Конспект урока 2 класс "Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»."
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Андриевская Ангелина Юрьевна

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2b.docx32.83 КБ
Файл literaturnoe_chtenie_2b.pptx582.27 КБ
Файл mto.docx10.33 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Раздел: Люблю природу русскую. Весна

Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Цель: Познакомить детей с новым для них произведениями о маме, продолжать развивать навыки анализа стихотворного текста

Планируемые результаты:

Личностные:  Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действии. Развитие этических чувств, ориентация в нравственном содержании.

Предметные: Делить текст на смысловые части. Научатся пересказывать текст.

Метапредметные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачи. Участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других. Выделять существенную информацию из текстов

№ п/п

Этапы учебных занятий

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Планируемый результат

Форма организации образовательной деятельности

Материально техническое и методическое обеспечение.

Предметный

Метапредметный (К,П, РУУД, ИКТ, Чт.)

Личностный УУД

1

Психологический настрой.

Цель: Настроить детей на работу.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Сегодня урок проведу у вас я, меня зовут Ангелина Юрьевна.

П

Проявлять заинтересо

ванность в приобрете

нии и расши

рении знаний и способов

действии.

 

Фронтальная

2

Целеполагание:

Цель: подведение к теме урока

- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!

Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!

Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!

Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!

Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!

- Правильно – это наши мамы.

- А как можно выразить свои чувства и мысли о маме? (стихотворение).

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Какова цель?

- Отгадайте кроссворд

1. Кто написал стихотворение «На лугу»? (Блок)

2. Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова…

Собираются звуки в …(слова)

3. Легенда, предание народное,

Ребята её обожают.

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (сказка)

4. Кто за родину горой тот и истинный … (герой)

5. Добавьте слово в стихотворении

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам ….. (летит)

 6. Что всегда есть у сказки или рассказа? (название)

7. Кто написал стихотворение «Матери»

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, тёплую кроватку ..?  (Бунин)

8. Как называется стихотворение Плещеева

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.. ? (Весна)

9. Что ещё, кроме названия, есть у стихотворения? (автор)

- Какое получилось ключевое слово? (Благинина)

- Кто знает как её зовут?

(портрет на доске)

Слово об авторе

Елена Александровна Благинина  (1903-1989).

   Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».

 Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь)

- Давайте откроем учебники на странице 119 и прочитаем название стихотворения Елены Бланиной, можно ли по заголовку определить, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?

- Послушайте стихотворение

- Понравилось ли вам стихотворение?

Каким настроением оно проникнуто?

- От чьего имени написано это стихотворение?

- Оправдались ли наши предположения?        

- Выделите в стихотворении слова, которые вам непонятны. 

- Словарная работа

Цель: пополнение словарного запаса.

крадётся, метнулся, скользнул, шепнул.

(на слайде)        

1.  – Ребята, что девочка не делает?

- Почему?

2. - Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки).

- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)

- Почему? (Потому что  вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)

- Ребята, а какие звуки передают тишину? (Дети читают звуки [с], [ш], [ч])

3. - Что делает луч?  (крадётся)

- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

4. - Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

5. - Что шепнул луч? (посидим и в тишине)

- Ребята, а почему луч будто шепнул? (девочка представляет)

- Как вы думаете, это сказка? А что это?

 - Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, чтобы ее никто не побеспокоил)

- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.

 - Как вы думаете, какая она будет? ( Плавная, медленная)

Самостоятельно определяют тему и цель урока

Анализируют стихотворение

Делить текст на смысловые части

Научатся пересказывать текст

Делить текст на смысловые части

Научатся пересказывать текст

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачи

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Выделять

Существен

ную

информа

цию из

текстов

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Выделять

Существен

ную

информа

цию из

текстов

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Развитие этических чувств, ориентация в нравственном содержании

Развитие этических чувств, ориентация в нравственном содержании

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

Слайд 1

учебник

Слайд 2, 3, 4, 5

Слайд 6

учебник

3

физминутка

фронтальная

видеоролик

4

Постановка проблемы

а) На доске записано: “Я маму мою обидел”

– Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумали, когда прочитали эти слова?

б) Проблемный вопрос        

– Как можно обидеть человека?- Послушайте рассказы и скажите, почему мальчикам было обидно?

1)Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно.

        – Как вы думаете, почему Славе было обидно?

2)Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно.        

– Опишите состояние мальчика.– Так что значит обидеть кого-то?

- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически.        )

– Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?

Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.        

Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».(на доске)

- Ребята, посмотрите на слайд, что написано?(я маму мою обидел.)

- Откройте страницу 120 и посмотрите, кто написал это стихотворение?

- Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)

Слово об авторе

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

    Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

Просмотр мультфильма.

- А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма. Сначала вспомним правила поведения в кинотеатре (не шуметь, не разговаривать)

- Садимся удобнее и  посмотрим мультфильм, в котором рассказывают это стихотворение…

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)        

Словарная работа

Цель: пополнение словарного запаса

Руда, бурная, реактивный(слайд)

Чтение стихотворения учениками.        

– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?

- Кем он себя представлял?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?

– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? – Какой совет вы бы дали мальчику?

Работа над пословицами

- Ребята, посмотрите на пословицы на стр.  121

- Как вы понимаете 1 пословицу, «без корня и  трава не растёт»? (каждому человеку нужно знать своих предков)

- Как вы понимаете пословицу, «Сердце матери лучше солнца греет»? (смысл данной пословицы заключается в том, что мать роднее всех, греет теплее солнца. Нет лучше, преданней, родней на свете человека чем родная мама)

- Какая пословицу больше подходит к стихотворению «Я маму мою обидел»?

- Почему?

- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.

Игра «Волшебный цветок..»

- А сейчас, закройте глазки, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…Передаём цветок друг другу и называем слова…

( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)

Анализируют ситуации

Выделяют непонятные слова в стихотворении, высказывают свои мнения

Анализируют стихотворение

Делить текст на смысловые части

Научатся пересказывать текст

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Выделять

Существен

ную

информа

цию из

текстов

Выделять

Существен

ную

информа

цию из

текстов

Выделять

Существен

ную

информа

цию из

текстов

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Развитие этических чувств, ориентация в нравственном содержании

фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

фронтальная

Слайд 7

Слайд 8, 9

Мультфильм

Учебник

слайд

цветок

5

 Итог урока

- С какими стихотворениями мы с вами сегодня познакомились?(…)

- Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений передать чувства, эмоции, любовь к маме.

- Закончим урок стихотворением Виктора Гина. Послушайте его

Не обижайте матерей.

 Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

 Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опёкой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

 Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук-

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Развитие этических чувств, ориентация в нравственном содержании

Фронтальная

6

Рефлексия.

. Дерево знаний        

 Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях; встаём, если хорошо усвоили материал; поднимаем руки, если уверены  в своих знаниях.

оценивать процесс и результат выполнения задания

Способность к самооценке

Фронтальная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Б Л О К

Слайд 3

Б Л О К С Л О В О

Слайд 4

Б Л О К С Л О В О С К А З К А

Слайд 5

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й

Слайд 6

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й Л Е Т И Т

Слайд 7

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й Н А З В А Н И Е Л Е Т И Т

Слайд 8

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й Н А З В А Н И Е Б У Н И Н Л Е Т И Т

Слайд 9

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й Н А З В А Н И Е Б У Н И Н В Е С Н А Л Е Т И Т

Слайд 10

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й Н А З В А Н И Е Б У Н И Н В Е С Н А А В Т О Р Л Е Т И Т

Слайд 13

Крадётся- перемещается, пробирается тайком, стараясь быть незамеченным.

Слайд 14

Метнулся- быстро бросился куда- либо

Слайд 15

Скользнул- быстро и незаметно прошёл, промелькнул

Слайд 16

Шепнул- произнёс шёпотом короткую фразу

Слайд 17

«Я маму мою обидел»

Слайд 20

Руда- вид полезных ископаемых

Слайд 21

Бурная- очень быстрая



Предварительный просмотр:

Тема:

Стихотворения о маме

Цель:

Познакомиться со стихотворениями о маме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»...

Урок литературного чтения 2 класс тема Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Данный урок способствует формированию у младших школьников ценностной ориентации, формированию нравственных суждений; содействует воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и ...

Тема:Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Перед проведением урока дети должны нарисовать портреты своих мам дома или на уроке ИЗО. Портреты нужно будет выставить для начального обсуждения....

Конспект урока по теме: «Е. Благинина «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел»» (2 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения;познакомить детей с биографией Е.Благининойи произведением «Посидим в тишине»;познакомить детей с биографие...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Благинина Е.А. «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» сравнение произведений" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Я маму мою обидел…» и Е. Благиной «Посидим в тишине». Задачи урокаДид...

Конспект урока по теме "Стихи о маме" Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Конспект урока по теме стихи о маме Е.А. Благинина "Посидим в тишине", Э.Э. Мошковская "Посидим в тишине"...