Конспект урока по теме "Стихи о маме" Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Наталья Леонидовна Урсу

Конспект урока по теме стихи о маме Е.А. Благинина "Посидим в тишине", Э.Э. Мошковская "Посидим в тишине"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Цели и задачи:

Познавательные:

- познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»;

- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Предметные:

- продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;

Метапредметные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

- развивать воображение, фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные:

- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Планируемые результаты достижения на уроке:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению;

надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.

Ход урока:

Организационный момент.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

- Ребята, обратите внимание! У нас сегодня праздник, к нам на урок пришло очень много гостей. Это учителя не только из нашей школы, но и из других школ. Поэтому, давайте все дружно поприветствуем наших гостей.

Эмоциональный настрой на урок.
Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На доске у нас висят два рисунка: весёлое солнышко и солнышко с тучкой. Поднимите руки, какой рисунок соответствует вашему настроению? Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Введение в тему урока.

- Ребята, вы любите мультфильмы?

- Я тоже люблю и предлагаю вам просмотреть фрагмент одного мультфильма.

Просмотр фрагмента мультфильма «Мама для мамонтёнка»

- Как называется этот м\ф «Мама для мамонтёнка»

- А вы помните, ребята, что спросил мамонтенок, проснувшись от долгой спячки?

( Ты мою маму не видел?)

- Этот же вопрос он задал Мартышке, которая в ответ спросила: «А зачем тебе мама, разве ты маленький»

- А действительно, зачем мамонтёнку, мама?

Мама – это самое прекрасное слово на земле. И каждому ребёнку, сколько бы лет ему не было, нужна мама.

- Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего разговора?

Тема: Стихи о маме. Чтение хором слайд

Постановка учебной задачи

Поставим цели нашего урока:

- Сегодня мы будем читать стихотворения о маме.

Будем учиться читать громко, выразительно, передавая свои чувства при чтении.

2. Речевая разминка:

- Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

П. Башмаков

- О чем рассказал нам автор в своем стихотворении? (Ответы детей.)

- - Как вы помогаете маме? Что вы делаете для того, чтобы она меньше уставала?

6. Работа по теме урока.

- Давайте прочитаем автора и название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Слайд

Елена Александровна Благинина (1903-1989).

Родилась в селе Яковлево Орловской губернии в многодетной семье железнодорожника. С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в педагогический институт. Несмотря на большое расстояние до учебного заведения (7 километров), девушка старалась не пропускать ни одного занятия и в любую погоду в самодельной обуви преодолевала неблизкий путь. Но желание писать оказалось сильнее. В их доме часто звучали песни, в обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы. Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».

Она писала очень весёлые стихи, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» «скороговорки» Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги, став в один ряд со стихотворениями Самуила Маршака и Корнея Чуковского.

- А сейчас проверим, кто у нас всех внимательнее слушал Машу.

1. Кем мечтала стать Е. Благинина с детских лет ?

2. В каком детском журнале напечатали её первые стихи? Сколько лет назад?

3. Про что она любила писать?

4. кто помнит какое произведение мы изучили недавно ?

- А сейчас вернёмся к названию произведения…- Откройте учебники с. 119

- Что значит посидим в тишине?

- А теперь давайте прослушаем аудиозапись стихотворения «Посидим в тишине».

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Посидим в тишине»

- Понравилось ли вам стихотворение? (Да, понравилось)

- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)

Словарная работа.

- А сейчас подберите к словам синонимы, близкие по значению.

Крадётся – пробираться, тайно ходить.

Метнулся – броситься, кинуться, устремиться, пуститься.

Скользнул – промелькнуть

Шепнул – сказать тихо.

Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки).

- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)

- Почему? (Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)

- Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)

– Ребята, как надо правильно читать это стихотворение, каким голосом, С каким чувством? (Тихим, спокойным, с чувством заботы и нежности)

Чтение про себя, жужжащим чтением

- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.

- Отгадайте, какая она будет? ( Плавная, медленная)

- Она должна быть похожа на колыбельную?

Чтение стихотворения под музыку.

Составление характеристики девочки.(работа в парах на карточках, нужно подчеркнуть те слова, которые характеризуют девочку)

На доске картинка девочки и карточки со словами, нужно выбрать те слова, которые.

- добрая,

- беспокойная,

- отзывчивая,

- хулиганка,

- вежливая,

- спокойная,

- подвижная,

- любящая,

- шумная.

Физкультминутка.

Проблемные учебные действия.

а) На доске записано: “Я маму мою обидел”

– Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумали, когда прочитали эти слова?

- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически. )

Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.

6. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

а) Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».(на доске)

- Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)

- Знакомство с биографией Э. Мошковской:

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

Русская поэтесса. Родилась в Москве. Окончила музыкально-педагогическое училище по классу вокала, работала в Архангельской филармонии. У неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему. Читая её стихи для детей может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок.

Просмотр мультфильма.

- А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма. Сначала вспомним правила поведения в кинотеатре, с которыми мы познакомились на уроке окружающего мира…(не шуметь, не разговаривать, отключить телефон, нельзя что-то есть, пить..)

- Садимся поудобнее и посмотрим мультфильм , в котором рассказывают это стихотворение…

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)

– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.

– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?

- Кем он себя представлял?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?

– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму?

- С каким чувством нужно прочитать это стихотворение?

Чтение стихотворения учениками.

– Какой совет вы бы дали мальчику?

- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.

- И я вам сегодня в этом помогу.

Игра «Волшебный цветок..»

- А сейчас, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась….

( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)

Просмотр конца мультфильма «Мама для мамонтёнка»

- Чем заканчивается мультфильм? Какова главная мысль?

- Без мамы невозможно жить на свете, каждому ребёнку, сколько бы лет ему не было, нужна мама. И мы должны о ней всегда заботиться, жалеть и никогда не расстраивать.

Чтение стихотворения Мама! З.Воскресенской .

Самое прекрасное слово на земле —мама.

Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют.

У мамы самое верное и чуткое сердце — в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.

И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Итог урока.

-Кому бы сказали сегодня спасибо и за что?

- Какой урок для себя вынесли? Как вы будете относиться к своим близким?

Рефлексия.

- Давайте проверим наше настроение. Поднимите руки у кого такое же весёлое настроение, как у этого солнышка. Очень приятно, что оно сохранилось у вас до конца урока.

Д.з. с.119-120 выразительное чтение, дополнительно (по желанию): Подготовить рассказ о маме, вставив в него пословицы.

Сейчас мы с вами приготовим сюрприз для своей мамы. У вас на столах листочки с солнышками. Их лучики пустые. Вам нужно вписать туда описание вашей мамы, отвечая на вопрос «Какая она?». В сердцевину солнышка вы можете дома вклеить портрет вашей мамы, и открытка будет готова. Я думаю, вашей маме будет приятно.

Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!

Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!

Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!

Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!

Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!

- Правильно – это наши мамы.

«Колпак мой треугольный»

Воспитатель объясняет правила игры. Слова в тексте стихотворения заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово «колпак» (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово «мой» (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме «колпак» и «мой», произносим; а потом – слово «треугольный» (показываем руками треугольник).

Теперь, произнося текст, заменяем три слова: «колпак», «мой», «треугольный».

Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп

Елена Александровна Благинина (1903-1989).

Родилась в селе Яковлево Орловской губернии в многодетной семье железнодорожника. С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в педагогический институт. Несмотря на большое расстояние до учебного заведения (7 километров), девушка старалась не пропускать ни одного занятия и в любую погоду в самодельной обуви преодолевала неблизкий путь.

Но желание писать оказалось сильнее. В их доме часто звучали песни, в обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы.

Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад.

«Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».

Она писала очень весёлые стихи, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» «скороговорки»

Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги, став в один ряд со стихотворениями Самуила Маршака и Корнея Чуковского.

Самое прекрасное слово на земле —мама.

Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют.

У мамы самое верное и чуткое сердце — в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд.

И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

ДОБРАЯ

ВРЕДНАЯ

ОТЗЫВЧИВАЯ

ХУЛИГАНКА

ВЕЖЛИВАЯ

СПОКОЙНАЯ

ПОДВИЖНАЯ

ЛЮБЯЩАЯ

ШУМНАЯ

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Милая, любимая, красивая, чудесная, ненаглядная, умная, приветливая, симпатичная, внимательная, очаровательная, нежная,

добрая, трудолюбивая,

Милая,

любимая, красивая, чудесная, ненаглядная, умная, приветливая, симпатичная, внимательная, очаровательная, нежная,

добрая, трудолюбивая

Милая, любимая, красивая, чудесная, ненаглядная, умная, приветливая, симпатичная, внимательная, очаровательная, нежная,

добрая, трудолюбивая

Милая, любимая, красивая, чудесная, ненаглядная, умная, приветливая, симпатичная внимательная, очаровательная, нежная,

добрая, трудолюбивая

Милая,

любимая, красивая, чудесная, ненаглядная, умная, приветливая, симпатичная внимательная, очаровательная, нежная,

добрая, трудолюбивая

Милая, любимая, красивая, чудесная, ненаглядная, умная, приветливая, симпатичная внимательная, очаровательная, нежная,

добрая, трудолюбивая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»...

Урок литературного чтения 2 класс тема Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Данный урок способствует формированию у младших школьников ценностной ориентации, формированию нравственных суждений; содействует воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и ...

Тема:Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Перед проведением урока дети должны нарисовать портреты своих мам дома или на уроке ИЗО. Портреты нужно будет выставить для начального обсуждения....

Конспект урока по теме: «Е. Благинина «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел»» (2 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения;познакомить детей с биографией Е.Благининойи произведением «Посидим в тишине»;познакомить детей с биографие...

Конспект урока 2 класс "Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»."

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»....

конспект урока чтения во 2 классе Е.Благинина "Посидим в тишине"

Продолжили знакомство с произведениями о маме. Учились составлять информационную карту и читать выразительно произведение....