Открытый урок чтения в 4 классе с применением информационных технологий "У Лукоморья дуб зелёный"
книга по чтению (4 класс)

Кира Алексеевна Минаева

Цель: знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»

Задачи:

Познавательные

1.Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного чтения.

Развивающие

1.Обогащение словарного запаса уч-ся.

Воспитательные

1.Формирование умений выражать собственное понимание событий.

2.Формирование интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chteniya.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ комбинированного урока по чтению 4 класс (ОВЗ)

Тема: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»

Подготовила: учитель начальных классов Минаева К.А. Новопетровское МБОУ 2022г.

Цель: знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»

Задачи:

Познавательные

1.Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного чтения.

Развивающие

1.Обогащение словарного запаса уч-ся.

Воспитательные

1.Формирование умений выражать собственное понимание событий.

2.Формирование интереса к чтению.

Оборудование: учебники чтения.

  1. Карточки со словарными словами
  2. Презентация
  3. Умная капсула мини Маруся
  4. Карточки с разрезными картинками

Этап урока

Речь учителя

Оборудование

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

- Доброе утро! Садитесь. Скажите, ребята, какое сейчас время года? Верно. А какой день недели? Молодцы.

- Проверьте, все ли у вас есть на парте: дневник, учебник

Календарь, учебник по чтению

Слайд 1

Дыхательное упражнение

А теперь, ребята, повторяйте за мной!
Вдох носом, выдох через рот;
Вдох, задержка дыхания, выдох;
Вдох, выдох по порциям.

 Подводное путешествие. Аудио запись (просим Марусю включить шум воды)

Логопедическая гимнастика

Молодцы. А чтобы мы сегодня хорошо и правильно читали, давайте споем песенку:

Пропевание логопедической песни громко/тихо.

Круглое, румяное,

Сочное и сладкое,

Очень ароматное,

Наливное, гладкое,

Тяжелое, большое

Что это такое?

(Го-го-го – это яблоко)

 Слайд 2

Проверка домашнего задания

Вы отлично справились! А теперь давайте откроем учебники на странице61-66. Что за сказка вам была задана на дом? Кто ее автор?

Давайте вспомним вместе, о чем она и ответим на вопросы, представленные в презентации

  1. Докажи словами из сказки, что младшая сестра  была трудолюбивая ?
  2. Почему сестры решили заманить младшую сестру в лес ?
  3. Рассказали ли сестры правду о том, что они сделали с младшей сестрой?
  4. Что можно сказать о старших сестрах , какие они. Подтвердите свой ответ примерами из сказки.
  5. Как узнал отец , что сделали с младшей дочерью ее сестры.?
  6. Докажи примерами из сказки, что добро побеждает зло.

Молодцы! Я вижу, что вы внимательно дома читали сказку.

Слайд 3

Физминутка

Давайте отдохнем! Физминутка- релакс «У моря»

- Предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (включаю шум моря)

- Расскажите, что вы слышали? (Крик чаек, шум моря) Как вы думаете, где оказались?

- И вдруг, на берегу моря мы видим …… Кто узнал это дерево, назовите? (На доске появляется рисунок огромного дуба)

Слайд 3

Просим Марусю включить шум моря

Корректирующая проба

Мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
Учитель  показывает ребятам
 книги и уточняет у детей:

- Ребята! Посмотрите, что у меня Кто знает, что это такое? 

- Правильно, ребята. Это книги.

Учитель: - Прочитайте названия книг и подумайте, что объединяет все эти произведения?

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Сказка о золотом петушке

Сказка о попе и его работнике Балде.

- Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина

и отравимся в мир сказок, будем литературными исследователями и отправимся в лукоморье. Сказка - это не просто вымышленная история. Сегодня мы попробуем раскрыть один из ее секретов. Для этого мы будем исследовать произведение А.С.Пушкина «У Лукоморья …»

Дети: Это произведения А. С. Пушкина

Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это произведение

Дети: Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы нас было приятно слушать другим.

мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение)

Слайд 4

Сообщение нового материала. Биография автора.

Итак, внимание на экран.

 Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано полюбил  чтение.  Его воспитанием занимались бабушка и няня Арина Родионовна. Она очень интересно рассказывала сказки, знала пословицы и поговорки.

-   Став взрослым, А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки.  

Слайд 5

Прослушивание

Игра «Соответствие».  

-Рассмотрите иллюстрации к сказкам Пушкина.

-Расскажите, какая иллюстрация, какой сказке соответствует

-. Проверим на мониторе.

-Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему (толковый словарь Ожегова)

-Кто слышал об этом произведении? О чем поэма?

-Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году. 

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?)

- На доске: дуб, цепь, кот.

- Покажите, а какой будет берег.

-Ребята, а теперь  мы  отправимся в лукоморье.

Смотрим, что такое Лукоморье, читаем.

- открыли учебник на стр. 67.

-  Слушайте внимательно и постарайтесь представить все то, что услышали, чтобы поделиться впечатлениями.

Слайд 6,7, 8,9, 10,11

Дети играют (собирают разрезные картинки/сюжеты из сказок)

Словарная работа с Марусей (Маруся, что такое поэма?)

Слайд 13

Слайд 14

Просим Марусю прочитать «У Лукоморья дуб зелёный…»

Работа со словарными словами;

Словарно-лексическая работа     

Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель

при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

-Вот теперь все слова, которые использует автор, нам стали понятны.

Слайд 15

Словарная работа с Марусей

Чтение отрывка поэмы детьми

Теперь берем учебники, открываем станицу 67. Все нашли отрывок поэмы? Читать будем по цепочке.

Чтение произведения детьми

Учебник

Ответы на вопросы

Физминутка

Отлично! Мы с вами прочитали стихотворения “У Лукоморья дуб зеленый …” давайте же попробуем ответить на вопросы по тексту:

- Ребята! Вспомните, героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые    А. С. Пушкиным в отрывке?

– Какие волшебные предметы называет?

– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный?

- Есть ли зачин и концовка

-Как называется то место, где растет сказочный дуб? объяснить, что значит это слово.

- Почему кот в стихотворении назван ученым?

- Рассмотрите картинку с. 57, Какие чудеса можно увидеть у лукоморья?

- Объясните, что значит выражение «Неведомые дорожки»?

- Как можно сказать по-другому: «Златая цепь»?

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

- Молодцы, ребята!

- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке, прочитайте.

Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22

Рефлексия - подведение итогов урока. Запись домашнего задания;

Вывод: Через своё произведение А. С. Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение

 Итог урока.
У.С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? 
У. Что особенно вам понравилось?

6. Нахождение в тексте отрывка. (Дополнительно)

- Прочитаем еще раз поэму по цепочке по 1 строчке. Начинает…

- Наш урок подходит к концу.

-Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока.

-Мысленно оцените свою работу на уроке. На партах у вас лежат скрепки (жёлтый, синий).

Выберите для себя скрепку, цвет которой наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. А теперь скрепите их.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

- У нас получилась златая цепь. Это символ Солнца, которое ходит вокруг земного шара. То, что кот ходит по кругу, по золотой цепи это означает смену дня и ночи, правды и вымысла. Это бесконечно, как любовь к произведениям А. С. Пушкина.Читайте Пушкина.

 

 Поэма.

 Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

Слайд 23

Организация окончания урока. Выставление оценок. Уборка своего рабочего места.

Вы сегодня очень хорошо работали! Внимательно читали, отвечали на вопросы.

Стр 67.

- Выучить. Нарисовать понравившееся чудо.

За сегодняшний урок я ставлю вам следующие оценки:

Через минутку прозвенит звонок, поэтому вы можете все убрать с парты и приготовится к следующему уроку.

 Слайд 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..." с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".Презентация помогает ввести детей ...

Открытый урок чтения 3 класс Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»

                          Открытый урок чтения 3 класс...

открытый урок чтения 2 класс

знакомство с произведениями К. Ушинского...

Презентация к уроку чтения 2 класс по теме Пушкин "У лукоморья..."

Этот урок является первым в разделе "Русские писатели".  В презентации дети вспоминают известные сказки поэта, знакомятся с понятием "поэма", работают над содержанием....

Открытый урок чтения 2 класс

Технологическая карта(разработка урока чтения)...

Конспект урока Литературное чтение на тему: А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный..."

Конспект урока литературного чтения по теме: А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный..."...

Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа

Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа...