П.П. Бажов. Сказка «Серебряное копытце».
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: П.П. Бажов. Сказка «Серебряное копытце».
Цели: 1. Ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова, с произведением «серебряное копытце».
2. Отрабатывать навыки правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения.
3. Обогащать словарный запас учащихся.
4. Развивать память, речь, внимание, мышление.
Оборудование: выставка произведений П.П. Бажова,
ИКТ: презентация о П.П. Бажове
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка. Работа со скороговоркой. Первичное чтение. (Презентация, слайд № 1)
Шуршат камыши в тиши.
Шуршат в тиши камыши.
Камыши шуршат в тиши.
Камыши в тиши шуршат.
В тиши шуршат камыши.
В тиши камыши шуршат.
- какой звук часто встречается в скороговорке?
- Для чего учимся правильно произносить скороговорки?
- При чтении каждой строчки увеличиваем темп чтения. Каждую строчку читаем быстрее предыдущей.
3. Актуализация знаний .
-Какую тему изучаем на уроках чтения? (литературные сказки)
-Какое произведения изучили в этой теме?(В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»)
-Почему эти сказки называются литературными?(Есть автор).
-Какое было домашнее задание? (Пересказ)
4. Проверка домашнего задания.
КАРТОЧКА-ТЕСТ:
1.Папенька поставил на стол:
а) шкатулку
б) коробку
в) табакерку
2. Главного героя звали:
а) Володя
б) Миша
в) Алёша
3.Как назывался город, в который попал мальчик?
а) Тук - Тук
б) Динь - Динь
в) Дзынь - Дзынь
4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:
а) поговорку
б) присказку
в) пословицу
5. «Миша в свою очередь закусил…»
а) губу
б) язычок
в) щеку
6. Перечисли жителей табакерки. Запиши их.
а) _____________________ в) _____________________
б) _____________________ г) _____________________
7. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?
а) химия б) литература в) механика
5. Постановка темы и цели урока.
-Откройте учебники, прочитайте название произведения, с которым мы познакомимся сегодня.
-Кто автор этого произведения?
-Какие произведения Павла Петровича Бажова вам известны?
6. Изучение нового материала.
а) Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Бажова (Использование презентации, выставка произведений)
Рассказ учителя о жизни и творчестве П.П. Бажова (Слайд №3)
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
Далее рассказ ведётся по презентации.
б) Словарная работа. (Проводится перед чтением)
-В сказке встретятся слова, которые сейчас в речи употребляются очень редко или совсем не употребляются: (использование презентации, слайд№12 )
- Барская рукодельня – ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).
- Несподручно – неудобно, неловко.
- Пособник – помощник в делах.
- Взъедается – невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начинают упрекать, обвинять, бранить.
- Голбчик – приступка для выхода на печь.
- Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
- Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля и крупы.
- Балаган – временная деревянная постройка, для ярморочной торговли, жилья, зрелищ.
- Покосные ложки – широкие пологие овраги покрытые травой.
- Статочное ли дело – (устаревшее выражение) хорошее ли дело.
- Ворочайся – возвращайся.
- Хризолит – драгоценный камень.
Ф И З М И Н У Т К А (На дыхание) (Использование презентации, слайд №13).
(При проговаривании слов –делаем вдох, на выдохе – произносим звук ш-ш-ш-…)
Завели машину, (вдох)
Ш-ш-ш-ш-….
Накачали шину,
Ш-ш-ш-ш-….
Улыбнулись веселей и поехали быстрей,
Ш – ш – ш – ш - …
в) Отработка техники чтения. (Упражнение для расширения угла поля зрения).
-Смотрим на черту. Читаем слова боковым зрением по слогам. (использование презентации, слайд №14)
по- голб- ба-ла- барс- ру-ко- по-жит- по-соб- хри-зо- възе-да- не-спод- по-кос- лож- ста-точ- де- во-ро- | хлёб-ка чик ган ка-я дель-ня ки ник лит ет-ся руч-но ны-е ки но-е ло чай-ся |
г) Первичное чтение сказки. (Читают хорошо читающие ученики.)
Ф И З М И Н У Т К А (Снятие усталости глаз). Проводится во время чтения сказки,
На листе бумаги (формат А-3 или больше) начерчен квадрат. В нём проведены диагонали.
Ученики следуя глазами за указкой учителя переводят взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний – в правый нижний. Повторить несколько раз. В конце посмотреть в точку пересечения диагоналей и сильно зажмурить глаза. Сосчитать до десяти. Открыть глаза и поморгать.)
д) Беседа после чтения: (презентация, слайд №15)
- Понравилась ли вам сказка?
- Какая это сказка? (Волшебная)
- Кто главные герои этой сказки?
- Как вы думаете, почему Кокованя решил к себе взять Дарёнку?
- Как жилось Дарёнке в чужой семье?
- Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
- Что Кокованя рассказал Дарёнке о козле?
- Заинтересовал Дарёнку рассказ старика?
- Зачем Дарёнка хотела с дедом в лес идти?
- Почему он её с собой не взял? Как он её отговорил?
- Почему Кокованя решил взять с собой Дарёнку, когда она стала проситься в следующий раз?
- Как жили Дарёнка и Кокованя в балагане?
- Расскажите, как произошла первая встреча Дарёнки и серебряного копытца?
- Какое зрелище увидел Кокованя, когда вернулся к балагану?
- Чем закончилась сказка?
7. Итог урока. (слайд №16)
- С творчеством какого писателя познакомились на уроке?
- Что вы запомнили о нём?
- Над каким произведением работали?
- Что позволило автору назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?
Рефлексия, светофор
8. Домашнее задание.
Перечитать сказку. Подготовить безошибочное выразительное чтение.
С 128-132
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок чтения "Серебряное копытце" П.П. Бажов 2 класс
Урок-знакомство с творчеством П.П. Бажова, со сказкой "Серебряное копытце"....
УРОК ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ П.П.БАЖОВ "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"
УРОК-ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ П.П. БАЖОВА "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ" .ЦЕЛЬЮ ДАННОГО УРОКА ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЗЮМЕ, ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД ПО...
Павел Бажов.Серебряное копытце. 2 класс
Презентация с биографическими данными Павла Бажова и немного о сказах. Программа 2 класса "Школа 2100"....
Урок чтения в 4 классе"П.П.Бажов"Серебряное копытце".Анализ произведения."
Урок имеет комбинированную структуру. Цели урока конкретны и доступны:- развитие умения в глубоком понимании смысла текста;-формировать умение опрелелять и анализировать композицию произве...
Конспект урока по литературному чтению "Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)".
Это конспект урока по литературному чтению по программе "школа 2100" , который я проводила во 2 классе....
Тест-контроль по сказке "Серебряное копытце" П. Бажова
Тест-контроль по сказке "Серебряное копытце" П. Бажова. 3 класс....
Тест по сказке "Серебряное копытце"
Тест по сказке "Серебрянное копытце"...