Технологическая карта урока литературного чтения. «Стихотворение «Федорино горе». К.И. Чаковский». УМК «Школа России», 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тачилкина Екатерина Николаевна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения К.И. Чуковского «Федорино горе».

 

Задачи урока:

Дидактические:

1. Продолжать знакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского;

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе диалога с учителем;

2. Развивать навык выразительного чтения через прочтение текста произведения;

3. Развивать эмоциональную отзывчивость при чтении произведения через ответы на вопросы учителя;

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению через занимательные материалы;

2. Воспитывать любознательность через выразительное прочтение текста произведения;

 

Оборудование: УМК «Школа России» 2 класс 2 часть, раздаточный материал, аудиозаписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 28.01.2022

Школа: 148

Класс: 2 «Е»

Урок: 3

Время: 14:20 – 15:00  Кабинет: 211

Студент: Тачилкина Екатерина Николаевна

Группа: 34

Учитель: Ашмарина Вера Николаевна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: Стихотворение К.И. Чуковский «Федорино горе»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения К.И. Чуковского «Федорино горе»

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Продолжать знакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского;

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе диалога с учителем;
  2. Развивать навык выразительного чтения через прочтение текста произведения;
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость при чтении произведения через ответы на вопросы учителя;

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению через занимательные материалы;
  2. Воспитывать любознательность через выразительное прочтение текста произведения;

Оборудование: УМК «Школа России» 2 класс 2 часть, раздаточный материал, аудиозаписи.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Психологический настрой

Наглядный метод: показ

1. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте ребята. Давайте для начала выполним с вами небольшое упражнение. Для него вам нужно показать мне свои 2 ладошки. Отлично, молодцы. Теперь я говорю вы за мной повторяете движение и слова. Хорошо?

1. Желаю (соприкасаются большими пальцами);

2. Успеха (указательными);

3. Большого (средними);

4. Во всём (безымянными);

5. И везде (мизинцами);

6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Отлично, вы большие молодцы. Давайте теперь я проверю, все ли готовы к уроку.

2. Проверка готовности к уроку.

- У всех на столах лежат учебник, тетрадка, пенал? Если да, то покажите мне палец вверх.

3. Приветствую учащихся

- Меня зовут Екатерина Николаевна и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

- Мы с вами настроились на урок, проверили готовность к нему и поприветствовали друг друга, теперь переходим дальше.

- Да.

- Желаю

- Успеха

- Большого

- Во всём

- И везде

- Здравствуйте!

Л: мотивация учебной деятельности

Р: самоопределение к деятельности;

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

1. Речевая разминка

- Для того, чтобы наш урок продлжился нам нужно выполнить упражнение. У вас на партах лежат листы «Чистоговорки». Давайте все вместе, хором прочитаем их. На счёт 3,4.

- Теперь первую и вторую строку с вопросительной интонацией читает первый ряд.

- Третью и четвёртую строку с восклицательной интонацией читает второй ряд.

- Четвёртую и пятую строку повествовательно читает третий ряд

- Молодцы.

3. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Ребята, а кто мне напомнит, что такое стихотворение? 

- Чем стихотворение отличается от других произведений? Что есть в стихотворении?

- Кто мне напомнит, что это такое?

- Какие жанры вы ещё знаете?

- А какие особенности у сказки, как вы думаете?

- Какие мы молодцы, упражнение выполнили, освежили в памяти знания. Идём дальше.

-  Ту – ту – ту

Ты – ты – ты

Ят – ят – ят  

Ют – ют – ют

Ет – Ет – Ет

То – то – то

- Ту – ту – ту

 Ты – ты – ты ?

- Ят – ят – ят

Ют – ют – ют!

- Ет – Ет – Ет

То – то – то.

- Небольшое поэтическое произведение в стихах.

- Рифма

- Это созвучие концов стихотворных строк.

- Сказка, басни, пословицы, загадки, скороговорки, рассказы.

- В сказке всё вымысел, посуда, животные могут разговаривать. Не живое становится живым

П: понимать информацию, представленную в изобразительном виде
П: принимать и сохранять учебную задачу

Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

1. Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока.

- Давайте откроем ваш учебник на странице 13. Посмотрите и скажите, какое произведение мы сегодня будем проходить?

- Как вы понимаете слово «горе»?

- Предположите, о чём пойдёт речь в произведении?

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Какую цель мы можем себе поставить на урок?

- Давайте составим план нашего урока. Какой он будет?

- Именно такому по такому плану мы и будем работать весь урок.

- Я желаю вам продуктивной работы по намеченному плану.

- Федорино горе

- Когда случилось что-то плохое

- У Федоры случилось горе

- Цель: ознакомиться с произведением

- 1. Вспомнить жанры произведений К. И. Чуковского

2. Прослушать произведение

3. Поразмышлять произведение

П: понимать информацию, представленную в изобразительном виде

Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

План урока

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

1. Подводит учащихся к выводу.

- Сегодня мы изучим произведение Корнея Ивановича Чуковского. Знаете ли вы какие - то произведения  этого автора?

2. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

- И так ребята, вы готовы прослушать произведение. После, вы ответите на вопрос так в чём заключается Федорино горе.

- Не забывайте следить пальцем в учебнике по тексту.

3. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

- Так в чём Федорино горе?

- Совпали ли ваши предположения с текстом автора?

- Так в чём Федорино горе?

- Какие чувства оно у вас вызвало?

- Теперь предлагаю вам немного подвигаться. Все встаём со своих мест и повторяем за мной.

- Стихотворения "Путаница" и "Радость"

- Нет

- О том, что Федора не мыла посуду и от неё она сбежала, но потом посуда вернулась.

- Да, нет

- Радость, отвращение и т.п.

- Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)

И сказали три кота: —

Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Аудиозапись

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

1. Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

- Теперь, читаем сказку по цепочке. Начинаем читать с первого ряда с первой парты. Не забываем про выразительность при чтении. Каждый читаем по 2 строчке.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

1. Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, формулирует вывод.

- Стоп. Мы закончили читать.

- Давайте поработаем над словами из текста. Сейчас вы будете работать в парах. К вам на парту я положила таблицу где написаны слова и их лексическое значение, но получилось так, что лексические значения слов перепутались. И ваша задание звучит так, соединить слово и его лексическое значение.

- Кто помнит правила работы в паре?

- Теперь начинаем выполнять работу.

- Теперь давайте сверим мою работу с вашими.

- У кого были трудности при выполнении задания, поднимите руки.

- Говорим шёпотом

Работать должны оба

Один говорит другой слушает

Своё несогласие высказывание вежливо

Если не понял, переспроси

К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод: взаимопроверка

1. Осуществляет выборочный контроль.

- Назовите какие предметы убегали от Федоры?

- Почему корыто сердито?

- На что обиделась кочерга?

- Над чем смеялись блюдца?

- Какими словами возвращали коты тарелки?

- Что им ответили тарелки?

3. Побуждение высказыванию своего мнения.

- Скажите мне, какой жанр у этого произведения?

- А почему это именно сказка?

4. Формирует задание

- Ваше домашнее задание: прочитать текст со страницы 17 по 22.

- Сито, корыто, кастрюля, чайник, кофейник, блюдца, стаканы, сковорода, вилки, рюмки, бутылки, чашки, ложки, самовар (посуда)

- Кочерга, лопата, топор (инструменты)

- Стол, утюг (мебель)

- Потому что его не мыли

- Она ей не слуга

- Что Федора хочет забрать их обратно домой

- "Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

Вам ли бегать за воротами

С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,

Вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

Воротитеся домой!"

- "Лучше в поле пропадём,

А к Федоре не пойдём!"

- Сказка

- Потому что, в этом произведении посуда разговаривает, ходит, летает. Происходит что-то волшебное.

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

К: формулировать собственное мнение и позицию

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

1. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

- Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?

- Чему учит это произведение?

- Да ребята, нужно мыть посуду так же держать свою комнату в порядке. Ведь порядок – душа всякого дела.

 

2. Проводит беседу по вопросам

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

- Поднимите пальцы вверх если вам понравился урок. Если не понравился, то опустите пальцы вниз.

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

- Федорино горе

- Нужно мыть посуду

- Слушать сказку

- Да, нет

- Радость, грусть, неприязнь

Л: учитывать разные мнения

Л: учитывать разные мнения


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" (УМК "Школа России", 3 класс )

Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произве...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Товарищам детям». (УМК "Школа России 2 класс")

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  стихотворением Б. Заходера «Товарищам детям»; совершенствование...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Телефон"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова.Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчестве Н. Н. Носова, знать содержание произведения «Телефон...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока: «А.П.Платонов «Цветок на земле»»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении ...

Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «П. Платонов \'Еще мама 2\'».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё мама»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Еще мама»; создание услови...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умения выражать свое отношение к прочитанному; навыки чтения и анализа художественного текста в процессе...