Формирование аспектов читательской грамотности обучающихся
статья по чтению на тему

Залевская Татьяна Ивановна

В начальной школе маленькьй читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Задача учителя развивать такое качество личности, как читательская самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕКАЛМЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БОЛЬШЕКАЛМЫКСКОЕ КИРЕЕВСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ АСПЕКТОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

      На современном этапе проблемы информационной компетентности, грамотности, образованности, культуры вообще и культуры чтения в частности становятся особенно значимыми и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Педагоги и библиотекари являются теми специалистами, которые играют в решении этих проблем ключевую роль. В последние два десятилетия мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения  и особенно значительно меняется чтение детей и юношества.

     Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют

больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

      В начале ХХI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, гендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информатизации в целом и многое другое. Усиливается влияние «электронной культуры».

     Утверждается «новая модель» детского чтения, точнее – «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя.

     Во-первых, необходимо помочь ребёнку осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы. Во-вторых, многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но из дошкольного периода развития личности ребёнка. И огромную решающую роль здесь играют семья, её социокультурная среда и читательская культура родителей. У нечитающих родителей  - нечитающие дети. Следовательно, необходимо провести беседы и родительские собрания, освещающие этот аспект. В-третьих, школьное литературное образование это больше литературоведение, чем собственно литература.  Вариантов может быть множество. Это обычные формы работы библиотекаря, только направленные на то, чтобы сделать интересными трудные произведения школьной программы или навести учителя на мысль, что читать можно и другое. Главное – читать, сделать процесс чтения и сопереживания героям привлекательным.

     Кстати, во многих странах громкое чтение в библиотеке (даже для взрослых) снова на пике популярности, как одна из самых эффективных форм работы по привлечению к чтению. Неформальные интерьеры библиотеки и столь же неформальные отношения учеников с библиотекарем только добавляют привлекательности. И методика громкого чтения у библиотекаря порой отличается от учительской.

     Библиотека в школе – не только её информационно-образовательный, но и культурный центр. Причём статус этот не зависит впрямую от оснащённости современной техникой, количества новых книг  и современных информационных ресурсов. Роль библиотеки в наибольшей степени зависит от профессионализма библиотекарей. В сильных современных школах библиотека – важное и активное звено образовательного процесса. Она не обслуживает  образовательный процесс, а является его частью. Именно библиотека призвана создавать культурное пространство школы. Тот общий культурный фон, который неравнозначен даже самому хорошему преподаванию учебных предметов. Культурный поток должен идти из библиотеки и прежде всего в плане традиции освоения литературной культуры. Именно библиотекарь может изменить отношение к чтению, убедить, что читать – престижно, модно, интересно, упорядочить социокультурное пространство чтения, создать эффективные механизмы координации и системы эффективного информационного обмена по вопросам поддержки и развития чтения внутри школы.

     Необходимо интегрировать свою работу с детскими и юношеской библиотеками города. Только коллективная,  систематическая и разноплановая работа поможет поднять престиж чтения у детей и подростков, а значит приведёт к повышению интеллектуального потенциала учащихся, ускорению адаптации к современным условиям информационного общества, станет важным инструментом сохранения и развития культуры, поддержки и приумножения богатства  как родного, так и русского языка.

     

        Если бы няня не рассказывала А.С.Пушкину сказок в младенчестве, то он бы никогда не стал поэтом. Эту очевидную истину научно подтвердили американские ученые. Они доказали, что если малышу часто рассказывать сказки в возрасте от 9 месяцев до 3 лет, то он начинает намного раньше говорить. В течении 2,5 лет специалисты наблюдали за воспитанием детей в ряде семей. Те малыши, которым ежедневно рассказывали или читали вслух большое количество сказок, много разговаривали с ними, становились более  восприимчивыми к окружающему миру.

      Мир, в котором живет ребенок, очень сложен, не только потому что многое в нем ему пока еще незнакомо и непонятно, но и потому, что от ребенка требуют быстрой адаптации к новым, постоянно меняющимся условиям и непрерывно оценивают его действия, слова и поступки. Для детей, крайне важно, чтобы их принимали как сверстники, так и взрослые люди, чтобы уважали их выбор, чтобы верили в них. Ребята стараются делать то, что оценят положительно, демонстрировать такое поведение, которым будут довольны взрослые люди, ведь именно в этом случае они получают шанс быть принятыми в цивилизованное общество.

       Современный мир детской книги очень разнообразен и доступен. Бизнес издательств газетной, журнальной и книжной продукции процветает. Огромными тиражами печатается все то, что хорошо покупается. Казалось бы, можно только радоваться: значит читают! Но, думаю, многих из нас волнует ни сколько читают, а что читают. Особенно тревожны эти размышления в отношении круга детского и юношеского чтения.

       Это предупреждение об опасностях, с которыми ребенок сталкивается в потоке средств массовой информации, должно заставить задуматься о том, как помочь нашим детям сделать правильный выбор. Осознанный выбор будет главной преградой в наступлении низкопробной печатной продукции.

     В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители, учитель и библиотекарь.

    Читательская самостоятельность школьников является важным качеством личности и необходимым навыком учебного труда. Развивать этот вид деятельности необходимо уже в начальной школе.

            Работу по воспитанию культуры чтения ведут одновременно библиотекарь и учитель, используя каждый свои методы и учитывая развитие и возрастные особенности читателей.

      Работа с детьми-читателями развивается успешно тогда, когда бибилотекарь любит детей, горячо заинтересован делом, стремится овладеть педагогическим мастерством в руководстве чтением.

      Читатели всех возрастов нуждаются в руководстве и помощи библиотекаря. А чтобы помочь читателю, надо повседневно изучать его интересы и запросы.

     Каждый возраст читателей имеет свои отличительные черты, свои ярко выраженные особенности; их надо учитывать при руководстве детским чтением.

           Школьники 1 класса только начинают овладевать техникой чтения; в классе они читают учебники, но процесс чтения им труден, и они охотнее слушают чтение вслух, чем читают сами. В книге их привлекают иллюстрации, они с увлечением их рассматривают, не всегда понимая их связь с текстом.

      Во 2 классе школьники уже самостоятельно читают небольшие рассказы, отрывки, а главным образом, сказки; любят рассказы о животных.

     Школьники 3 класса вполне овладели техникой чтения. Они отличаются от второклассников своими читательскими интересами. Здесь сказывается различие в чтении мальчиков и девочек: мальчики  особенно охотно читают приключения; у девочек преобладает интерес к сказкам. Дети этого возраста умеют не только передать содержание прочитанного и указать, что им особенно понравилось, но и посвоему оценить поступки героев книги.

    Третьеклассники начинают пользоваться рекомендательными пособиями.

    Живой интерес школьников этого возраста вызывают многие темы и вопросы.                           С переходом в 4 класс у школьников сказывается более широкий диапозон интересов, связанный со школьной программой; они шире знакомятся с вопросами естествознания и истории; начинают читать исторические рассказы, небольшие описания путешествий. В этом возрасте они активно приобщаются к общественной работе, регулярно читают детские газеты и журналы. Многие из них умело используют познавательный материал книги в занятиях.

      Четвероклассники пользуются рекомендательными пособиями; они охотно прислушиваются к совету не только библиотекаря, но и товарища, выбирая себе книгу для чтения.

     С каждым годом постепенно улучшается качество чтения школьников: воспитывается привычка дочитывать книгу до конца, умение самостоятельно выбирать книгу. Характерно для них также внимание к слову библиотекаря, доверчивость, дисциплинированность; они охотно выполняют правила библиотеки.

       Библиотека – это место, в котором книга и самостоятельный выбор работают сообща на благо самообразования и самосовершенствования юного читателя.

      С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе, иногда в дошкольном возрасте. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку.

       Но чтобы читатели посещали библиотеку и были активными читателями необходимо постоянно с ними работать, находить и использовать новые методы и технологии, мероприятия проводить в увлекательной форме, желательно, чтобы читатели были не только слушателями, но и активными их участниками, разбудить в них любопытство и желание обогощения имеющихся знаний.

     Приведу некоторые наиболее активные формы библиотечной работы по воспитанию культуры чтения младшего школьного возраста:

     Первое - это конечно же библиотечные уроки. 

Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные, устные журналы и т.д.  

Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала.

Результативность урока зависит и от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся. В конце года можно запланировать итоговое занятие в нетрадиционной форме проведения (литературный КВН, библиографический турнир и т.д.).

В зависимости от потребностей учащихся, от их знаний каждый библиотекарь должен составлять свой план работы по проведению библиотечных занятий, должен сам выбирать форму проведения, при этом раскрывая свой творческий потенциал и возможности.

    Библиотечные уроки будут интересными и запоминающимися если использовать интерактивные кабинеты.

    Наглядные формы пропаганды книги.

    В руководстве детским чтением видное место занимает наглядная пропаганда книг. Книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.

     Наглядные материалы могут быть разнообразными по содержанию и оформлению, но все они должны отвечать общим требованиям: быть актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному уровню, художественным и научным достоинствам литературу, быть доступными читателям определенного возраста.

     Книжные выставки.

      Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи переодической печати, объединенные одной темой, данные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей.

     Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями.

      Значительное колличество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочиваются к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.

    Библиотечные плакаты.

    Наряду с книжными выставками в школьной библиотеке широко применяются библиотечные плакаты. Их назначение – привлекать внимание читателей к литературе. Каждый библиотечный плакат должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом отличие бибилотечного плаката от других.

    Рекомендательные списки.

    В рекомендательном списке, кроме перечня книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной в списке, а также иллюстрации. Основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации.

     Рекомендательные списки как и плакаты, могут быть настенными и настольными.

     В рекомендательные списки для читателей, школьников 2-4 классов, включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателей, книги одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по объему.

     Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе.

    Массовая работа.

    Массовая работа, являясь продолжением и дополнением индивидуального руководства чтением, помогает библиотекарю в руководстве внекласным чтением школьников и в осуществлении стоящих перед ним воспитательных задач. Массовые мероприятия помогают знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства, с новейшими достижениями науки и техники.

  1. Громкое чтение и художественное рассказывание.

    Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги.

    Хорошее, выразительное чтение эмоционально затрагивает ребенка, помогает ему лучше воспринять книгу, способствует более глубокому пониманию ее содержания, пробуждает интерес к литературному произведению. Чтение вслух помогает школе в решении одной из важных воспитательных задач – развитию литературной речи детей, обогощению и расширению их словаря.

     Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки.

      Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии.

  1. Обсуждение книги.

     Обсуждение книги – это коллективная беседа, в которой читатели делятся своими мнениями о прочитанном, оцениваю поступки героев книги. Воспитательное значение такой беседы очень велико. Обсуждение книги – хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого чтения; оно заставляет с интересом читать книгу. Дети учатся последовательно и убедительно выражать свои мысли. Коллективная беседа часто вызывает споры, заставляет искать и находить самые необходимые доводы.

  1. Литературные утренники и вечера.

      Литературные утренники и вечера способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, формирования литературного вкуса.

  1. Вечера вопросов и ответов.

     Каждый из таких вечеров может быть посвящен одной отрасли науки. Заранее вывешиваются вопросы, списки книг, прочитав которые легко ответить на зти вопросы. Ответы можно давать и в письменном виде и заранее, еще до вечера.

  1. Встречи с писателями и знатными людьми

    Например, встреча с земляками-писателями, чьи книги с интересом читают дети.

  1. Устный журнал.

      Устный журнал – форма пропаганды книг, имеет свое название, своеобразное оформление с внутренними листами, которые можно передвигать, как бы «перелистывать».

     9. Литературные игры.

     Участие в литературной игре вырабатывают у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, особенно отстаивать свое мнение о книге и ее героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, «Мой любимый персонаж»).

  1. «Необычное путешествие по книгам».

     Сущность его заключается в следующем: участникам «путешествия» предлагается в месячный срок «побывать» в различных пунктах.Например, «Семь чудес света». Даются примерные вопросы к отдельным маршрутам. «Путешествие» завершается общей встречей «путешественников» после их «возвращения».

  1. Неделя детской книги.

      План проведения Недели составляется заранее. Воспитательное значение, массовость, занимательность содержания проводимых мероприятий является главной задачей в проапганде книги. Рациональное и умелое использование компьютерных средств, яркая наглядность, подбор костюмов, театрализованность представлений сделают мероприятия праздником для детей.

  1. Классные библиотекари и актив школьной библиотеки.

      «Надо, чтобы ребенок явился пропагандистом книги, чтобы, прочитав книгу, он шел к другим ребятам, рассказал о прочитанном, пробуждая интерес к чтению, желание записываться в библиотеку...» - вот важная цель актива библиотеки.

      В этом докладе я описала основные активные формы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов.

      Благодаря умелой совместной организации этой работы мы добиваемся хороших результатов.

Список использованной литературы:
1. Воспитание творческого читателя: проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе: Книга для учителя / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. М.: Просвещение, 1981. – 240с.
2. Житомирова Н.Н. Руководство чтением детей в библиотеке: учебник / Н.Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. М.: Советская Россия, 1965. – 263с.
3. Кондрашов В.Н. Литературные викторины: пособие для учителей / В.Н. Кондрашов. 2-е изд., перераб.и доп. М.: Просвещение, 1968. – 248с..
4. Куликова С. Литературное творчество как средство самовыражения и воспитания художественного вкуса читателей школьной библиотеки / С. Куликова // Школьная библиотека. – 2001. - №2. – С.22-24.
5.Смелова О. И.Браво, Массовая работа! / О. И. Смелова // Библиотека.-2003.- N2.-С.16

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)

Уроки литературного чтения  особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу  данного...

«Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования».

laquo;Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования»....

Формирование читательской грамотности обучающихся

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расш...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...