Рабочая программа Литературное чтение 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Малашенкова Татьяна Николаевна

Рабочая программа "Литературное чтение" 3 класс:

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты изучения литературного чтения

3. Предметные результаты изучения литературного чтения

4. Основное содержание учебного предмета

5. Тематическое планирование 1-4

6. Календарно –тематическое планирование по чтению 3 класс (136 часов)

7.  Материально-техническое обеспечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utverzhdeno.docx62.82 КБ

Предварительный просмотр:

 

Утверждено:                                                                    Согласовано:

директор школы                                                                   зам. директора по УВР

_________________        _________________

Приказ № ____ от__________ 2022 г.        «____»__________2022 г.

 

МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Литературное чтение»  

1-4 класс

Учитель I категории

Малашенкова Татьяна Николаевна

Рассмотрено на заседании школьного МО

Протокол № ________  от _____________________ 2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1-4 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закона об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 года
  2. Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  3. Основной образовательной программы НОО МКОУ ……… СОШ
  4. Авторской программы Климановой Л.Ф.,Горецкого В.Г.,Головановой М.В. «Литературное чтение» М.: Просвещение,2016г.
  5. С учетом учебного плана  МКОУ ……. СОШ на 2022-2023 учебный год
  6. Календарного  учебного графика

            Рабочая  программа   ориентирована на  учебники:  

            Азбука 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч.

           В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина и др.-М.:Просвещение 2021.

             Литературное чтение 1  класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч.  Климановой Л.Ф.,Горецкого В.Г.,Головановой М.В.. - М.: Просвещение 2021.

              Литературное чтение 2 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Климановой Л.Ф.,Горецкого В.Г., Головановой М.В...-М.: Просвещение 2021.

               Литературное чтение 3 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч.   Климановой Л.Ф.,Горецкого В.Г.,Головановой М.В...-М.: Просвещение 2021

              Литературное чтение 4 класс. Учебник для общеобразовательных учрежбений в 2 ч.       Климановой Л.Ф.,Горецкого В.Г.,Головановой М.В..-,М.:Просвещение 2021

                 

       

     

Согласно учебному плану МКОУ …….. СОШ на изучение литературного чтения отводится:

В 1 классе 124  часа в год (2часа в неделю)

Во 2 классе 136 часов в год (2 часа в неделю)

В 3 классе 136 часов в год (2 часа в неделю)

В 4 классе 136 часов в год (2 часа в неделю)

     Срок реализации данной программы 4 года.

      Планируемые результаты изучения литературного чтения

     

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты изучения литературного чтения

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке (русском)

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам.  У обучающихся  формируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Обучающиеся получат возможность:

  • понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознавать  значимость чтения на родном языке (русском) для  личного развития;
  • формировать  представления о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
  • формировать  потребности в систематическом чтении на родном языке (русском) как средстве познания себя и мира;
  • использовать  разные  видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь  осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • осознавать коммуникативно-эстетические возможности  родного языка (русского)на основе изучения   выдающихся произведений культуры своего народа, уметь  самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники  учатся  полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получают возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств,  познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в основной школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

-читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

-различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

-читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

-использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

-ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы

 по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

-использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам

и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;

-использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

-воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

-выделять не только главную, но и избыточную информацию;

-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

-определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;

-отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

-оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

-высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

-делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

Круг детского чтения

Выпускник научится:

-ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

-самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

-пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

-ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

-определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

-писать отзыв о прочитанной книге;

-работать с тематическим каталогом;

-работать с детской периодикой.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

-сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два - три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

-сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);

-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Творческая деятельность

Выпускник научится:

-читать по ролям литературное произведение;

-создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

-реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник получит возможность научиться:

-творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

-создавать иллюстрации по содержанию произведения;

-работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

-создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

Так как обучение в МКОУ Чернавская СОШ ведется на русском языке, то часы предметной области «Родной язык и родная литература» переходят в предметную область «Русский язык и литература».

                 Основное содержание учебного предмета

  Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке (русском)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно- познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

                    Тематическое планирование для 1 класса

№ п/п

                        Раздел

Кол-во

часов

  Кол-во

к/работ

1.

Добукварный период

17ч.

2.

Букварный период

53ч.

3.

Послебукварный период

17ч.

4.

Жили-были буквы

7ч.

5.

Сказки, загадки, небылицы

7ч.

6.

Апрель, апрель. Звенит капель!

5ч.

7.

И в шутку и всерьёз

5ч.

8.

Я и мои друзья

6ч.

9.

О братьях наших меньших

7ч.

Итого:

124ч.

2 класс  (136 часов) 

1.

Самое великое чудо на свете

4ч.

2.

Устное народное творчество

15ч.

3.

Люблю природу русскую. Осень

8ч.

1

4.

Русские писатели

14ч.

1

5.

О братьях наших меньших

12ч.

6.

Из детских журналов

9ч.

7.

Люблю природу русскую. Зима

9ч.

1

8.

Писатели детям

17ч.

9.

Я и мои друзья

10ч.

10.

Люблю природу русскую. Весна

10ч.

1

11.

И в шутку и всерьёз

14ч.

12.

Литература зарубежных стран

12ч.

Итого:

136ч.

4

3класс (136 часов) 

1.

Самое великое чудо на свете

3ч.

2.

Устное народное творчество

14ч.

3.

Поэтическая тетрадь 1-4

31ч.

4.

Великие русские писатели

24ч.

5.

Литературные сказки

8ч.

1

6.

Были-небылицы

10ч.

7

Люби живое

16ч.

8

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12ч.

9

По страницам детских журналов

8ч.

1

10

Зарубежная литература

8ч.

                         

Итого:

136ч.

4класс (136 часов)

 

1.

Летописи, былины, жития

9ч.

2.

Чудесный мир классики

17ч.

3.

Поэтическая тетрадь 1-3

16ч.

4.

Литературные сказки

12ч.

1

5.

Делу время – потехе час

7ч.

6.

Страна детства

7ч.

7.

Природа и мы

11ч.

8.

Родина

5ч.

9.

Страна Фантазия

6ч.

10.

Зарубежная литература

12ч.

1

 

Итого: 

136 ч.

2

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. № п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1 Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 УЧЕБНИКИ Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 1 класс. Часть 1, 2. Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 2 класс. Часть 1, 2. Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 3 класс. Часть 1, 2. Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 4 класс. Часть 1, 2. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.

 

 

Календарно –тематическое планирование по чтению 3 класс

 (136 часов)

№ п/п

        Дата

Наименование  темы

Кол-во часов

  Примечание

    по плану

факти-чески

1-2

Знакомство с учебником, с названием раздела.

2

Раздел. Самое великое чудо на свете (3ч)

3

Рукописные книги Древней Руси.

1

4

Первопечатник Иван Федоров.

1

5

Урок-путешествие в прошлое.

1

Раздел.    Устное народное творчество (14ч.)

6-7

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни.

2

8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

9

Произведения прикладного искусства: гжель, хохлома, дымковская и богородская игрушка.

1

Раздел. Сказки 10ч.)

10

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

11

Продолжение. «Сестрица Аленушка и братец Ивануш1ка».

1

12-13

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

2

14

Продолжение. «Иван-царевич и Серый Волк».

1

15

Сказка «Сивка-Бурка».

1

16

Продолжение. «Сивка-Бурка».

1

17

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.

1

18

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

1

19

Проект «Сочиняем сказку»

1

Раздел. Поэтическая тетрадь 1 (11ч.)

20-21

Знакомство с названием раздела. Статья Я. Смоленского «Как научиться читать стихи». Проект,

2

22

Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

1

23

Ф. Тютчев «Листья».

Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

1

24

А Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,
«
Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

25

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1

26

И. Никитин «Встреча зимы».

1

27

И. Суриков «Детство».

1

28

И. Суриков «Зима».

1

29

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1

30

Оценка достижений

1

Раздел. Великие русские писатели (24ч.)

31-32

Знакомство с названием раздела. Жизнь и творчество А. Пушкина.

2

33

А. Пушкин .Лирические стихотворения

1

34

А. Пушкин «Зимнее утро»

1

35

А. Пушкин «Зимний вечер»

1

36

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

37

Продолжение. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

38

Продолжение А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

39

Заключение А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

40

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

1

41

Жизнь и творчество И. Крылова.

1

42

И. Крылов «Мартышка и очки».

1

43

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1

44

И. Крылов «Ворона и Лисица».

1

45

Статья В. Воскобойникова о М. Лермонтове.

1

46

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

47

М. Лермонтов «Утес», «Осень».

1

48

Жизнь и творчество Л. Толстого.

1

49

Л. Толстой «Акула».

1

50

Л. Толстой «Прыжок».

1

51

Л. Толстой «Лев и собачка».

1

52

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве?», «Куда девается вода из моря?»

1

53

Оценка достижений

1

54

 Литературный праздник (обобщающий урок по разделу)

1

Раздел. Поэтическая тетрадь 2  (6ч.)

55-56

  Знакомство с названием раздела. Н. Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

2

57

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

58

К. Бальмонт «Золотое слово».

1

59

Стихи И. Бунина. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1

60

Развивающий час. Оценка достижений.

1

Раздел. Литературные сказки (8ч.)

61-62

Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

2

63

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

1

64

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

65

Продолжение. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

66

В. Одоевский «Мороз Иванович».

1

67

Продолжение. В. Одоевский «Мороз Иванович».

1

68

Обобщение и проверка знаний по разделу

«Литературные сказки».

1

Раздел. Были-небылицы (10ч.)

69-70

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».

2

71

Продолжение. М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

72

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

73

Продолжение. К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

74

Закрепление. К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

75

А. Куприн «Слон».

1

76

Продолжение. А. Куприн «Слон».

1

77

Закрепление. А. Куприн «Слон».

1

78

Обобщение по разделу «Были-небылицы».

1

                 Раздел.       Поэтическая тетрадь 1 (6ч.)

79

Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка»?

1

80

С. Черный «Воробей», «Слон».

1

81

А. Блок «Ветхая избушка».

1

82

А. Блок «Сны», «Ворона».

1

83

С. Есенин «Черемуха».

1

84

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1

Раздел. Люби живое (16ч.)

85-86

Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина».

2

87

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

88

Продолжение. И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

89

В. Белов «Малька провинилась».

1

90

В. Белов «Еще раз про Мальку».

1

91

В. Бианки «Мышонок Пик»

1

92

Продолжение. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

93

Б. Житков «Про обезьянку».

1

94

Продолжение. Б. Житков «Про обезьянку».

1

95

Закрепление. Б. Житков «Про обезьянку».

1

96

В. Дуров «Наша Жучка».

1

97

В. Астафьев «Капалуха».

1

98

В. Драгунский «Он живой и светится…».

1

99

Урок-конференция «Земля – наш дом родной»

1

100

Оценка достижений.

1

Раздел. Поэтическая тетрадь 2 (8ч.)

101

Знакомство с названием раздела

1

102

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

1

103

А. Барто «Разлука».

1

104

А. Барто «В театре».

1

105

С. Михалков «Если», «Рисунок».

1

106

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1

107

Обобщающий урок по разделу        

1

108

Оценка достижений

1

Раздел. Собирай по ягодке –наберёшь кузовок (12ч.)

109-110

Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

2

111

А. Платонов «Цветок на земле».

1

112

Продолжение. А. Платонов «Цветок на земле».

1

113

А. Платонов «Еще мама».

1

114

Продолжение. А. Платонов «Еще мама».

1

115

М. Зощенко «Золотые слова».

1

116

М. Зощенко «Великие путешественники».

1

117

Н. Носов «Федина задача».

1

118

Н. Носов «Телефон».

1

119

В. Драгунский «Друг детства».

1

120

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1

Раздел. По страницам детских журналов (8ч.)

121

Знакомство с названием раздела

1

122

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

1

123

Ю. Ермолаев «Проговорился».

1

124

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

1

125

Г. Остер «Вредные советы».

1

126

Г. Остер «Как получаются легенды».

1

127

Р. Сеф «Веселые стихи».

1

128

Обобщение и проверка знаний по разделу «По страницам детских журналов».

1

Раздел. Зарубежная литература (8ч.)

129

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

1

130

Миф «Храбрый Персей».

1

131

Продолжение. Миф «Храбрый Персей».

1

132

Проверка техники чтения.

1

133

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

1

134

Продолжение. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

1

135

Закрепление. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

1

136

Братья Гримм «Маленькие человечки».

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...