Методы и приемы развития и поддержки детского чтения на уроках в начальной школе.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Ифонькина Надежда Сергеевна

  В данной статье автор делится опытом работы по применению разнообразных и необычных методов и приемов обучения, направленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся  на уроках литературного чтения в начальной школе. Описанные приемы позволяют не только эффективнее осуществлять самостоятельную работу обучающихся, активизировать познавательную деятельность, но и стимулировать интерес к урокам литературного чтения, способствовать повышению мотивации детей к чтению, помогают рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития и поддержки детского чтения на уроках в начальной школе.

Современный мир стремительно меняется, за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе сильно изменилось. Идет процесс падения уровня читательской культуры. У детей нет потребности в чтении, они категорически отказываются читать сверх школьной программы, «лишнюю» строчку не прочтут, если ее не задавали. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют уроки чтения, а потом и литературы в числе самых нелюбимых предметов.

Передо мной, как перед учителем, встал вопрос: «Как заинтересовать ребят? Как пробудить в них желание и стремление окунуться в мир книг? Что я могу, как учитель, сделать для того, чтобы привить интерес ребенка к самому чтению?»

Развитие интереса к чтению начинается с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Поэтому на своих уроках систематически использую разнообразные и необычные методы и приемы обучения, направленные на улучшение качественных показателей чтения учащихся, с некоторыми из которых мне хотелось бы вас познакомить. 

При ознакомлении с творчеством писателей использую Интернет–ресурсы, где можно найти уникальные фотоснимки, качественные портреты, а также рукописные работы. Видеофрагменты  позволяют детям более углубленно познакомиться с биографией писателя.

Одним из интересных приемов, которые я использую в своей работе, является «радиотеатр». На своих уроках заметила, что обучающимся не интересен сам процесс чтения. Это натолкнуло на мысль, что обычное чтение по ролям на уроках литературного чтения можно сделать необычным. Мы с детьми решили, что станем записывать чтецов и размещать лучшие звукозаписи в группе нашего класса. Определили «звукорежиссёра», который отвечал за процесс записи. Так дети начали учиться фиксировать в цифровой форме своё чтение, анализировать звуки. С помощью такого приема ребята учатся распределять роли, анализировать, оценивать и характеризовать личные качества персонажей, их настроение с целью передать это голосом.  Дети учатся сотрудничать друг с другом во время чтения по ролям, самостоятельно оценивать работу друг друга, аргументировать свою оценку и выбирать лучших из лучших. Все это формирует навыки выразительного чтения, умения ощутить настроение, узнать характер героев, повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Многие детские произведения экранизированы, что даёт возможность на уроках литературного чтения использовать выборочно наиболее значимые фрагменты или эпизоды фильма. «А почему бы нам самим не попробовать создать мультфильмы к прочитанным произведениям?» - с такой идеей я обратилась к родителям своих учеников. Нашлась группа активных родителей, желающих помочь. К выбранному для мультфильма произведению обучающиеся сделали иллюстрации, отсканировали рисунки и наложили на них записанный детьми текст. Получился наш собственный мультфильм. Такой приём вызывает бурю эмоций у обучающихся, помогает мне формировать позитивное отношение к окружающей  действительности, способствует повышению мотивации детей к чтению.

Традиционным в классе стало создание "Книги своими руками".

В процессе создания книг, дети знакомятся с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом и иллюстрациями. В третьем и четвертом классе чаще даю задание ребятам подготовить книжку в группах. Так, например, нами была создана книжка к 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне. Ребята самостоятельно подбирали к ней стихи, кроссворды, рассказы, иллюстративный материал о войне. Такая работа помогает мне развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать бережное отношение к ней, а также расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их к самостоятельной читательской деятельности.

На этапе повторения, закрепления стараюсь  проконтролировать уровень усвоения изученного материала в процессе самостоятельной или групповой деятельности учащихся. В этом мне помогают квесты, созданные мною в программе Microsoft Office PowerPoint. 

Квест (приключенческая игра) представляет собой интерактивную историю, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше по сюжету к намеченной цели. Особенностью квеста  является присутствие в сюжете «изюминки». Это может быть загадка, поиск «сокровищ», спасение персонажа или какая-либо другая деятельность в форме игры. Для прохождения квеста от обучающихся требуются только раннее полученные знания, используя которые они выбирают правильные ответы заданий. Включение квестов в урок помогает мне вовлечь всех учеников класса в литературное творчество, побуждает детей к внимательному чтению произведений, способствует быстрому получению объективной картины усвоенности знаний обучающихся.

Регулярное применение подобных приемов на уроках литературного чтения стимулирует учащихся к декламации художественного текста, способствует развитию творческого потенциала и повышает интерес к чтению.

В заключении хотелось бы сказать, что работа над развитием интереса к урокам литературного чтения младших школьников должна носить систематический характер. Это позволит формировать и развивать интерес у учащихся к книге и к процессу чтения  в частности, пробуждать потребность в последующем литературном образовании.

В данной статье автор делится опытом работы по применению разнообразных и необычных методов и приемов обучения, направленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся  на уроках литературного чтения в начальной школе. Описанные приемы позволяют не только эффективнее осуществлять самостоятельную работу обучающихся, активизировать познавательную деятельность, но и стимулировать интерес к урокам литературного чтения, способствовать повышению мотивации детей к чтению, помогают рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

Приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе.

Фишбоун -  прием смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления....

приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе

в статье рассматривает вопрос формирования навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения посредством применения наиболее эффективных приёмов. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. О...

Методы и приемы развития логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира

В развитии логического мышления и связной речи особенно велика роль изучения природы и общества. Наблюдение и характеристика различных явлений - основа развития всех типов связной речи - описание, пов...