок | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы. |
|
| ||
118 | «Жаркий час» | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий. Пересказ. |
|
| ||
119 | Дополнительное чтение: В. Бианки «По следам» | 1 | Комбинирован ный | Текущий. Работа с детскими книгами. |
|
| ||
120 | «Проверь себя» | 1 | Повторно-обобщающий урок | коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других; познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. | Тематический. Самостоятельная работа. | |||
121-122 | Произведения зарубежных писателей. 16 ч) | Джек Лондон. «Бурый волк» | 2 | Комбинирован ный урок | регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке . познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Личностные: -понимание успеха/неуспеха результатов свое деятельности регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Текущий. Групповая работа, взаимопроверка. |
|
|
123 -124 | Джек Лондон. «Бурый волк» | 2 | Комбинирован ный урок | Текущий. Чтение наизусть. |
|
| ||
125 -126 | Э.Сетон-Томпсон. «Чинк» | 2 | Комбинирован ный | Текущий. Выразительное чтение. |
|
| ||
127 -128 | Э.Сетон-Томпсон. «Чинк» | 2 | Комбинирован ный урок | Текущий. Выразительное чтение |
|
| ||
129-130 131 | Дополнительное чтение: Дж.Чиарди "Джон Джей Пленти и кузнечик", "Об удивительных птицах". Статья Р.Сефа "О стихах Джона Чиарди" | 3 | Библиотечный урок | Текущий. Работа с детскими книгами. Пересказ |
|
| ||
132 | Итоговый административный контрольный срез. Проверка навыка и осознанности чтения. "Проверь себя" | 1 | Контрольный урок | Итоговый. Навык чтения. |
|
| ||
133 | Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам. | 1 | Контроля и коррекции знаний, умений | Текущий. Тест. |
|
| ||
134 131136 | Анализ контрольной работы. Библиотечный урок «Летнее чтение» | 3 | Уроки обобщения и систематизации знаний | Текущий. Самооценка. |
|
|
Содержание программы.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведения одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Круг чтения.
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношение к Родине, друг другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правдой над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие фактической информации.
Литературоведческая препедевтика.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся.
Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Чтение: работа с информацией.
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, уроков-экскурсий, уроков по развитию связной речи учащихся, уроки-викторины, библиотечные уроки, уроки-путешествия, обобщающие уроки.
Формы контроля.
В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся предлагаются:
- тестовые работы
- дидактический материал для самостоятельной работы
- карточки контроля теоретических знаний
- проверка домашнего задания (фронтальная, взаимопроверка, выборочная)
-диагностики. Технологии, методики
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи
- с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
- с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
- с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
- с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 3 КЛАССА
По окончанию 3 класса учащиеся должны:
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
- читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
- знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
- выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
- определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
- пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
- самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
- пользоваться библиотечным фондом;
- отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
- пользоваться справочной литературой
Перечень учебно-методического обеспечения:
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение | |||
Программа Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2010г. | Учебники Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2013. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013 | Учебные Пособия Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013 | Инструментарий определения УОУ Ефросинина Л.А. Литатурное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 416 с.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.: Вентана – Граф, 2011. | Методические пособия для педагогов Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007 Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л. А. Ефрасинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. |
Список литературы:
1.Поурочные планы М.И.Байкова 2010
2. Методические пособия для педагогов - Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, Оценка знаний. Литературное чтение, 3 класс. Автор:, Ефросинина Л. А., – М.: Вентана-Граф, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа. Литературное чтение. Школа 2100
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
Рабочая программа литературному чтению. Школа России
Курс состоит из двух блоков «Литературное чтение. Обучение грамоте» и «Литературное чтение»....
рабочая программа литературное чтение "Школа 2100" 3 класс
рабочая программа литературное чтение "Школа 2100" 3 класс...
Рабочая программа Литературное чтение 1-4 класс Школа России
В рабочую программу включены содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты подготовки учащихся, в качестве приложения 1 программы включены оценочные материалы....
Рабочая программа "Литературное чтение" Школа России 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...