рабочая программа литературное чтение "Школа 2100" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
рабочая программа литературное чтение "Школа 2100" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie.docx | 102.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой.
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Объем программы:
На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 64 часа – на первое полугодие (16 учебных недель, по 4 часа в неделю), 72 часа на второе полугодие (18 учебных недель по 4 часа в неделю)
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения(композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений и глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Универсальные учебные действия (УУД):
- Понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
- Понимать и ставить учебную задачу, определять способы ее решения, проводить самоконтроль и самооценку, сравнивая результат своей работы с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать – вносить исправления, дополнения и изменения по результатам оценки своей деятельности;
- Выбирать вид чтения в зависимости от учебной задачи;
- Воспринимать содержание различных видов текста при чтении и слушании;;
- Выделять главную и дополнительную информацию при составлении плана;
- Передавать содержание прочитанного или прослушанного текста с учетом его специфики, пользуясь разными видами пересказа;
- Объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;
- Воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы, понимать позицию автора и выражать свою точку зрения;
- Произвольно и аргументировано строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли;
- Участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважение к мнению собеседника;
- Выявлять мотивы поведения героев, формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений;
- Осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;
- Читать самостоятельно произведения и книги по заданной теме, жанру и авторской принадлежности;
- Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, авторской принадлежности.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и народов других стран. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературные произведения. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог; произведение. Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Универсальные учебные действия (УУД):
- Сравнивать фольклорные и авторские произведения с «бродячим» сюжетом, указывать их сходство и различия;
- Отличать прозаический текст от стихотворного, научно-популярный от художественного;
- Сравнивать тексты малых жанров фольклора по структуре; пользоваться изученными литературоведческими понятиями.
Творческая деятельность учащихся
Развитие интереса к художественному слову, сочинение загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Универсальные учебные действия (УУД):
- Понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу;
- Распределять роли и функции участников при выполнении коллективных творческих проектов;
- Интерпретировать текст произведения; восстанавливать деформированный текст по плану;
- Инсценировать художественные произведения, моделировать «живые картины»;
- Создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги.
Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Умение пользовать справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Универсальные учебные действия (УУД):
- Воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных запросов;
- Выполнять практико-ориентированные задания; находить информацию в тексте изучаемого произведения, интерпретировать текст, оценивать содержание и языковые особенности;
- Устанавливать последовательность событий в тексте произведения и анализировать причинно-следственные связи;
- Синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию;
- Понимать информацию, данную в тексте и на ее основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией, сравнивать информацию, представленную в текстовом и схематическом виде;
- Ориентироваться в книге;
- Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Межпредметные связи:
- С уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера;
- С уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
- С уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведения;
- С уроками технологии: переплет книг, работа с элементами книги, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
- читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее – 60-75 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя или самостоятельно;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- читать наизусть заранее подготовленные произведения;
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходства/различия;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;
- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
- различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного произведения, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
- работать с книгами разного типа, находить нужный элемент структуры книги;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворные и прозаические тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
- определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;
- подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
- находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
- находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог; произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
- подбирать синонимы к словам, понимать контекстное и прямое значение слов;
- употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведения;
- находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
- инсценировать небольшие произведения и отдельные эпизоды;
- моделировать «живые картинки» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
- создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах;
- творчески пересказывать произведения от лица героя;
- создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- определять и формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
- делить текст на составные части, составлять план текста;
- понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять ее;
- сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
- целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
- сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и моделей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
• читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
• читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
• определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
• пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
• самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
• работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
• отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
• пользоваться справочной литературой.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
1. Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник 2 класс.- М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Ефросинина Л. А. Литературное слушание: рабочая тетрадь.- М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению.- М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
• экран, мультимедийная установка, компьютер;
• комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с аудио сопровождением, видеофильмами, музыкальными произведениями, картинами известных художников, предусмотренными школьной программой.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Дата | |
План | Факт | |||
Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик». | Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр. Слушать и слышать прозаические и стихотворные тексты художественных произведений, воспринимать и эмоционально реагировать на художественное слово, поэтические произведения. Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение. Выделять информацию в научно-популярных и учебных текстах. Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их | |||
Пословицы. Какие бывают пословицы. Учебная хрестоматия. Загадки, пословицы. | Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту. Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях. Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя. Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д. Читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения. Использовать алгоритм (памятку) работы над выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. | |||
Русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую». | Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки. Контролировать чтение молча (исключать речедвижение и фиксацию читаемой строки линейкой или пальцем). Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча. Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения. Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников. Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для работы с текстом произведений, составления плана, выделения смысловых частей и эпизодов. Находить в произведении описания, повествования и рассуждения, пользуясь умением читать молча. Выделять название произведения (фамилия автора и заглавие), смысловые части, озаглавливать каждую часть | |||
Сказки о животных. Учебная хрестоматия. Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич». | Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности. Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения. Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности). Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно наизусть и по учебнику, пересказывать подробно и кратко. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора). Анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических. Определять тему и жанр произведения. Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора. Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки. | |||
Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка. | Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль. Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий. | |||
Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках. | Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий. Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты. Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения. Анализировать и выделять образ главного героя. Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению, выделять их особенности | |||
Учебная хрестоматия. Русские народные сказки. «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц» | Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию. Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения. Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его. | |||
Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора. | Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию. Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения. Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его. | |||
Жанры фольклора («Проверьте себя»). | Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта. Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства. Определять авторское отношение к героям. Определять героев положительных и отрицательных, анализировать их поступки. Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме. Характеризовать героев, используя данные из таблиц. | |||
Былины. «Добрыня и Змея» | Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям. Формировать умение пересказывать произведения (подробно, кратко, выборочно), пользуясь алгоритмом учебных действий. Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности | |||
«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» | Самостоятельно работать с учебными текстами в учебниках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира: читать текст, выделять задачи, правила, алгоритмы учебных действий. Характеризовать понятия, давать определения. Составлять алгоритмы учебных действий (чтения вслух и молча, краткого и подробного пересказов) | |||
«Вольга и Микула». | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок). Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям. Пользоваться библиотечным фондом. Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю. Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами. | |||
Былины. Учебная хрестоматия. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» | Читать дополнительно произведения в хрестоматии по изучаемой теме (разделу) и работать с текстом произведения. Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки. Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках | |||
Учебная хрестоматия. «Первый бой Ильи Муромца» | Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения. Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе. Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды. Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения. Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев. | |||
Учебная хрестоматия. «Алёша Попович». | Использовать в речи понятия: диалог, монолог, реплика, вопрос и слова вежливого обращения. Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений). | |||
Басни. Эзоп. «Лисица и виноград»; И. А. Крылов. «Лиса и виноград». | Знакомиться с образцами письменной речи: произведениями классической литературы отечественных и зарубежных писателей; определять особенности языка писателя (2–3 существенных признака). Сравнивать письменную речь прозаических и стихотворных произведений. Анализировать текст произведения; находить в нём описания, повествования, рассуждения. Конструировать разные типы текста: описание героя, повествование (рассказ о поступке героя), рассуждение о той или иной ситуации, описанной в произведении (мини-сочинение). Использовать в письменной речи обращения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и предложения из произведений. Писать отзывы о произведениях, героях, книгах | |||
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». Учебная хрестоматия. Эзоп. «Ворон и Лисица». | Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию. Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов. Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков. | |||
Контрольная работа («Проверьте себя») | Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией). Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему | |||
Учебная хрестоматия. И. А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник». | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Уметь слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях. Уметь пересказывать тексты произведений и эпизоды подробно, кратко и выборочно. | |||
Учебная хрестоматия. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А. Е. Измайлов. «Филин и чиж». | Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения. Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением. Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением. | |||
Такие разные басни («Проверьте себя»). | Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора. Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. | |||
Произведения А. С. Пушкина. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...» | Определять и сравнивать форму текста (стихотворная и прозаическая), специфику художественного, научно-популярного, учебного текстов. | |||
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Учебная хрестоматия. «Бой Руслана с гигантской головой». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости). | |||
«Сказка о царе Салтане...». | Определять цели чтения художественных, научно-популярных, учебных текстов: изучающее чтение, поисковое чтение (выбор нужной информации), дополнительное чтение по изучаемому разделу, самостоятельное чтение по желанию. Воспринимать художественные и научно-популярные произведения на слух и при чтении; выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | |||
«Сказка о царе Салтане...» (продолжение). | Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта. Уметь пользоваться чтением молча для поиска в текстах произведений описаний, повествований, рассуждений. Использовать умение читать молча для самостоятельного чтения книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов | |||
«Сказка о царе Салтане...» (окончание). | Читать молча (без речедвижения) в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения молча (про себя) — не менее 100–130 слов в минуту. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Пользоваться умением читать молча для ознакомительного (первичного) чтения учебных текстов, художественных и научно-популярных произведений, справочных статей и книг. | |||
К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Учебная хрестоматия. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, интонационный рисунок, выделять паузы и логические ударения, обращать внимание на знаки препинания, слушать и оценивать своё чтение. Пользоваться алгоритмом учебных действий для формирования универсального умения читать выразительно | |||
Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...» | Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. Уметь читать осознанно произведение: темп и тон чтения, соответствующие содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передавать при чтении точку зрения автора; читать незнакомое произведение осознанно, понимать его содержание, показывая своё отношение к героям и их поступкам. | |||
А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер». | Понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям и т. д. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. Учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников. Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения | |||
А. С. Пушкин. «Няне». | Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя. Воспринимать художественные произведения и учиться соотносить их с произведениями живописи и музыки. Учиться относиться к литературным произведениям как к словесному искусству. | |||
Контрольная работа («Проверьте себя»). | Пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность). Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений. Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник. Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы. Использовать информацию из таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных. | |||
Стихи русских поэтов: Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова, А. А. Фета. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» | Создавать иллюстрации к тексту, воспроизводить словесные картины графически. Создание по аналогии историй о героях произведений, рассказов, комиксов, стихотворений по образцу (рифма, строфа). Создавать рукописные книги на основе творческих работ: собирать творческие работы, классифицировать по жанрам и темам, иллюстрировать и оформлять книги, представлять их | |||
А. Н. Майков. «Осень». | Выполнять творческие проекты в группах, парах или индивидуально. Самостоятельно распределять и планировать свою деятельность. Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений. Интерпретировать тексты произведений: выбор эпизода и его пересказ от имени автора или героя. | |||
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...» | Определять главную мысль произведения и задачу чтения; распределять роли, читать выразительно или инсценировать. Выразительно читать кульминационные моменты художественных текстов, выражая своё отношение к героям. Пересказывать произведения подробно и кратко, инсценировать отдельные эпизоды. Моделировать «живые картины» к эпизодам и произведениям. | |||
Стихи русских поэтов. Учебная хрестоматия. И. А. Бунин. «Листопад» | Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи. Работать с сюжетом произведения и его компонентами. Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение | |||
2 четверть | ||||
Произведения Л. Н. Толстого «Два брата» (сказка) | Различать фольклорные и авторские (литературные) произведения. Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности. Различать пословицы по темам, скороговорки по построению и звучанию, сказки по видам (о животных, бытовые, волшебные). Определять жанровые особенности басен, былин. Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения | |||
«Белка и волк» (басня) | Пользоваться справочниками и справочной книгой (алфавитный указатель, словарные статьи, иллюстративные материалы справочника: таблицы, схемы, рисунки, примеры). Читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно книги из библиотек. Классифицировать изученные произведения по жанру, теме, авторской принадлежности, форме. Читать и использовать информацию из детских журналов и газет (печатных и электронных) | |||
Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» | Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей. Объяснять особенности художественных, научно-популярных, исторических и фантастических рассказов. Сравнивать рассказы Л. Пантелеева, М. М. Пришвина, А. И. Куприна и делать аргументированные выводы об их жанровых особенностях. | |||
Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» | Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме. Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов. Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.). | |||
Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы». | Различать виды загадок, народные и авторские. Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных. Участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книги-самоделки, представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках. Анализировать тексты сказок с загадками, понимать особенности сюжета. | |||
Учебная хрестоматия. «Лев и собачка». | Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа. Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха. Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии. Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл. Участвовать в конкурсе «Знатоки пословиц» и проектной деятельности «Народная мудрость». | |||
Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». | Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты. Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев. Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов. | |||
Былина «Как боролся русский богатырь» | Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении. Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ | |||
Былина «Как боролся русский богатырь» | Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимы | |||
Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой. «Ореховая ветка» | Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности. Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев. Различать прозаические и стихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворной формах, выделять особенности стихотворных произведений. | |||
А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | Сравнивать произведения фольклора: сказка, легенда, былина, пословица, загадка; определять особенности этих жанров. Различать сказки бытовые, волшебные и о животных. Выделять зачины, повторы, присказки в народных сказках. Выделять особенности литературных сказок, сравнивать их с народными сказками; делать выводы. Сравнивать сказки отечественных и зарубежных писателей: выделять сходство и различия, определять темы, сравнивать героев, оценивать их поступки | |||
Контрольная работа («Проверьте себя») | Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |||
Произведения Н. А. Некрасова. Стихи Н. А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» | Воспитывать потребность в чтении детских периодических журналов. Выбор периодического издания на основе собственных интересов. Пользоваться ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета», «Антошка» и др. Уметь находить и читать произведения по изучаемой теме или разделу, находить информацию об авторе, произведении или книге в детских периодических изданиях | |||
Учебная хрестоматия. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении) | Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач. Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной). Уметь составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге. | |||
Стихи Н. А. Некрасова о природе «Славная осень...» | Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику. | |||
Учебная хрестоматия. Н. А. Некрасов «Зелёный Шум». К. И. Чуковский. «Зелёный Шум». | Различать фольклорные и авторские произведения; расширять свои представления о творчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков. Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писателей по темам и жанрам. Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности. Изучать и дополнительно читать произведения отечественных писателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические | |||
Стихи Н. А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов. Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев. Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка. | |||
К. И. Чуковский. «О стихах Н. А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём». | Писать небольшие по объёму творческие письменные работы: рассказ о герое или описание пейзажа, отзыв о прочитанной книге | |||
Контрольная работа («Проверьте себя»). | Воспринимать произведения как образцы письменной речи. Выделять особенности жанров художественных и научно-популярных произведений. Называть особенности стихотворной и прозаической форм записи текста. Находить в текстах произведений описания, повествования, рассуждения, а также средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы. Выполнять письменные упражнения с текстами изучаемых произведений в тетрадях: находить в предлагаемых отрывках произведений пропущенные пословицы, эпитеты, сравнения, имена героев и вписывать их. | |||
Произведения А.П. Чехова. Повесть «Степь» (отрывок). | Сравнивать диалоги и монологи героя произведения, выделять в них описания и рассуждения. Моделировать диалог или монолог по изучаемому произведению, работая в группах, парами, индивидуально. Готовить небольшие сообщения (монологи) об авторах произведений, о прочитанных книгах, о результатах проектной деятельности. Использовать в речи понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика и формулы вежливости | |||
Учебная хрестоматия. Стихи русских поэтов | Читать диалоги героев выразительно, по ролям; инсценировать отдельные эпизоды или произведения в группах. Уметь конструировать монолог-высказывание о произведении, героях, прочитанных книгах; аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. Высказывать своё суждение о поступках героев, соотносить их с общепринятыми нормами поведения. | |||
А. П. Чехов. «Ванька». | Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него. Бережно относиться к авторскому тексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи. Наблюдать и выделять в тексте произведения пословицы, устойчивые выражения, диалоги и монологи героев, а затем использовать их в речи. Уметь вести диалог — обсуждение изучаемого произведения, задавать вопросы по содержанию произведения, формулировать ответы на вопросы и подтверждать их примерами из произведения; поддерживать беседу и выражать интерес. | |||
Н. С. Шер. «О рассказах А. П. Чехова» | Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него. Бережно относиться к авторскому тексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи. Наблюдать и выделять в тексте произведения пословицы, устойчивые выражения, диалоги и монологи героев, а затем использовать их в речи. Уметь вести диалог — обсуждение изучаемого произведения, задавать вопросы по содержанию произведения, формулировать ответы на вопросы и подтверждать их примерами из произведения; поддерживать беседу и выражать интерес. | |||
Учебная хрестоматия. Л. Андреев. «Кусака». | Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: составлять план и распределять работу; собирать нужную информацию о книгах, героях книг, авторах; обрабатывать и систематизировать материал; готовить и проводить презентацию проекта (монолог-сообщение о книге, авторе или на заданную тему) | |||
«Сказки зарубежных писателей». Ш. Перро. «Подарки феи» | Пользоваться правилами работы с книгами в библиотеке: общаться с библиотекарем, находить нужную книгу по рекомендательным указателям и в открытом фонде. Пользоваться дополнительной информацией, полученной из самостоятельно прочитанных произведений и книг по теме. Уметь отбирать и читать произведения и книги по изучаемому разделу. | |||
Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». | Познакомиться с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси. Различать книги художественные, научно-популярные, справочные, уметь пользоваться ими. Уметь работать с аппаратом книги, ориентироваться в структуре учебной книги, самостоятельно находить вопросы и задания в учебнике; обращаться к учебнику для самопроверки и самооценки выполненной работы. Систематизировать книги по типам, подбирать книги по темам, пользоваться рекомендательными списками для подбора книг в каталоге библиотеки. | |||
Комплексная контрольная работа | Пользоваться универсальным умением работать с учебными и справочными текстами. Находить в тексте конкретные факты и сведения, представленные в явном виде | |||
Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой «Лев и собачка» | Выделять особенности научно-популярных текстов: правдивое и точное описание предметов, явлений, событий. Самостоятельно работать с текстами научно-популярных произведений (очерки, воспоминания, рассказы и сказки). Сравнивать художественные и научно-популярные произведения разных авторов по теме и авторской принадлежности. Пересказывать подробно научно-популярный текст (описание фактов, предметов, явлений). Кратко излагать факты, описывать детали, передавать точную информацию. | |||
3 четверть | ||||
Урок-утренник «В мире сказок» | Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках. Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами. Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами | |||
Стихи русских поэтов. И. С. Никитин. «Русь». | Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя. Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение). | |||
И. С. Никитин. «Утро». | Оперировать понятиями: главные и второстепенные герои произведения, различать положительных и отрицательных героев. Пересказывать кратко и подробно произведения, отдельные эпизоды с опорой на алгоритм подготовки пересказа. | |||
И. 3. Суриков. «Детство». | Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе. Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям. Составлять сопоставительные таблицы. | |||
Учебная хрестоматия. А. П. Чехов «Белолобый» | Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе. Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям. Составлять сопоставительные таблицы. | |||
С. Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день». | Оперировать понятиями: главные и второстепенные герои произведения, различать положительных и отрицательных героев. Пересказывать кратко и подробно произведения, отдельные эпизоды с опорой на алгоритм подготовки пересказа. | |||
Учебная хрестоматия. Братья Гримм «Умная дочь крестьянская» | Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя. Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение). | |||
Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. Рассказ «Приёмыш» | Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя. Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение). | |||
Рассказ «Приёмыш» (продолжение). | Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя. Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение). | |||
Контрольная работа («Проверьте себя») | Выделять особенности научно-популярных текстов: правдивое и точное описание предметов, явлений, событий. Самостоятельно работать с текстами научно-популярных произведений (очерки, воспоминания, рассказы и сказки). Сравнивать художественные и научно-популярные произведения разных авторов по теме и авторской принадлежности. Пересказывать подробно научно-популярный текст (описание фактов, предметов, явлений). Кратко излагать факты, описывать детали, передавать точную информацию. | |||
Рассказ «Приёмыш» (окончание). | Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках. Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами. Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. Слушать собеседника и вести диалог. Конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | |||
Сказка «Умнее всех». | Пользоваться универсальным умением работать с учебными и справочными текстами. Находить в тексте конкретные факты и сведения, представленные в явном виде | |||
Слушание и работа с детской книгой. Учебная хрестоматия. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Постойко». | Пользоваться правилами работы с книгами в библиотеке: общаться с библиотекарем, находить нужную книгу по рекомендательным указателям и в открытом фонде. Пользоваться дополнительной информацией, полученной из самостоятельно прочитанных произведений и книг по теме. Уметь отбирать и читать произведения и книги по изучаемому разделу. | |||
Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Постойко» (окончание) | Различать книги художественные, научно-популярные, справочные, уметь пользоваться ими. Уметь работать с аппаратом книги, ориентироваться в структуре учебной книги, самостоятельно находить вопросы и задания в учебнике; обращаться к учебнику для самопроверки и самооценки выполненной работы. Систематизировать книги по типам, подбирать книги по темам, пользоваться рекомендательными списками для подбора книг в каталоге библиотеки. | |||
Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка («Проверьте себя») | Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты. Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев. Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов. | |||
Произведения А. И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» | Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении. Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ | |||
Рассказ «Синяя звезда» (продолжение) | Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимы | |||
Рассказ «Синяя звезда» (окончание) | Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимы | |||
Рассказ «Барбос и Жулька» | Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности. Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев. Различать прозаические и стихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворной формах, выделять особенности стихотворных произведений. | |||
Рассказ «Барбос и Жулька» (окончание) | Сравнивать произведения фольклора: сказка, легенда, былина, пословица, загадка; определять особенности этих жанров. Различать сказки бытовые, волшебные и о животных. Выделять зачины, повторы, присказки в народных сказках. Выделять особенности литературных сказок, сравнивать их с народными сказками; делать выводы. Сравнивать сказки отечественных и зарубежных писателей: выделять сходство и различия, определять темы, сравнивать героев, оценивать их поступки | |||
Учебная хрестоматия. «Собачье счастье». | Воспитывать потребность в чтении детских периодических журналов. Выбор периодического издания на основе собственных интересов. Пользоваться ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета», «Антошка» и др. Уметь находить и читать произведения по изучаемой теме или разделу, находить информацию об авторе, произведении или книге в детских периодических изданиях | |||
Контрольная работа («Проверьте себя»). | Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач. Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной). Уметь составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге. | |||
Стихи С. А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...». | Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику. | |||
«Нивы сжаты, рощи голы...» | Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику. | |||
«Берёза» | Различать фольклорные и авторские произведения; расширять свои представления о творчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков. Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писателей по темам и жанрам. Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности. Изучать и дополнительно читать произведения отечественных писателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические | |||
«Бабушкины сказки» | Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов. Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев. Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка. | |||
Стихи о природе | Писать небольшие по объёму творческие письменные работы: рассказ о герое или описание пейзажа, отзыв о прочитанной книге | |||
Поэзия С. Есенина («Проверьте себя») | Воспринимать произведения как образцы письменной речи. Выделять особенности жанров художественных и научно-популярных произведений. Называть особенности стихотворной и прозаической форм записи текста. Находить в текстах произведений описания, повествования, рассуждения, а также средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы. Выполнять письменные упражнения с текстами изучаемых произведений в тетрадях: находить в предлагаемых отрывках произведений пропущенные пословицы, эпитеты, сравнения, имена героев и вписывать их. | |||
Учебная хрестоматия. В. Драгунский «Девочка на шаре» | Сравнивать диалоги и монологи героя произведения, выделять в них описания и рассуждения. Моделировать диалог или монолог по изучаемому произведению, работая в группах, парами, индивидуально. Готовить небольшие сообщения (монологи) об авторах произведений, о прочитанных книгах, о результатах проектной деятельности. Использовать в речи понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика и формулы вежливости | |||
Произведения К. Г. Паустовского. Сказка «Стальное колечко» | Читать диалоги героев выразительно, по ролям; инсценировать отдельные эпизоды или произведения в группах. Уметь конструировать монолог-высказывание о произведении, героях, прочитанных книгах; аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. Высказывать своё суждение о поступках героев, соотносить их с общепринятыми нормами поведения | |||
Сказка «Стальное колечко» (продолжение) | Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него. Бережно относиться к авторскому тексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи. Наблюдать и выделять в тексте произведения пословицы, устойчивые выражения, диалоги и монологи героев, а затем использовать их в речи. Уметь вести диалог — обсуждение изучаемого произведения, задавать вопросы по содержанию произведения, формулировать ответы на вопросы и подтверждать их примерами из произведения; поддерживать беседу и выражать интерес | |||
Сказка «Стальное колечко» (окончание) | Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа. Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха. Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии | |||
| Юмористические рассказы. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга». | Знакомиться с образцами письменной речи: произведениями классической литературы отечественных и зарубежных писателей; определять особенности языка писателя (2–3 существенных признака). Сравнивать письменную речь прозаических и стихотворных произведений. Анализировать текст произведения; находить в нём описания, повествования, рассуждения. Конструировать разные типы текста: описание героя, повествование (рассказ о поступке героя), рассуждение о той или иной ситуации, описанной в произведении (мини-сочинение). | ||
Научно-познавательные рассказы. К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди» | Использовать в речи понятия: диалог, монолог, реплика, вопрос и слова вежливого обращения. Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений). | |||
Учебная хрестоматия. «Заячьи лапы» | Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения. Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе. Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды. Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения. Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев. | |||
Учебная хрестоматия. «Тёплый хлеб» | Читать дополнительно произведения в хрестоматии по изучаемой теме (разделу) и работать с текстом произведения. Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки. Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках | |||
Учебная хрестоматия. «Тёплый хлеб» (окончание) | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок). Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям. Пользоваться библиотечным фондом. Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю. Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами | |||
Учебная хрестоматия. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Самостоятельно работать с учебными текстами в учебниках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира: читать текст, выделять задачи, правила, алгоритмы учебных действий. Характеризовать понятия, давать определения. Составлять алгоритмы учебных действий (чтения вслух и молча, краткого и подробного пересказов) | |||
Учебная хрестоматия. С. Михалков «Ошибка» | Выделять особенности научно-популярных текстов: изложение фактов, достоверное описание предмета или явления, связь с окружающими предметами и явлениями, выводы (Что нового узнали? Какую информацию содержит текст? В какой форме она представлена?). Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научно-популярных произведений. Составлять таблицу с указанием фактов, изложенных в тексте, указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему. Пересказывать кратко, выделяя только фактическую информацию | |||
Творчество К. Паустовского («Проверьте себя») | Использовать в речи понятия: диалог, монолог, реплика, вопрос и слова вежливого обращения. Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений). | |||
4 четверть | ||||
«Моя любимая книга» | Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения. Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе. Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды. Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения. Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев | |||
Произведения С. Я. Маршака. Стихотворение «Урок родного языка» | Читать дополнительно произведения в хрестоматии по изучаемой теме (разделу) и работать с текстом произведения. Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки. Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках | |||
Стихотворение «Ландыш» | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок). Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям. Пользоваться библиотечным фондом. Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю. Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами | |||
Учебная хрестоматия. Пьеса-сказка «Кошкин дом» | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок). Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям. Пользоваться библиотечным фондом. Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю. Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами | |||
В. Субботин «С Маршаком» | Самостоятельно работать с учебными текстами в учебниках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира: читать текст, выделять задачи, правила, алгоритмы учебных действий. Характеризовать понятия, давать определения. Составлять алгоритмы учебных действий (чтения вслух и молча, краткого и подробного пересказов) | |||
Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово» | Выделять особенности научно-популярных текстов: изложение фактов, достоверное описание предмета или явления, связь с окружающими предметами и явлениями, выводы (Что нового узнали? Какую информацию содержит текст? В какой форме она представлена?). Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научно-популярных произведений. Составлять таблицу с указанием фактов, изложенных в тексте, указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему. Пересказывать кратко, выделяя только фактическую информацию | |||
Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово» (окончание) | Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям. Формировать умение пересказывать произведения (подробно, кратко, выборочно), пользуясь алгоритмом учебных действий. Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности | |||
Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель» | Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства. Определять авторское отношение к героям. Определять героев положительных и отрицательных, анализировать их поступки. Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме. Характеризовать героев, используя данные из таблиц | |||
Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель» (окончание) | Самостоятельно работать с учебными текстами в учебниках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира: читать текст, выделять задачи, правила, алгоритмы учебных действий. Характеризовать понятия, давать определения. Составлять алгоритмы учебных действий (чтения вслух и молча, краткого и подробного пересказов) | |||
Учебная хрестоматия. «Фенька», «Новенькая» | Выделять особенности научно-популярных текстов: изложение фактов, достоверное описание предмета или явления, связь с окружающими предметами и явлениями, выводы (Что нового узнали? Какую информацию содержит текст? В какой форме она представлена?). Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научно-популярных произведений. Составлять таблицу с указанием фактов, изложенных в тексте, указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему. Пересказывать кратко, выделяя только фактическую информацию | |||
Контрольная работа («Проверьте себя»). | Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям. Формировать умение пересказывать произведения (подробно, кратко, выборочно), пользуясь алгоритмом учебных действий. Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности | |||
Произведения А. П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень» | Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства. Определять авторское отношение к героям. Определять героев положительных и отрицательных, анализировать их поступки. Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме. Характеризовать героев, используя данные из таблиц | |||
Произведения А. П. Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы) | Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его. Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта | |||
Стихотворение С. В. Михалкова «Аркадий Гайдар» | Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию. Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения | |||
Очерк К. Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» | Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению, выделять их особенности | |||
Произведения М. М. Пришвина. Очерк «Моя Родина» | Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий. Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты. Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения. Анализировать и выделять образ главного героя | |||
Произведения М. М. Пришвина о животных. Учебная хрестоматия. Рассказ «Двойной след» | Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его. Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта | |||
Произведения М. М. Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка» | Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию. Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения. | |||
Рассказ-описание «Жаркий час» | Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению, выделять их особенности | |||
В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» | Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий. Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты. Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения. Анализировать и выделять образ главного героя | |||
Творчество М. Пришвина («Проверьте себя») | Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль. Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий | |||
Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон «Волк» | Анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических. Определять тему и жанр произведения. Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки. | |||
Дж. Лондон «Волк» (продолжение) | Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно наизусть и по учебнику, пересказывать подробно и кратко. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора) | |||
Дж. Лондон «Волк» (окончание) | Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности. Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения. Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности) | |||
Э. Сетон-Томпсон «Чинк» | Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно наизусть и по учебнику, пересказывать подробно и кратко. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора) | |||
Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (продолжение) | Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности. Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения. Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности) | |||
Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (окончание) | Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников. Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для работы с текстом произведений, составления плана, выделения смысловых частей и эпизодов. Находить в произведении описания, повествования и рассуждения, пользуясь умением читать молча. Выделять название произведения (фамилия автора и заглавие), смысловые части, озаглавливать каждую часть | |||
Учебная хрестоматия. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки. Контролировать чтение молча (исключать речедвижение и фиксацию читаемой строки линейкой или пальцем). Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча. Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения | |||
Контрольная работа («Проверьте себя») | Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д. Читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения. Использовать алгоритм (памятку) работы над выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения | |||
Учебная хрестоматия. Х.-К. Андерсен «Снеговик» | Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту. Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях. Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя | |||
Учебная хрестоматия. Ц. Топелиус «Зимняя сказка» | Выделять информацию в научно-популярных и учебных текстах. Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их | |||
Такие разные сказки | Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр. Слушать и слышать прозаические и стихотворные тексты художественных произведений, воспринимать и эмоционально реагировать на художественное слово, поэтические произведения. Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение | |||
Летнее чтение | Выделять информацию в научно-популярных и учебных текстах. Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Литературный калейдоскоп" 3 класс
Программа составлена на основе программы Виноградовой " Начальная школа 21 века" ( литературное чтение) ...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...
Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс
Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...
Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России"
Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России" 4 часа в неделю...