«М.Ю. Ефремов «Проговорился»»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема: «М.Ю. Ефремов «Проговорился»»
Цель урока: познакомить с биографией М. Ю. Ефремова, а также с рассказом «Проговорился» показать его мудрость и многогранность.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить со сказкой М. Ю. Ефремова «Проговорился»
Развивающие:
1. Расширять словарный запас детей, формировать навыки правильной и выразительной устной речи.
2. Развивать интерес и внимательное отношение к художественному слову, умение глубокого понимания произведения.
4. Развивать фантазию детей, умение слушать, доказывать, выдвигать предположения.
Воспитательные:
Воспитывать уверенность в себе и эмпатию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_29.04.2020.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 «А»
УМК «Школа России»
Тема: «М.Ю. Ефремов «Проговорился»»
Цель урока: познакомить с биографией М. Ю. Ефремова, а также с рассказом «Проговорился» показать его мудрость и многогранность.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить со сказкой М. Ю. Ефремова «Проговорился»
Развивающие:
1. Расширять словарный запас детей, формировать навыки правильной и выразительной устной речи.
2. Развивать интерес и внимательное отношение к художественному слову, умение глубокого понимания произведения.
4. Развивать фантазию детей, умение слушать, доказывать, выдвигать предположения.
Воспитательные:
Воспитывать уверенность в себе и эмпатию.
Оборудование: учебник Кубасова О. В. Литературное чтение 3 класс, карточки, смайлики, презентация к уроку, карточки для работы в парах, видеофрагмент.
Формируемые УУД:
Коммуникативные УУД (КУУД)
1. Уметь аргументировать свой ответ;
2. Слушать и понимать речь других;
3. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
4. Формировать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.
Регулятивные УУД (РУУД)
1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2. Развивать умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
3. Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД (ЛУУД)
1. Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
2. Проявлять интерес к изучению данной темы.
3. Ценностное отношение к здоровому образу жизни
Познавательные УУД (ПУУД)
1. Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
2. Перерабатывать полученную информацию;
3. Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия; познавательный интерес к науке.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Здравствуйте! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. -Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите, как нужно вести себя на уроке? Давайте проверим вашу готовность к уроку! Все ли у вас есть на столах? Карандаш, ручка, тетрадь, учебник. | Здравствуйте! - не шуметь - слушать учителя -проверяют готовность к уроку | К (2) |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Разминка. Игра «Счастливый билетик». - Возьмите маленькие карточки белого цвета и запишите ответы на мои задания. К нам в гости на урок чтения пришла математика. - 0 увеличить во столько раз, сколько уроков чтения у нас в неделю (0) - 81 уменьшить в 9 раз (9) - Кот Леопольд поймал 8 рыбок и угостил двух мышат. Каждому дал по 4. Сколько рыб у кота осталось?(0) - 35 уменьшить на 30? (5) - Проверьте, какой ряд чисел у вас получился. - У кого счастливый билетик? - Внимательно посмотрите на ряд чисел. - Разделите парами, поставьте точку после первой пары. Что получилось? Что это за число? - А имеет ли она какое-то отношение к уроку? - Действительно, эта дата имеет отношение к ВОВ, так же, как и произведение, которое мы читали на прошлом уроке. - А какое произведение вам было задано на дом? | -0. -9. -0. -5. 09.05 - «Отметки Риммы Лебедевой». | К (2) П (1,2) Л (1) |
Этап выявления места и причины затруднения. | - Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении этого произведения. – Поработайте в парах. Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». • Была бы охота, а выучиться можно. • Знание и мудрость украшают человека. • Наука даром не дается – наука трудом берется. (все подходят) - Давайте одну из них возьмём девизом урока. (Знание и мудрость украшают человека) 2) Тест Обведи букву правильного ответа в кружок. 1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама? А) сожгли немцы Е) бомбили немцы 2. Что подарила Маня Римме? Р) краски Т) альбом 3. Какое звание имел А. Тарасов Л) капитан М) лейтенант 4. О чём попросил лейтенант Римму? О) написать письмо своей дочери П) написать письмо своему сыну 5. «Фью! Это некрасиво получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал? И) потому что девочка очень грязно написала Л) потому что она сделала много ошибок в письме 6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать? Б) учить правила А) писать письма друзьям лейтенанта 7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»? В) по русскому языку Е) по русскому языку и географии 8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант? В) потому что мама уехала в командировку Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись _________________________________________________________ - Взаимопроверка - Какие умные мысли встретились в рассказе? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение) -Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете? -А теперь вернитесь к тесту и выпишите буквы правильных ответов в одну строку. - Что интересного вы заметили, проверяя свой тест? -Это фамилия автора, с чьим произведением мы будем работать на сегодняшнем уроке. - А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179 - «Проговорился». -Так какая тема нашего урока? -Какую цель мы поставим? | Читают пословицы. Вспоминаем правила работы в парах Индивидуально, 1 за компьютером, ответ на экран выводит ключ (ЕРМОЛАЕВ) 1 – Е 2 – Р 3 – М 4 – О 5 – Л 6 – А 7 – Е 8 – В -узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать - ЕРМОЛАЕВ - Фамилия Ермолаев -Ермолаев «Проговорился» -Познакомиться с автором Ермолаевым и его произведением «Проговорился» | П (1) К (2) |
Этап построения проекта выхода из затруднения. | - А сейчас мы послушаем о творчестве Юрия Ивановича Ермолаева. –Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М.Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем. - Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился». Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь в этом произведении. Нос крючком Да чуб торчком, Яркий наряд- Болтает всё подряд, На жердочке сидит Да свысока глядит, То эхом отзовётся, То резко засмеётся. -Рассмотрите иллюстрацию -Откройте учебник на странице 179. -Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ? Когда так говорят: «проговорился»? -Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?
- Посмотрите на доску, вот какие красивые бывают попугаи! -Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили. А сейчас мы потренируемся в чтении скороговорки. Возьмите желтые карточки. – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте сердито, удивленно. – Прочитайте скороговоркой 3 раза. Говорит попугай попугаю: – Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай: – Попугай, попугай, попугай! - Хорошо, молодцы! | Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора -Попугай. -Рассказал что-то. Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию. Существует 316 видов попугаев. 27 видов попугаев занесены в Красную книгу.
| К (1,2) П (1) Л (1) |
Этап реализации построенного проекта. | Словарная работа. Для чего мы проводим её? – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. – Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился? 1. О чем проговорился попугай? 2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность? 3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему? 4. А можно назвать Иру доброй? - А что ж такое доброта? Давайте поразмышляем вместе с барбариками. Физкультминутка. | -Чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст. Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных. Похвала – одобрение. Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться. Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети. -Проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости. | К (1,2) П (2) Л (1,2) |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | 1.Работа в группах 1 группа. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 1. Чему учила Ирочка попугая? 2. С каким настроением Ирочка шла в школу? 2 группа. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 1.Как ребята догадались о непослушании Иры? 2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? 3 группа. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 1.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы. 4 группа. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 1.Прочитайте слова, которые повторил попугай Чико в школе? 2. Найдите слова Алеши. Как вы их понимаете? -Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу. Выберите соответствующую карточку и поднимите. | -Вычитать из учебника. -Улыбалась, ожидала похвалы одноклассников.
-Попугай повторял её грубые слова. -Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная. -Чтоб помочь нам представить настроение Ирочки. -Взъерошился, покосился, отвернулся. -Грустный, юмористический, научный, поучительный. | Р (1,2) П (2) |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | -Что же такое юмор? -Какова же проблема у Иры? Давайте вспомним курс внеурочной деятельности «Азбука добра». На доске записаны два слова: Этика, этикет. - Что общего у этих слов? - Кто сможет дать объяснения этим словам? - Давайте сверим наши предположения по словарю. Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. -Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? – Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. - А можно назвать Иру воспитанной девочкой? А доброй? Какая у неё была душа? -Какая ваза больше подходит для сравнения? Давайте поможем ей стать добрее. - Вспомните, какой волшебный цветок исполняет желания? Если вы готовы ей помочь, то возьмите по лепестку и прикрепите их на доску, чтобы получился цветик-семицветик, при этом дав Ире совет. -Давайте вместе проговорим волшебные слова: -В жизни каждый совершает ошибки, нужно их уметь исправлять. Как вы думаете, исправится ли Ира? Я надеюсь, что эти советы и произведения, которые мы читаем, подскажут и вам как правильно поступать в какой – либо момент. Подготовка к чтению по ролям. - А сейчас мы попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Интонацией постарайтесь передать характер героев. Читать будем со слов «В школе ребята окружили Ирочку.» Каких героев нам нужно выбрать? | - Юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением. -Невоспитанность, грубость, хвастовство. -Это имена существительные, однокоренные слова. -Человек, который следует правилам этикета – это воспитанный человек. -Цветик-семицветик. -Не грубить, уважать старших, помогать, быть вежливой, заботливой, доброй, приходить на помощь. Лети, лети лепесток Через запад на восток Через север, через юг Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли Быть по-моему вели! -Ирочку, попугая, Алёшу, автора. -Бабушка - терпение, Ира – глупость, наглость, хвалилась, затем стыд, одноклассники – осуждение. | Р (1) К (2) |
Этап включения в систему знаний и повторения. | Попугайчик предлагает вам карточки двух цветов. На зелёной задание сложней, но только за правильное выполнение обоих заданий можете поставить себе 5 баллов. А на жёлтой одно задание ценой в 4 балла. Выбирайте. 1. Подчеркни пословицу, которая подходит к теме урока. Сделав худо, не жди добра. Правда, что шило – в мешке не утаишь. Ошибся, что ушибся, - вперёд наука. 2. Продолжи предложение прилагательными: Воспитанный человек ___________________ Самопроверка с доски. Помог ли урок стать вам красивее и мудрее? Спасибо за работу. Я верю в ваши способности, знаю, что вы можете радовать других. И желаю, чтобы эти волшебные слова звучали как можно чаще в ваш адрес. Как вы поняли, что значит «ПРОГОВОРИЛСЯ»? Подводим итог. Кто доволен своим успехом? - Сказкой какого автора мы сегодня познакомились? Как она называется? -Вам хотелось бы прочитать эту мудрую сказку ещё раз? - О чём она нас заставила задуматься? | Правда, что шило – в мешке не утаишь. добрый, уважительный, вежливый, законопослушный, тактичный, сдержанный, доброжелательный, добросовестный, честный. | Р (2) |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Проводится итог деятельности учащихся Я понял ... Я узнал ... Я открыл для себя ... Теперь я могу сам... Я легко справился... Мне было трудно... Мне было интересно... Мне понравилось... | Оценка деятельности учащихся на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Основная мысль произведения. В. Сухомлинский "Вьюга", Ю. Ермолаев "Проговорился".
На уроке используются всевозможные виды работы с текстом: работа с пословицами, составление плана и пересказ, выборочное и выразительное чтение, ролевые игры, способствующие развит...
Урок литературное чтение в 3 кл Ермолаева «Проговорился»
Конспект урока ...
Презентация "Школьные годы" Учитель начальных классов МБОУ "СОШ №3 им. О. А. Морозова" г. Ефремов Тульской области Фатьянова С. А.
Презентация "Школьные годы"...
Литературное чтение, 3 класс, Ю.И.Ермолаев "Проговорился", "Воспитаттели".
____________________________________________________++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++...
Открытый урок чтения. Тема: Ю.Ермолаев "Проговорился"
Тип урока: решение частных задачПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих спос...