Конспект урока литературного чтения во 2 классе Л. Толстой "Акула"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Смирнова Маргарита Витальевна

Методическая разработка технологической карты урока по литературному чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_urok_literaturnogo_chteniya.docx48.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

         Урок литературного чтения  во 2  классе.

         Тема. Л.Н. Толстой «Акула»

         Составила и провела Смирнова Маргарита Витальевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия

им.  А.Н. Островского»

Пояснительная записка.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слона; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формиронанне такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (читать вслух и молча, выразительно, выборочно, подробно научать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, то есть, уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации или включением себя в круг героев. Эти четыре компонента необходимы для осуществления правильной читательской деятельности в данной последовательности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.  

Урок литературного чтения  во 2 классе Л. Толстой Акула седьмой в разделе «О любви» учебника Н.А. Чураковой. Цель урока -познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», узнать, какими мыслями хотел поделиться автор с читателями.

Актуальность на современном этапе развития образования – показать детям на примере художественного произведения  о безграничной любви родителей к своим детям.

       Основные методы:

по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);

наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля

           формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

        система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

        средства обучения: учебник Литературное чтение авторы: Н.А. Чуракова.

        На момент проведения урока учащиеся знакомы с  разделом «О любви», произведением Л. Толстого «Прыжок».

          Цель данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Это урок освоения новых знаний.  

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Завершающим этапом была самооценка   результатов урока, подведение итогов.

 

 

Урок литературного чтения  во 2  классе

  Тема. Л.Н. Толстой «Акула»

Тип урока: открытие нового знания.

Программа. ООП НОО (Перспективная начальная школа)

Цель: познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Акула», узнать, какими мыслями хотел поделиться автор с читателями.

Задачи урока:

Обучающие:

- способствовать формированию умения анализировать текст;

- учить выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Развивающие:

- развивать речь, способствовать уточнению и обогащению словаря учащихся;

- развивать умения сравнивать, группировать, выделять важное, анализировать.

- развивать умение правильно задавать вопросы

Воспитательные:

-создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

- создать условия для формирования положительного отношения к учению, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке,

- содействовать привитию этических качеств личности - доброты, сострадания, соучастия.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

В результате проведения урока учащиеся смогут:

- Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное, высказывать свое мнение о героях и их поступках.

Метапредметные:

В результате проведения урока учащиеся смогут:

-  продуктивно взаимодействовать в группе;

- составлять план произведения и характеристики героя;

-  осознать качество и уровень усвоения материала.

Предметные:

В результате проведения урока учащиеся смогут:

- сформировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;  - - совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное;

- устанавливать последовательность событий в тексте;

- описывать героя;

- совершенствовать навык выразительного, осознанного чтения.

Оборудование: тексты для учащихся (учебник литературного чтения Н.А. Чуракова), мультимедиа проектор, презентация к уроку, карточки с заданием, свеча.

Используемые технологии: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методическое обеспечение:  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/09/16/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya,

https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS18 

Ход урока

Этап

Время

Этап/

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемый результат

Учебно-методическое обеспечение

деятельность педагога

деятельность обучающихся

1. Оргмомент.

1 мин.

 Обеспечить благоприятную внешнюю для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку.

- Привели голову в порядок. ( Погладили, причесали себя пальчиками )

 Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я многое могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Выполнение действий предлагаемых учителем.

 Положительное отношение к процессу познания.

2.Мотива

ция

2 мин.

Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала

- Прочитайте  выражение:

 Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон

- Как вы понимаете прочитанное предложение? 

Ответы детей на вопрос, рассуждение, доказательство.

Например:

Читая рассказы о других людях и их судьбе многому учишься и на многое начинаешь смотреть, по – другому. Книги учат нас правильно поступать в той или иной ситуации. Книги как будто просят нас быть лучше.

Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию.

Рассказывают о чём -то интересном и неизвестном, делают нашу жизнь нескучной.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельност

Презентация

Слайд №2

3.Определение задач урока

2 мин.

Организовать коммуникативное взаимодействие, согласовать задачи и тему урока.

Какой раздел мы  изучаем?  

- Какие задачи мы будем решать на уроке?

Отвечают на вопрсы учителя.

О любви.

Задачи: познакомимся с новым произведением; будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы.

Личностные - принятие новых ценностей, нравственных норм; метапредметные -освоение способов деятельности, навыков самоорганизации;предметныхе-приобретение знаний и умений по данному предмету.

Целеполагание.

Слайд 3

4.  Анализ названия.

Прогнозирование содержания.

Приём предположения.

3 мин.

 Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

- Как называется произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

И в морях, и в океанах 
Рыба страшная живёт: 
Пасть с ужасными зубами 
Белый и большой живот.

- Что вы знаете об акулах?

- О чём в рассказе пойдёт речь с таким названием?

Сегодня познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого «Акула»   

Акула.    

Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны.

Дети высказывают свои предположения.

Учатся устанавливать причинно- следственные связи; слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Слайд 4

Слайд 5

5.  Словарная работа

4 мин.

Помочь учащимся осмысленно воспринимать содержание и художественное богатство литературного произведения. 

- В этом произведении  нам встретятся  новые слова, чтобы лучше понять текст нам надо знать их значение. Где это мы можем узнать?  

Африка – материк, второй по величине.

Сахара – это пустыня в Африке.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Артиллерист – военнослужащий артиллерии, огнестрельного оружия (пушки)  

Полотно- гладкая белая льняная ткань.

Якорь -  приспособление для удержания судна на месте при стоянке на свободной воде.        

В толковом словаре. Сергей Иванович Ожегов, Владимир Иванович Даль

Обогащение,  уточнение, активизация словарного запаса учащихся.

Слайд  6, 7,8,9

6.    Анализ текста.

 Приём «Чтение  с остановками».

Приём «Дерево предсказаний»  

8 мин.

Развить навыки медленного, вдумчивого чтения;    заинтересовать самим процессом;  сформировать средствами чтения мышление бо-. лее высокого уровня — критическое.

- Теперь внимательно прослушайте, прочитайте   произведение и попробуйте представить и прочувствовать всё, что услышите.

Чтение 1 части текста. 

Вопросы:

1.Где стоял корабль?

2.Как автор описывает погоду в этот день.

3. С чем автор сравнивает погоду?

Как можно озаглавить эту часть? (У берегов Африки.)      

2 часть.

- Почему матросы стали купаться на закате?

_ Где, была устроена купальня? (Купание в парусе).

3 часть.

- Кто был с матросами на корабле?

- Почему мальчики поплыли в открытое море?

- Что значит, вздумали?  

 Автор осуждает их или одобряет?  

- А что делал старый артиллерист?

(Плавание наперегонки)

      

- Обсудите в парах и подумайте, что будет дальше?

- Чем всё может закончиться?

4 часть. Читает учитель. 

- С какого слова автор  начинает эту часть?

- Какими словами автор называет акулу? Почему?

- Что предприняли люди для спасения мальчиков?

- Насколько это было эффективно?

- Как отреагировали дети?

- С чем сравнивает  автор артиллериста?

- Какие слова говорят о пережитых чувствах отца?

- Найдите и зачитайте глаголы, которые описывают действия матросов. Как они действуют?

- Успеют ли матросы спасти мальчиков?

«Появление морского чудовища»

5 часть.

- Как отреагировали ребята, увидев акулу?

- Почему автор употребил именно слово визг, а не крик?

- Как думаете, что почувствовали ребята?

«Пронзительный визг»

6 часть

- Как подействовал визг  мальчика на отца?

- Какое решение он принял?

- Почему все замерли от страха?

- Как ведёт себя отец после выстрела? Почему?

«Выстрел»

7 часть

- Что привело артиллериста в чувства?

- Что его успокоило? Какое чувство он сейчас испытывает?

«Мальчики на корабле»

-Пригодится ли нам составленный план?

Читают по частям.

Ответы на вопросы.

У берегов Африки.

День был прекрасный.

С печкой.

Очень душно.

В парусе.

Два мальчика.

Им было тесно в парусе.

(захотели, пришло им на ум)

(осуждает)

Высказывают свои предположения.

Вдруг.

Морское чудовище.  Чтобы мы почувствовали , что над мальчиками нависла беда.

Дети его не слышали и плыли дальше, смеялись.

С полотном. От испуга он стал бледный как белая ткань. Он не шевелясь, смотрел на детей.

Очень быстро.

Выслушиваются предположения детей.

Пронзительный визг.

Визг – это очень громкий, резкий крик.

Страх, ужас.

Сорвался, побежал. Испытывал чувство страха, волнения, отчаяния.

Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

Раздался громкий, радостный крик.

Счастья, успокоения.

Да, он нам поможет пересказать текст.

Развитие навыков осмысленного чтения, оценивать события, поступки героев рассказа.

 План на доску

Слайд 10

7. Физминутка.

1 мин.

Повысить и  удержать умственную работоспособность детей на уроках

- Мальчики на корабле, предлагаю и вам отдохнуть.  

- Закройте глаза. Представьте, что вы плывёте на корабле по тёплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Морской воздух ласкает ваши руки, лицо, гладит вас по волосам. Вам спокойно и радостно.

Дети  отдыхают.

Личностные. Здоровьесбереже

ние.

Мелодия на саксафоне, шум моря.

8. Мозговой штурм

5 мин

Развитие творческого типа мышления.

- Совпали ли наши предположения?

- Какое это  произведение? Жанр.

- Что переживали во время чтения?

- Какие мысли возникли после прочтения рассказа?

 - Есть ли в наше время необходимость в таких людях, как герой рассказа?

Приведите примеры.

Ответы .

Да, совпали.  (У кого- то нет).

Художественный рассказ.

В нём ясный сюжет, события в рассказе могли произойти в реальной жизни.  Есть выразительные средства языка. В нем есть эпитеты, сравнения.

Тревогу.

Нельзя себя вести так безрассудно.

 Любовь отца к сыну.

Да, в нашей жизни возникают ситуации, в которых требуется проявлять решительность и находчивость, мужество и самообладание (например).

Активизация мыслительных процессов путём совместного поиска решения проблемы.

9. Творческая работа  в группах.

10.Рефлексия. 3 мин

11.Домашнее задание.

2 мин

12. Итог урока.

1 мин

13 мин

Активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Выявить уровень усвоения содержания изученного;

  оценивание активности ребенка в ходе урока и на отдельных его этапах, осмысление способов и приемов работы, выбора наиболее рациональных.

Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Правила работы в группе.

1 группа. Соберите пословицы.

Отвага - половина спасенья.

Смелому,  всегда удача.

Берегись бед, пока их нет.

Не зная броду, не суйся в воду.

На стороне, счастье, всегда, отважных.  

2группа.   Юные писатели.

- Придумайте продолжение рассказа. 3-4 предложения.

3 группа.   Выбор

 Что помогло спасти мальчиков? Выбери.

 1. Счастливый случай.

 2. Мужество, сила духа.

 3. Ум и смекалка.

Составьте словесный портрет главного героя -артиллериста.

4 группа.   Точное слово

Визг этот как будто_____________ артиллериста. Он ____________ с места и __________ к пушкам. Он повернул хобот, ________к пушке, _______ и ______ фитиль.

        ________ выстрел, и мы увидели, что артиллерист________ подле пушки и ________ лицо руками.

5 группа.   Путешествие по

книге

Откройте учебник

  • Рассмотрите иллюстрацию
  • Что на ней вы видите?
  • Найдите и прочитайте отрывок из текста, соответствующий  иллюстрациям?

6 группа.   Мыслители.

- Кто главный герой рассказа?

- Почему рассказ назвали  «Акула»?

-Как, по – другому,  можно назвать рассказ?  

Проверка работы каждой группы. Правила слушателя.

Вывод: любовь помогла собраться, принять правильное решение и победить акулу. Любовь побеждает всё!

Оцените свою работу на уроке.

1.Внимательно ли я слушал и читал рассказ?

2.Обдумывал ли я ответы на вопросы?

3.Участвовал  ли в парной работе?

4.Сделал ли я правильные выводы, прочитав произведение?

5.Был ли активным на уроке?

Сосчитайте ответы  «да» и вы узнаете свою оценку за урок.

Вы довольны своей работой на уроке?

- У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.  

Пожелайте в душе самым близким, дорогим вам людям того, что хотелось бы вам пожелать.

Помните, любовь побеждает всё

Подчёркивают красным карандашом пословицы, которые подходят к действиям артиллериста.

Читают продолжение рассказа.

Артиллерист сильный духом человек, мужественный, опытный, находчивый и решительный, смелый. Он очень любил своего сына и хотел ему помочь.

Читают выразительно отрывок.

Чтение отрывков из рассказа.

Главный герой – артиллерист.

Акула – причина ситуации, в которой отец повёл себя решительно,  по – геройски.

Поступок отца. Поступок, продиктованный жизнью.

Да – 1 балл, нет – 0

Ответы детей.

Пожелания родным.

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. 

Размышление,     анализ собственного психического состояния, формулирование полученных  результатов в ходе обучения. 

Слайд.

Слайд

Свеча.

Слайд.

По выбору учащихся.

1.Придумать своё продолжение рассказа.

2.Пересказать от имени матроса корабля.

Дети выбирают задание и записывают в дневник.

Развитие познавательных способностей.

Слайд.

По выбору учащихся.

1.Придумать своё продолжение рассказа.

2.Пересказать от имени матроса корабля.  

Урок мне хочется закончить такими словами:

Со Львом Николаевичем Толстым

 Мы никогда не загрустим,

Он как живой, он с нами рядом,

Он одобряет тёплым взглядом.

Он речи мудро так ведёт –

 Словами к сердцу путь найдёт.

Он в трудный час опорой станет,

Учить добру нас не устанет.

И не устанем мы читать,

Труды Толстого изучать.

- Спасибо за урок. Мне было приятно с вами общаться.

Запись д/з по выбору в дневник

  Формирование личностных и регулятивных ууд.

Слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....