Конспект урока по литературному чтению в з классе Л.Н. Толстого «Акула»
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 127.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в з классе Л.Н. Толстого «Акула»
Тема: Л.Н. Толстой «Акула».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: Ознакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «Акула»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты (предметные):научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, иллюстрации или слайды с изображением парусников.
Ход урока
- Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Акула рыщет по морям,
Пугая всех и там и сям.
Разинет пасть зубастую:
- Я всех вас заграбастаю!
С. Газин.
— Прочитайте шепотом (начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения; быстро; скороговоркой; выразительно).
III. Проверка домашнего задания
— Творчество какого писателя мы изучаем?
— Какие произведения Льва Николаевича вы прочитали? Какие из них вам больше всего понравились? Расскажите.
IV. Введение в тему.
- Актуализация знаний.
Ребята, вспомните, какие произведения Л. Н. Толстого мы читали во 2 классе7 («Филиппок», « Старый дед и внучек», « Котёнок», « Отец и сыновья» и др. )
Отгадайте загадку.
Над водой взметнулась глыба
Это очень злая рыба
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг (АКУЛА)
— Откройте учебники на с. 56—57. Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему. О чем этот рассказ?
— Определите тему и задачи урока.
— Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Л. Н. Толстого, который называется «Акула».
— Что вы знаете об акулах?
- Послушайте внимательно текст об акуле.
(Ученик зачитывает статью об акуле)
Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
- Что нового узнали об акулах?
- Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему?
- Как вы думаете, где происходят события рассказа?
— Какие тогда были корабли?
(Учитель рассказывает о кораблях. Рассказ сопровождается показом рисунков или слайдов.)
История кораблестроения от появления первых плотов и лодок, выдолбленных из целого деревянного ствола, до современных красавцев лайнеров уходит своими корнями в глубокую древность. Она столь же многогранна и насчитывает столько же веков, как и сама история человечества.
Главным стимулом возникновения мореплавания, равно как и связанного с ним кораблестроения, явилось развитие торговли между народами, разделенными морскими и океанскими просторами. Первые корабли передвигались с помощью весел, лишь изредка используя в качестве вспомогательной силы парус. Затем, приблизительно в X—XI вв., наряду с гребными судами появились чисто парусные суда.
Развитие русского флота тесно связано с именем Петра I. В июне 1693 г. он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Началось создание регулярного военно- морского флота. К 1714 г. Россия уже имела свой парусный флот.
Рассмотрите парусник. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15—25 м, т. е. имели высоту 5—8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.
V. Работа по теме урока
(Учитель читает до слов «Акула плыла прямо на мальчиков...». Здесь чтение прерывается, делается пауза.)
— Как вы думаете, что будет дальше?
(Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.)
— Оправдались ли наши предположения?
— Что вы испытали при чтении этого рассказа? (Страх, отчаяние, радость...)
VI. Физкультминутка «Морское царство».
Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить-нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою (машут руками).
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками)
VII. Продолжение работы по теме урока
— Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)
- Что значит «Не выдавай! Поднатужься!»? (Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать.)
- Когда отца охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его состояние. (Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх. «Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».)
- Прочитайте, что было дальше.
— Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына.)
— Когда он стал действовать? (Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. «Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль».)
— Почему все замерли от страха? (Он мог попасть в мальчиков.)
— Как вел себя артиллерист после выстрела? (Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.)
— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть на то, что произошло после его выстрела.)
— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, опытный и т. п.)
— Что хотел показать нам автор этим рассказом? (Переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.)
- Почему Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «Акула», а не «Выстрел», «Старый артиллерист», «Купание в открытом море»?
— Разделите рассказ на части в соответствии с планом на с. 58 учебника (задание № 5).
— Перечитайте его, выделите опорные слова и перескажите текст по плану.
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел…
- Самым неожиданным для меня стало.
IX. Подведение итогов урока
— С каким рассказом вы познакомились?
— Как его можно было назвать по-другому?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста. Нарисовать к нему иллюстрации
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема: "Л.Н.Толстой "Детство".
Конспект урока литературного чтения в 4 классе...
Конспект урока по чтению для 3 класса: Лев Толстой "Прыжок".
Развивать и совершенствовать навык чтения.Учить делать выводы, обобщения, аргументировать свои ответы.Вырабатывать привычку делового сотрудничества и самоконтроля за поведением во время работы на урок...

Конспект урока литературного чтения во 2 класса по теме "Рассказы Л.Н.Толстого"
Задачи: 1. Формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого, умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст. 2. Развивать речь, внимание, воображение. 3. Воспитывать в детях до...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе :Л.Толстой."Акула".(УМК "Школа России".
Подробный план урока,разнообразные виды деятельности,интересный материал....

Урок по литературному чтению в 3 классе . Л.Н.Толстой "Акула". Программа "Школа России"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе: Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе: Л.Н.Толстой "Акула"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Л. Толстой "Акула"
Методическая разработка технологической карты урока по литературному чтению....